Нуар или андеграунд? До сих пор я задаюсь вопросом о спектакле, на котором мне посчастливилось побывать. "Однажды" от театра на Трубной не имеет четкой сюжетной линии, но это и не импровизация. Это извлечённые из глубин памяти воспоминания Марины Дурново о времени, которое ей было отмерено провести рядом с неоднозначной личностью Даниила Хармса. Сложная, несколько запутанная история с хронологией действия, создающей впечатление потерянности во времени и пространстве.
Освещение не выделяло актёров среди обстановки сцены, часто они вообще были помещены в тень, что подчёркивало растворение персонажей в общей мрачной и иногда пессимистичной атмосфере. Это впечатление усиливал и звук капающей воды, который был отсылкой и к милым прозвищам героев (Икринка и Головастик) и как бы намекало на будущее героев: ему тюрьма и гибель, а ей блокадный страшный Ленинград и скитания.
Спектакль "Однажды" от театра на Трубной создан самими актерами: Розой Хайруллиной, Евгением Козловым и Юлией Галкиной. Это всегда необыкновенно и удивительно, когда актеры сами ставят спектакль под себя: те, кто изнутри участвует в процессе лучше всего понимают как он должен в итоге выглядеть, смотреться, какие нюансы следует подчеркнуть. У тандема актёров получилось создать его полным тайных смыслов, аллегорий, с мрачноватой отчасти трагичной атмосферой фатализма и пессимизма, с относительной реалистичностью действия и тёмным освещением сцен. В нём нет ярких декораций. Его нуаровая стилистка несколько растворена и имеет нечёткие грани, в нем присутствует игнорирование стилистических и языковых ограничений, художественных традиций. Это спектакль не профессионалов режиссуры, это история, рассказанная такой, какой актёры сами её видят.
Евгений Козлов для меня стал открытием: до этого я видела его только в эпизодической роли в спектакле "Безумные влюбленные" этого же театра. Хармс в его исполнении яркий, тонкий, чувственный, ироничный, глубокий. Актер показывает и то, каким закрытым Хармс был на самом деле, и его публичный образ весельчака и эпикурейца. Он и притягивает и отталкивает одновременно: грань между героем и антигероем тонка, практически стёрта. Это воплощённый декаданс, мятежная душа, замкнутая в своем эстетическом мире.
Роза Хайруллина актриса из другой реальности. Впервые увидев ее в фильме "Орда" я была потрясена глубиной игры и образов, которые она создаёт. Не обладая какой-то выдающейся внешностью эта женщина тем не менее заставляет неотрывно смотреть на неё, следить за каждым её движением. Как однажды сказал мне один человек о ней: это талант, это не в блестящих трусах по сцене бегать или в космосе летать, чтобы о тебе говорили и стремились побывать на твоих мероприятиях. Поэтому поначалу даже не замечаешь, что ее костюм на сцене это какая-то повседневная невзрачная одежда, она играет так, что ты веришь, что это на самом деле Марина, которая рассказывает о своей жизни.
Юлия Галкина в спектакле представляет журналистку из современности, которой Марина поведала свою историю. Ее роль немногословна, но она - яркий контрастный персонаж на фоне монохромного действия, олицетворяющий собой новую наступившую эпоху.
Этот спектакль не для широкой публики. И очень мудрым решением было ставить его именно на такой камерной сцене Зимнего сада театра, потому что у зрителя создаётся впечатление, что он находится вместе с героями в их маленькой комнатке и они именно ему рассказывают свою историю. Это спектакль-исповедь, созданный людьми, которым пришлось пройти через потери, боль, расставания и через эту призму эмоций передать тот ценностный разрыв, который происходил в жизни Хармса и Марины.