Опубликовано 17 Январь, 2025 - 10:45

Как известно многим поклонникам вестернов, «Опасный перегон» должен был стать шестой совместной работой режиссёра Энтони Манна и актёра Джеймса Стюарта. После серии успешных и определяющих жанр «взрослых» вестернов у поклонников жанра потекли слюнки при мысли о новом фильме. Обещание чего-то хорошего подкреплялось именами других участников проекта. Сценарий написал Борден Чейз («Красная река»/«Винчестер 73»), оператором был Уильям Х. Дэниелс («Далёкий край»), музыку написал Дмитрий Тёмкин («Ровно в полдень»/«Гигант»), а к Стюарту в актёрский состав присоединились Оди Мерфи, Дэн Дьюриа, Джей С. Флиппен, Джек Элам и Брэндон Де Уайлд, все известны ролями в вестернах. Но, к сожалению, Манну пришлось выйти из игры в последнюю минуту, и приведенные причины варьируются в зависимости от того, какому источнику стоит верить.

Считается, что Манн был не в восторге от сценария Чейза, посчитав его недостаточно современным (как, по слухам, и Стюарт). Утверждается, что выбор Мёрфи на роль стал камнем преткновения для талантливого режиссёра, хотя это можно объяснить и тем, что у него были другие обязательства и планы снимать другие проекты (в 1957 году он снял «Жестяную звезду» и «Мужчины на войне»). В любом случае, Манн ушёл, и из-за этой ситуации фильм уже никогда не стал бы лучше (к сожалению, Манн и Стюарт поссорились из-за этого и больше никогда не работали вместе). Режиссёром стал Джеймс Нилсон, и фильм был завершён и выпущен с неоднозначными коммерческими результатами. Тем не менее, фильм до сих пор вызывает споры среди западных зрителей, в основном из-за того, что над ним витает призрак потенциально лучшего фильма Манна.

«Опасный перегон» — достаточно хорошее жанровое предложение, но сюжет слабый, а истории не хватает мрачной напряжённости, которую, как кажется, придал бы ей Манн. Сюжет представляет собой слишком знакомую историю о двух братьях (Стюарт/Мёрфи), один из которых плохой, а другой хороший. Основной сюжет крутиться вокруг железной дороги и рабочих на ней, которые угрожают остановить работу и замедлить продвижение по стране, потому что им не платят. Каждый раз, когда приносят зарплату, её крадёт Уайти Харбин и его банда. Боссы просят бывшего работника Гранта Маклейна (тот самый хороший брат Стюарт) перевезти деньги в следующем поезде. Однако, когда поезд всё равно грабят, Грант теряет деньги и вынужден отправиться за Уайти, чтобы спасти мальчика, жену босса и деньги, что приводит его к схватке с печально известным бандитом Ютика Кидом (тот самый плохой брат Мерфи). В сценарии Чейза нет никаких сюрпризов, и на самом деле это довольно посредственное произведение. В отношениях между братьями отсутствует эмоциональная глубина. Тем не менее, здесь более чем достаточно визуальных эффектов, чтобы компенсировать стандартную сюжетную линию и сделать просмотр очень приятным. Снятая в недолго просуществовавшем процессе «Технирама» от Technicolor, широкоэкранная панорама появляется, как только камеры красиво выезжают за пределы съёмочной площадки и буквально направляются в горы Колорадо.

Хотя меня конечно в первую очередь привлекли в этом фильме имена в актёрском составе, и это хорошо, потому что именно эти имена сделали фильм лучше, чем он был бы без них. Сюжет в первой половине довольно скучный, но во второй половине становится лучше. Несмотря на эту более сильную половину, это всё равно не великий вестерн, который мог бы сравниться с лучшими фильмами Стюарта. Музыкальные номера, танцы и неспешное развитие событий в первой половине фильма почти теряют интерес, и только повороты сюжета и перестрелки в последние 30 минут делают его запоминающимся и стоящим просмотра. Но даже в этом случае он не лишён других недостатков — та самая проблема в персонажах. Если вы способны понять Ютика Кида как личность и его намерения, то у вас это получилось лучше, чем у меня — на самом деле фильм даже потерял своего первого режиссёра, потому что тот не смог понять характер персонажа или его мотивацию. Остальные персонажи в целом такие, как вы и ожидаете : верные девушки, злые злодеи, милые дети и т. д., хотя игра актеров делает их лучше.

Джеймс Стюарт всегда на виду, и здесь он хорошо справляется с ролью. Он не великий певец, но неплохо справляется с предложенными ему веселыми песнями, но его главная заслуга в том, что он играет жёсткого персонажа, который не является воплощением добра, но у которого есть прошлое. Ну и конечно он великолепно играет на аккордеоне. Оди Мёрфи крут и ловок, но он не великий актёр, и он не способен сделать так, чтобы слегка иррациональный Ютика Кид был похож на понятного и реалистичного человека.

Поезда — это то, что здесь в порядке вещей, и в адаптации сценариста Чейза по рассказу Нормана А. Фокса именно поезд становится главным героем, намеренно или нет. Когда узкоколейная железная дорога Дуранго и Сильвертон змеится по великолепной местности через Колорадо, именно этот образ остаётся в памяти, а не то, что сделали персонажи с посредственным сценарием. Тем не менее, несмотря на литературные недостатки, режиссер Нилсон показывает себя компетентным в экшн-сценах, которых здесь довольно много (особенно в конце).

В целом, в этом фильме нет ничего особенного, но он всё равно довольно приятен. Из-за большого количества известных актёров в актёрском составе я не могу назвать его второсортным фильмом, но, по сути, он мог бы им стать, если бы не звёзды. Сюжет в первой половине фильма ужасно медленный, но последние 30 минут компенсируют это. Актёры (в частности, Джеймс Стюарт) поднимают фильм и делают его лучше, хоть он и не становится запоминающимся.

Достоинства
  • Аккордеон
  • Джеймс Стюарт
  • Красота природы штата Колорадо
  • Последние 30 минут
Недостатки
  • Некоторые персонажи невыразительные
  • Сценарий мог быть и получше
Азазель5рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также