В какой-то момент мне показалось, что стрелялки от первого лица исчерпали себя. На эту мысль меня натолкнула игра "Ликвидатор 2". Я и так питала к ним небольшой интерес, потому тиражируемое однообразие вовсе сводило желание играть к нулевой отметке. Только проекты с хорошо проработанным сюжетом из серий "Unreal" и "Bioshock" удерживали мое внимание. "Bioshock" особенно отличился оригинальностью. Помните, герой оказывается в открытом океане, добирается вплавь до маяка, погружается в подводный город и начинает увлекательное полное опасностей расследование. Используемый в нем движок "Unreal Engine" позволил девелоперам реализовать все самые смелые и передовые идеи.
"Ликвидатор 2" пошел совершенно иным путем. Игра от отечественной студии "Parallax" базируется на движке собственной разработки, почти лишена сюжета, но сумела вобрать в себя ни много ни мало несколько примечательных линий из хорошо известной классики жанра. В "Ликвидаторе 2" (он же "Liquidator: Welcome to Hell") объединились ключевые моменты и общие нарративы из "Doom", "Hexen", "Quake", "Blood", "Will Rock". Противостояние единственного героя беспорядочно набегающим со всех сторон толпам врагов на открытых пространствах напоминает "Сэма" и "Рока", поиск потайных кнопок и разноцветных ключей к дверям в узких коридорах роднит его с первым "Doom", а всевозможные ползающие головы, мускулистые зомби, зловещие темные маги в надвинутых капюшонах, стреляющие растения - уже по части Калеба из "Blood". Но здесь еще не все. Наш персонаж должен разрушить порталы, через которые нежить проникает в мир людей. Как выясняется, именно для этой цели создано элитное подразделение "ликвидаторов". Банально, правда?
Чувствуется ставка разработчиков на возрождение ранних стрелялок от первого лица, где не было общения с нейтральными персонажами, диалогов, альтернативных заданий. Только идешь и стреляешь во все, что шевелится. Но, как говорил великий Пушкин: "Беда не в том, Авдей Флюгарин,... А в том, что скучен твой роман". Облечь игру в презентабельную оболочку и реализовать ее на должном техническом уровне у команды получилось где-то хорошо, а где-то не совсем удачно.
В дизайне очень много схожего с "Unreal" и "Doom", к тому же чувствуется, что на боевую составляющую и образ противников повлиял "Will Rock". Мне неизвестно, было ли это действительно заимствование, или же создатели "Liquidator 2" пришли к данному образу независимо, оглядываясь лишь на существующие тенденции игростроения. Простое следование формату не принесло бы в мир видеоигр ничего нового, учитывая высокую конкуренцию студий и независимых программистов, поэтому, разумеется, "Liquidator 2" включает немало уникальных геймплейных фишек, только они теряются на общем фоне эклектики.
Внутриигровая организация "Ликвидатора 2" частично напоминает старый "Hexen": вы можете ходить по картам взад-вперед в пределах одного большого эпизода, возвращаясь на предыдущие уровни, а чтобы продвинуться дальше, нужно собрать все руны, расправиться с запрятанными энергоисточниками, отключить тем самым порталы и найти малозаметные кнопки/рычаги/потайные двери, ведущие к выходу. Я подолгу бродила кругами, если что-нибудь упускала из внимания.
Сражения в заброшенном древнем городе с магами и скелетами заставили вспомнить про "Will Rock". Вот тоже враги появляются неизвестно откуда, постоянно восполняют численность своих рядов, прячутся где-то высоко на стенах, поливая огнем сверху.
Даже не знаю, что тут обложить критикой: среднее качество графики и спецэффектов, безликую электронную музыку или же угловатую походку игрока. Он нехотя бежит, едва прыгает, но зато может плавать под водой. Дизайнеры видно, что постарались. Планировку города составили неплохо, в помещениях царит интересная обстановка, да и коридоры не сплошные прямоугольники, а сложные сводчатые сооружения.
Скелеты эффектно выбрасывают молнии из глазниц и толпой наносят серьезный ущерб.
Повергнуть скелета наземь мало. После уничтожения от него отделяется голова и бежит к вам. Вы заметили этот маленький череп на ножках? Противник слабый, но жутко неприятный. Меня каждый раз передергивает, когда вот такая гадость появляется прямо перед лицом.
Первая встреча с черепом не на шутку испугала меня. Только избавление от него с одного выстрела принесло облегчение, что они не столь опасны, как кажутся. Фактор внезапности сработал только один раз, а потом атаки черепов просто раздражали.
