Опубликовано 13 Май, 2023 - 10:50

  • Опыт использования:
    несколько раз

Здравствуйте, дорогие читатели! Я бы очень хотела иметь образование киноведа или критика, чтобы уметь грамотно и компетентно писать отзывы на такие фильмы, как "Летят журавли". Фильм я смотрела в детстве, но я никогда не смотрела его целиком, чтоб от начала и до самого конца. Прочла здесь в канун праздника отзыв на фильм и захотелось посмотреть вдумчиво. Не посмотреть, а рассмотреть.

Фильм 1957 года.

По пьесе Виктора Розова "Вечно живые".
Кинороман, получивший признание зрителей всего мира и удостоенный множества фестивальных наград, с огромной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все смогли с честью... В центре фильма - трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.

В официальном описании фильма мне очень нравится вот это корректное и конкретное:

 

трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.

Потому что фильм именно об этом. Не об измене и предательстве, как описывают фильм на некоторых сайтах, а в первую очередь о трагической любви.

Актёрский состав блестящий!


Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Кадочников, Валентин Зубков, Антонина Богданова, Борис Коковкин, Екатерина Куприянова

Состав звездный и представить картину без этих актеров невозможно.
Фильм завоевал столько наград! Без сомнения, каждая из них заслужена честно.

1958 МКФ в Каннах (Гран-при «Золотая пальмовая ветвь» - Михаил Калатозов)
1958 МКФ в Каннах (Первый приз высшей технической комиссии Франции - Сергей Урусевский)
1958 МКФ в Каннах (Почётный приз за исполнение главной роли - Татьяна Самойлова)
1958 МКФ в Локарно (Почетный Диплом - Михаил Калатозов)
1958 МКФ в Мехико (Почетный приз - Михаил Калатозов)
1958 МКФ в Мехико (Диплом международного смотра - Сергей Урусевский)
1959 ВКФ в Москве (Особый приз - Михаил Калатозов)
1959 МКФ трудящихся в Чехословакии (Диплом - Михаил Калатозов)
1959 МКФ в Ванкувере (Почётная грамота - Михаил Калатозов)
1959 Международный смотр фестивальных фильмов в Мехико (Почётный диплом - Михаил Калатозов)
1958 Премия Слезника лучшему иностранному фильму, США (Михаил Калатозов)

Татьяна Самойлова играет главную героиню Веронику. "Белка" в ее исполнении вышла с характером. Острая и порывистая она, без сомнения, любит Бориса. Однако, она чрезмерно требовательна. Отчаянно флиртуя и провоцируя его, она не всегда вызывает симпатию. Я не люблю таких девушек, но знаю, что кокетки вроде Вероники действительно привлекают внимание и готовы вскружить голову. мужчине. Это не значит, что Вероника отрицательная героиня или что она какая-то плохая, просто ее несерьезное поведение в самом начале раздражает. И благодаря этому мы сможем потом наблюдать, как и в результате чего меняется наша героиня.
Актриса невероятной красоты! Пронзительный взгляд, такое лицо с изящными чертами. Судьбу Вероники я считаю очень тяжелой, но она познала настоящую любовь и ей есть ради чего и ради кого жить.
Я не нахожу сил как-то рассуждать по поводу ее измены, потому что мне вообще сначала казалось, что это было похоже на изнасилование. Это, конечно, не так. Но морально-психическое состояние Вероники не было нормальным, что не оправдывает измену, но и не позволяет мне называть ее стервой и т.п.
Другое дело, что выходить замуж за Марка, наверное, не стоило. Но тогда такие времена были.
Не понравился ее жест отчаяния с печеньем. Этот и другие моменты мне раскрывали Веронику, как поверхностную натуру. Однако потом мы увидим и другую Веронику. Особенно на вокзале с цветами. Но в момент, когда она начнет их дарить. Талантливая актриса и хорошая, сложная роль. Не скучная и заставляющая о многом поразмыслить. Но Вероника не самая любимая для меня героиня в фильме.


 

Алексей Баталов сыграл Бориса. Глупо так говорить, но ведь действительно мужчина-мечта. Красив, отзывчив, страстен и честен. Существуют ли такие мужчины. Он так ответственно отнесся к просьбе Веронике о памятном подарке. Видеть, как он вглядывался в толпу на вокзале, очень больно. Борис - достойный и честный советский человек. Я все думаю, как больно ему было бы, узнай он о поступке Вероники.
Красивый и очень харизматичный актер. Роль маленькая, но важная. Без Бориса, который так недолго был в жизни Вероники, не было бы и ее самой!


Самая яркая и важная на мой взгляд роль досталась потрясающему Василию Меркурьеву. Его Федор Иванович Бороздин не только воспитал разумного сына и дочь, но и стал отцом и защитником Вероники. Казалось бы, ну как он должен был отнестись к ней после поступка? Но его "бедная девочка" - это не жалость, это в чистом виде огромное сердце и любовь. Безусловная любовь к человеку. И неважно, падший это человек, или проявивший, как солдат в больнице, слабость. Это прежде всего ЧЕЛОВЕК. Кадры с разоблачением Марка - мои любимые! Принципиальность Федора Ивановича настолько органична и естественна, что иной реакции и ожидать невозможно. Но он и не идиот, который отправляет своих родных на убой, о чем красноречиво говорит диалог с Борей, который добровольцем идем на фронт.
Бороздин в картине настоящий, живой, с достоинствами и пороками, красивейший душой человек! Самый лучший герой и самая хорошая роль!!! Аплодисменты и низкий поклон.

