Опубликовано 23 Апрель, 2023 - 13:50

К игре "Саботаж" (Sabotain: Break The Rules) от российского разработчика "Авалон" когда-то было привлечено много внимания. Я помню даже рекламу по телевизору. Игровые журналы и другая компьютерная пресса активно поддерживали проект, хоть и отмечали недостатки. На заставке "Саботажа" звучит песня Sugar в исполнении популярной в то время рок-группы Total.

Ролевые трехмерные игры с открытым миром, где персонаж волен бродить где угодно и действовать по своему усмотрению, пользовались огромным успехом, поэтому отечественные девелоперы решили не отставать от тренда. Прочные позиции занимали TES III: Morrowind, GTA, Mafia. С ними было трудно конкурировать на равных. Украинская GSC Game World, выпустив простой тактический шутер Codename: Outbreak, работала над Oblivion Lost - будущим "Сталкером", постоянно демонстрируя пробные ролики на выставках. Планировалось достичь фотореализма, используя инновационный движок, отображавший натуральные воду, тени, растительность, однако разработчики решили переключиться с космической на чернобыльскую тему, произвести съемки реальных объектов, и до появления первых по-настоящему играбельных результатов прошло еще несколько лет. А компания Avalon Style Entertainment оперативно выпустила Sabotain в 2004 году, но сырость продукта давала о себе знать.

 

Местный компьютерщик за работой.


Уровень исполнения трехмерной графики выглядел середняком среди сверстников. Пустой сглаженный мир еще считался в порядке вещей, как и повторяющиеся кукольные лица с примитивной мимикой. Ведь главное - полная свобода действий и рост умений персонажа. Дизайнеры вдохновлялись игрой Deus Ex и фильмом "Пятый элемент". Получился сферический город будущего, в котором важную роль играют киберимпланты и компьютерные технологии. Картину дополняют многоярусные пешеходные районы, вычурные здания и парящие над дорожным полотном антигравитационные автомобили.

Типичная транспортная развязка.


Цветовая гамма просто вырвиглазная. По ночам на площадях начинаются феерические лазерные шоу. Кажется, даже монитор компьютера способен испускать лазерные лучи. Витрины и вывески одна ярче другой. Радужными тонами подсвечиваются здания и инсталляции. Градиентные текстуры повсюду. Среди общей безвкусицы можно отыскать пару симпатичных моделей, но большую часть времени придется лицезреть однотипных роботообразных манекенов в странной одежде (или намеке на нее).

Интерьеры, на мой взгляд, выполнены интереснее.


О развитии космических технологий напоминают лишь космопорт, куда космические корабли прибывают столь же регулярно, как пригородные поезда, да факт, что действия происходят не на Земле, а на другой планете.


Sabotain - своеобразный предок Cyberpunk: 2077. Футуристический мегаполис, залитый неоновыми огнями, где пересекаются бандиты, хакеры, повстанцы, машинный интеллект. Все новое - это хорошо изученное старое.

Сюжет даже не стоит рассматривать. Как в фильме для взрослых он просто есть. Некая галактическая империя присылает своего агента на планету, управляемую свободной конфедерацией, чтобы тот поднял восстание. Необходимо выбрать мужского или женского персонажа на главную роль. Моделей всего две. Остается взять персонажа с готовыми характеристиками или задать свои. Принципы те же, что и в Fallout. Параметры отвечают за силу, ловкость, меткость, обучаемость, живучесть, медицинские навыки и т.д. Сила здесь основное. Физически крепкий герой/иня спокойно носит тяжелые бронекостюмы и целый склад оружия, в то время как слабому приходится довольствоваться легким бронежилетом и выбирать, какие предметы оставить в инвентаре. От уровня интеллекта зависит скорость усвоения умений. Чем он выше, тем быстрее набираются уровни. Медицинский опыт помогает восстанавливать здоровье после ранений.

Гала-ускорение - самая интересная фишка игры. Это способность героя к моментальной реакции, за счет которой время кажется замедленным как в кино. Она позволяет уворачиваться от пуль и с упреждением атаковать наиболее резвых противников.