Над атмосферой игры в "Parallax" тоже потрудились. Забрасывают персонажа то на середину мрачного болота, то в руины, то во что-то еще зловещее.
Облик некоторых интерьеров заставляет задуматься: а что же здесь творилось, раз это место превратилось в рассадник монстров из параллельной вселенной? Пора звать экзорциста.
Интересно, что у организации ликвидаторов есть свой офис и даже музей с собранными на полях сражений экспонатами. Здесь же проходят тренировки бойцов. Не упускаем случая рассмотреть вещи поближе и заранее узнать, что нам предстоит сделать.
Все образцы оружия игрок получает с самого начала уровня. Остается только отыскать патроны. Когда врагов много, боеприпасы заканчиваются быстро. Арсенал "Ликвидатора 2" скромен: топорик, пистолет, ружье, ракета, огнемет, снайперская винтовка. Ничем не примечательный набор.
О винтовке с прицелом я и вовсе вспоминаю в самую последнюю очередь, обычно на открытых местностях, ведь в зданиях столкновения с противниками происходят практически в упор.
Потайные комнаты с боеприпасами, броней и аптечками имеются в каждой из локаций. Нужно только найти вход.
Некоторые коридоры охраняют ловушки с острыми копьями.
Правильное освещение помогает усилить эффект присутствия. Цветовая гамма отнюдь не однообразная, за что разработчикам я благодарна. В одном помещении нас встречает приглушенный синий свет, в другом напряженно мерцают желто-оранжевые факелы. Есть места, где на стены проецируются тени. Иной раз невольно принимаешь мелькающую тень за очередного врага. Неплохо изображена вода, красиво выглядят зеркальные отражения.
В "Parallax" не поскупились на видовое разнообразие противников. Практически на каждом уровне обитают уникальные враждебные существа.
Одни выглядят как люди, другие как человекоподобные чудища, третьи - хищные птицы, четвертые - растения и т.д. По-настоящему страшных нет от слова "совсем". Больно уж детский ужастик.
Самое ужасное, что здесь есть - это главное меню игры с корявой анимацией и постоянно залипающим курсором. Неужели нельзя было сделать его по-человечески?
Встречающиеся на картах тела принадлежат солдатам, отправившимся на борьбу со злом раньше, но потерпевшим неудачу. К сожалению, игрок не умеет оживлять мертвых, поэтому все что он может сделать, это собрать с них немного брони и патронов. Игра "Ликвидатор" на самом деле вовсе не такая жестокая, как кажется. Даже не видно, что послужило причиной гибели бойцов. На их телах нет повреждений и следов разложения. Они как будто прилегли отдохнуть.
"Ликвидатор" невозможно назвать гимном оружию. Врагов здесь много и они будут появляться бесконечно, возрождаясь при повторном прохождении через локацию. Бороться с ними с помощью одной стрельбы не имеет смысла. Порой я просто пробегаю мимо без боя, чтобы сберечь амуницию.
Светящиеся бочки-энергоисточники. Именно они являются основной целью в игре. Уничтожая их мы разрываем связь между параллельными измерениями, откуда проникает всякая нечисть. Конечно же, эти энергоустановки спрятаны в наиболее укромных местах. У меня ушло много времени на их поиски.
Высокие технологии существуют бок о бок с магией и рунами, а также хитроумными блочными механизмами. Система рычагов и воротов управляет мостами, подъемниками, открыванием дверей.
Фантазия у дизайнеров явно есть. Много необычных вещей можно встретить вокруг. Догадайся, то ли убьет движущаяся махина, то ли мирно перенесет на другую сторону.
Иной раз пробираешься по настолько узким коридорам, что невольно задумываешься о клаустрофобии. А наше напряжение поддерживают еще больше: подвал заполняется плотным туманом, в котором едва различаются силуэты, за спиной кто-нибудь возникает.
Когда я только установила игру "Ликвидатор 2", по ней еще не было гайдов. Она не пользовалась популярностью, о ней мало писали в околокомпьютерной прессе, но старательно занижали оценку. На мой взгляд, проект интересный, если бы его еще немного доработали. То что есть - просто середняк, хоть и не без фирменных фишек.
Редкий случай, когда у меня остались от него диски на память. Столько программ и фильмов уже раздали, а "Ликвидатор" все еще с нами.
Играть или не играть в него: на ваше усмотрение. Я бы ничего не пропустила, не сыграв.