Опубликовано 22 Июль, 2023 - 14:34

  • Опыт использования:
    один раз
  • Стоимость:
    700 рублей

Этот спектакль поставлен по произведению Александра Куприна "Яма", стало быть тема спектакля - жизнь публичного дома, судьбы публичных женщин. Спектакль поставлен близко к оригиналу, показаны все основные сюжетные линии. И все вместе с антрактом умещается в 2 часа и 20 минут. Премьера 2023 года, поставленная в небольшом частном театре с крохотной сценой и всего лишь 13-ю рядами кресел. Но с большим талантом и способными актерами.

Непростой вопрос, как говорить и показывать такую тему. Спектакль имеет возрастной ценз 16+, однако ничего в нем в открытую не показывается. Звучат порой неприятные слова. Но все ж акцент не на физическом уровне, а на душевных страданиях женщин. И мужички философствуют, как же так высокоморальные люди ходят в публичные дома и потребляют... А кто виноват, что есть продажная любовь, и как с ней смириться, и как ее искоренить, и можно ли, а может хоть одну душу спасти?

В спектакле выбраны очень необычные и доходчивые художественные средства. На сцене на крюках 7 серых гамаков.

Спектакль "Яма", театр Ангажемент, Тюмень, начало
Часто они - символ постели. И на них размещаются женщины, и пластикой в технике йоги в гамаках показывают все действие и эмоции. Через движение показывают и как надеваешь маску для клиента, стремясь предстать перед ним в самом выгодном свете, и сами плотские утехи, и душевные муки, и то, как хочется спрятаться после всего от мира, и как сходишь с ума. Хореография местами отталкивающая, движения рваные неприятные. Повторюсь, образы очень доходчивые, убедительные. Внимание зрителя держат ежесекундно.

А еще актеры приходят не сбоку из-за кулис, а спускаются вниз с потолка. Это же яма, дно и изнанка чистенького мира благополучных господ.

Особенно тяжелый и трогательный момент уже во втором акте, когда женщины одна за другой признаются друг другу, как состоялось их падение. У кого в 10 лет, у кого в более зрелом возрасте, но все равно неправильно и несправедливо. Не помню, как выглядел этот момент в книге. А тут все сделано, как у Чехова. Девушки говорят почти одновременно, каждая о своей боли. И если бы читал, то запутался бы. Но проговоренные на сцене эти параллельные монологи как частички пазла складываются в общую картинку. Чудо настоящего искусства.

Спектакль "Яма", театр Ангажемент, Тюмень, студент Лихонин "спасает" Любку

Еще не могу не отметить музыку. Спектакль имеет подзаголовок - скверный водевиль. В нем немало музыкальных номеров. Звучала живая скрипка, пианино. Каким-то чудным образом иногда на нем играл не только музыкант (репортер Платонов), но и клавиши нажимались сами по себе, кем-то невидимым. Не знаю, как это реализовали. И звучали песни начала XX века - блатные и романсы. Эту часть спектакля можно воспринять как небольшой ликбез.

Еще из необычного - роль маленькой девочки в спектакле, как мне показалось, олицетворяющей героинь до их падения, зарабатывающей пока что пением и игрой на скрипке. Начало спектакля не со сцен на сцене (простите за тавтологию), а с диалога двух актеров, оказавшихся в центре зрительного зала. Тем, кто сидел на первых рядах, этого было не видно, а я с галерки сразу поняла, что действие началось.

Спектакль "Яма", театр Ангажемент, Тюмень, концовка

Спектакль тяжелый. Одна мысль грела душу - а может за 100 лет мир изменился? Может сегодня уже не в тех масштабах мы имеем причины, заставляющие девушек идти на этот промысел. Раньше остался сиротой - и никакой защиты. Даже если ты благородных кровей как Настасья Филипповна у Достоевского. А порой нищие матери были вынуждены продавать дочерей. Сейчас худо-бедно соцзащита работает. И многие делают свой выбор в пользу этой профессии вполне осознанно и добровольно, а не от безысходности.

В общем, спектакль мощный. Пробивной. И даже по его окончании меня не покидало ощущение, что и на поклоне перед нами были сыгранные персонажи, а не актеры. Мужчин хотелось презирать и дальше, а к женщинам испытывала безграничное сочувствие. Посмотреть рекомендую. Только теперь уже в новом театральном сезоне.

Добавлю пару слов о зрительном зале. Сидения в нем очень круто идут вверх, поэтому даже с последних рядов сцену отлично видно, можно брать недорогие билеты.

Достоинства
  • Классика
  • Убедительно и правдиво сыграно
Lazy Likaрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также