Срок действия функций гала-ускорения или невидимости ограничен и определяется количеством энергии. Применяя суперспособности персонаж расходует свой запас энергии. Она восстанавливается сама постепенно или же сразу с помощью синих аптечек-энергоячеек.

 

Также в этом полном опасностей городе необходимо определиться с вооружением, совершенствуя навыки владения им. Как правило, сначала вкладываем очки опыта в легкое оружие (пистолеты, винтовки), а затем в тяжелое. Однако можно поступить иначе, сразу же обзаведясь пулеметом или плазменной пушкой. "Саботаж" не предусматривает никакого игрового баланса. Очень много высокоуровневых вещей располагается прямо на виду в ящиках или спрятано так, что найти не составит труда. Если вы играете впервые, потратьте немного времени на обзорную экскурсию по районам. Во-первых, найдете кучу полезного снаряжения. Некоторые ящики охраняются бандитами или наемниками, но в административном центре - Авалоне - безо всякой охраны лежат ключи от машины "Волга", гранатомет и бронекостюм. Во-вторых, встречающиеся по пути заведения и адреса людей будут отмечены на карте, что потом пригодится при выполнении сюжетных заданий.


Так выглядит контейнер с предметами.


Открытый мир в "Саботаже" представляет собой набор отдельных локаций (районов), перемещаться между которыми можно с помощью городской транспортной системы или на личном автомобиле. На границах районов находятся подземные переходы. Нужно отдельно поблагодарить разработчиков за то, что из каждого узла транспортной магистрали можно попасть в любой другой узел, а не только в близлежащий. Все они взаимосвязаны.


Городская жизнь вполне реалистичная. Одни районы благополучные, другие не очень. В городе работают различные учреждения, рестораны, стрип-бары, отели, магазины. Есть даже квартал красных фонарей. Терминалы самообслуживания позволяют покупать или продавать снаряжение. Автосалон предлагает несколько видов автомобилей. Частные квартиры пестрят оригинальным оформлением интерьеров.

 

Купол центральной больницы.

Местный бар. Веселье продолжалось недолго.

Уличный киоск по продаже всего и вся. От аптечек до управляемых ракет.

Стильная квартирка в мегаполисе будущего.


Пеший способ передвижения превращает "Саботаж" в симулятор ходьбы. Из одного конца района в другой порой приходится идти долго. А вот на машине - наоборот, слишком быстро. По прямой она пересекает карту мгновенно.

В самых маленьких или слишком извилистых районах транспорту вообще делать нечего. Не разгонишься, не развернешься, да и физика у автомобилей просто рельсовая. По сути дела, управление транспортом прикручено к обыкновенному 3D-шутеру без какой-либо проработки механики. На момент выхода "Саботажа" уже давно существовал мод Quake Rally, добавлявший автомобили в игру Quake. В "Сталкере", к примеру, разработчики отказались от передвижения героя на машинах, но с помощью сторонних модификаций можно вернуть способность управлять транспортом.

Дайте проехать!

Автомобили должны были демонстрировать определенный статус владельца, так как стоят много денег, но эта схема разбилась об возможность бесплатного и безопасного получения машины в министерстве. Для прохождения всей игры мне вполне хватает ее. Есть пара заданий на время, где транспорт просто необходим. В автомобиле можно перевозить союзников.

К тому же машина способна сама подъезжать к владельцу, где бы ее не бросили. Достаточно нажать на брелок в инвентаре, чтобы она начала двигаться навстречу. Иногда застревает по дороге. Тогда либо находим ее по указателю, либо меняем свое местоположение и повторяем вызов. Смеха ради попробуйте активировать брелок в здании - авто появится посреди комнаты.


Система повреждений тоже бессмысленная и беспощадная. Автомобилям нипочем падения с верхних уровней транспортных развязок на самые нижние. Если, конечно, под ними не вода и не пропасть. Они приземляются с большой высоты на фундамент абсолютно без ущерба. Зато стоит уткнуться в другой автомобиль, даже просто подъехать вплотную к неподвижно стоящему, и показатель брони начнет стремительно падать, пока не достигнет нуля. Еще стоит остерегаться бандитских пуль. Для починки авто потребуются ремкомплекты, которые необходимо найти или купить.