Александр Шворин играет Марка. Он и не вызвал у меня никаких подозрений ровно до момента, пока во время обстрела не стал отчаянно играть на фортепиано. Ну а все остальное в фильме только разоблачает этого низкого приспособленца. Неприятный тип, белоручка и просто гнилой индивид. Его крупный подлог с подписью и кажущееся мелким воровство белочки собирает мозаику целиком и никаких иных толкований, оправданий для него к финалу картины не находится.

Светлана Харитонова сыграла сестру Бориса. Можно бы было ее пожурить за холодность к Веронике, особенно после поступка последней. Но я, наоборот, хочу отметить ее честность и желание защитить семью. Правда то, что она не сразу раскрывает Веронике тайну Марка, больше похоже на женскую месть. Но от этого фильм только еще более живой и настоящий.
Константин Кадочников появляется в небольшой роли, но она важна. Его Володя не знает Веронику, хотя ведь видел фото. Но увидев названного сына Вероники и не зная родной ли он, Володя не опускается во всякие там предположения и низкие мысли, он искренне переживает за девушку, которой он доставил боль известием.
Валентин Зубков сыграл Степана. Его так ждала Вероника и не получив ожидаемых новостей, она все же слышит важнейшие слова от Степана. Слова, которые вроде звучат для всего народа, но возрождающие именно Веронику. Роль маленькая, но важная. Слова важные!
Ирина Прейс сыграла Монастырскую. Считаю эту роль очень важной. Она настолько ярко делает акцент на неуместности таких людей в страшные дни войны. Так хорошо обозначает худших, лицемерных, лживых, приспособленцев и паразитов в тяжелейшие для страны времена!
Я не могу не высказаться по этому поводу. 9 мая я не по своей воле вынуждена была около часа провести в центре Минска, в Троицком предместье и мне повстречались вот такие "монастырские". Одна из них открыла двери своей "БМВ" и в День победы на всю мощь врубила песню Глюкозы "Танцуй Россия и плачь Европа, а у меня самая-самая...", а две другие моего возраста бомбины шли в вызывающих нарядах и в пилотках со звездами на голове.
Пишу и снова накатывают эти эмоции, которые я испытала при просмотре сцены с праздником в доме Монастырской и после увиденного на 9 Мая.
Все происходящее на празднике, танцы, песни, еда и жадное чтение чужой записки выглядело так жутко, что я снимаю шляпу перед режиссером и оператором.
"Летят журавли" гениальная картина! Сценарий такой ёмкий, такой живой и пластичный, настоящий!
Война унесла жизни миллионов, принесла столько горя, но НАДО ЖИТЬ.
Надо жить, надо любить, надо строить дальше.
Страшнейшая трагедия должна была превратить в пыль и людей, и их надежды, и их чувства. Но что мы видим?
Все, кроме паразитов и приспособленцев, продолжают жить и делать свою работу, своё Дело. Продолжают верить и любить, и прощать. В сердцах дыры и глаза уже не плачут, но есть место для прощения и место для новых побед и любви.
Рядом с горем всё же идет прощение и любовь.
Героиня Вероники символ всего этого. К ней можно относиться как угодно, но все победить настоящая любовь.

О символах в фильме.
Здесь их много.
Например, те же журавли. Они вроде как и надежда, и вера, и любовь ... улетели, но вот они вновь над Москвой. Их не достать рукой и не потрогать, но так радостно он их крика в небе.
Очень символичны в фильмы и часы на фоне разбомбленного дома. Несмотря ни на что часы идут. Идут часы и жизнь идет.

Поразила меня операторская работа. Подумать только, 1957 год, а на экране просто шедевр операторского мастерства. Это настоящее искусство!

Я от души рекомендую посмотреть и пересмотреть эту картину. И не только в канун праздников.
Сценарий просто потрясающий!
Актеры и герои врезаются в память и вам захочется увидеть и услышать их вновь.
Картина актуальная и заслуженно считается шедевром кинематографа.

Достоинства
  • Актерская игра
  • Военная тема
  • Игра актеров
  • Много важных символов!
  • Мораль
  • Операторская работа
  • Сильный сюжет
pronya2082рекомендует
Читать все отзывы 8
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
13.05.2023
Для меня этот фильм Калатозова эмоционально тяжёлый, каждый раз наивно жду встречи Бориса и Белки. Точнее, их возвращения в ту, мирную жизнь, где только они и больше никого. Меркурьев здесь сыграл сильную роль, глыба кинематографа СССР!
13.05.2023
Надо пересмотреть. А то последний раз только лет в 12 смотрела...
13.05.2023
Шикарный фильм! Какая же она красивая! 😊
13.05.2023
Потрясающий сильный фильм!
Не люблю Веронику, как персонажа, но Татьяна Самойлова невероятная здесь, глаз не оторвать.
Эх, вот играли в советском кино - как проживали жизнь.
14.05.2023
Никогда не смотрела фильм от начала до конца. Оберегаю свою хрупкую психику от эмоционально тяжёлых историй. Я живу в такой истории.
Другие отзывы
Читать все отзывы 8
Смотрите также