 

Удручает то, что в заводских настройках "Саботажа" отсутствует полноценный широкоэкранный режим. Максимальное разрешение ограничено 1280x960. Я установила патч на пользовательские разрешения и увеличила разрешающую способность до 1920x1080, однако качество изображения не изменилось. В программе все равно нет FullHD-текстур и высокополигональных моделей. Кадры лишь вытягиваются. Передовыми на то время технологиями отличались Myst IV: Revelation, Doom 3, Half-Life 2, Far Cry, а на отечественные поделки типа "Крида" (который не Егор), "Саботажа" или "Бумера" порой без слез не взглянешь. Но Creed я еще разнесу отдельно, а вот Sabotain более или менее играбелен. В одном из более ранних отечественных проектов "Паркан: Хроника империи", разработанном "Никитой", игровой процесс (симулятор+экшен+стратегия) выстроен очень хорошо и визуал для конца 90-х вполне конкурентоспособный, но идея не получила достойного продолжения. Следующая часть "Железная стратегия" из двухтысячных - уже ничем не примечательный меховод.


Для тестирования "Саботажа" была взята современная ему конфигурация: AMD Sempron 2200+, 1 GB RAM DDR400, Radeon HD4670 1 GB, Windows XP SP2. Игра летает на максимальных настройках. Показатель fps высочайший, скорость даже слишком большая.


У меня сложилось впечатление, что гала-режим с эффектом замедленной съемки ввели вынужденно, не доделав боевую систему. Отбиваться от противников придется часто. Без активации гала-режима невозможно попасть в быстро движущихся недругов. Игра обсчитывает координаты точки прицеливания и заставляет супостатов отбегать в стороны. Источник опасности варьируется от бродяг с ножами до бронированных солдат с гранатометами.

 

Все оружие подразделяется на: ближнего боя (ножи, кастеты, дубинки), огнестрельное (пистолеты, автоматы, дробовики), энергетическое (дугомет, плазменный генератор, лазерная винтовка) и взрывное (мины, гранаты). Количество носимых вещей зависит от показателя силы игрока. Лишние стволы, боеприпасы, аптечки можно продать или поместить на хранение в любой из ящиков, разбросанных по карте.


В игре происходит смена дня и ночи. Есть районы, где днем спокойно, а с наступлением темноты на улицах появляются вооруженные банды. Есть такие злачные места, где круглосуточно не прекращаются разборки. Полиция пытается сдерживать разгул преступности, но чаще всего только мешает защищаться.

Буксир на мели - единственная достопримечательность портового района. Даже днем там находиться опасно.


Ролевой элемент предполагает общение с местными жителями. Обычные боты ограничиваются одной-двумя фразами: "А ты кто?", "У меня могут быть неприятности", "Отвали", "Не сейчас, я занят".

Сюжетные действующие лица настроены на более конструктивные диалоги: у бармена берем задание вытащить его дочь из притона, в гильдии наемников договариваемся о поддержке. Игровой персонаж не умеет сам создавать предметы, поэтому приходится обращаться к специалистам. Скрафтить фальшивый ID поможет хакер, бомбу с таймером - подрывник-наемник, карту объектов - сотрудник предприятия.


О багах - ошибках программы. В большинстве случаев они не мешают играть. Например, есть участки карты, где люди идут не по тротуарам, а парят в воздухе над ними.

 

Оопс! Левитирующий прохожий.

Во время управления автомобилем он где-нибудь на подъеме начинает проваливаться сквозь текстуры. Боты действуют бестолково, часто застревают. Но гораздо хуже то, что присутствуют баги, связанные с квестами, при определенных условиях способные загнать сценарий в тупик. На всякий случай необходимо сохранять прогресс хотя бы в двух ячейках.


Я исполнила свое давнее желание. Наконец-то добралась до "Саботажа" и увидела во всей красе, что это такое. Полагаю, даже ознакомившись раньше, я не изменила бы своего мнения о нем. Идея интересная, но реализация тянет максимум на четверку с минусом. Один раз пройти можно.

Достоинства
  • Интересные дизайнерские решения
  • Мегаполис будущего
  • Открытый мир
  • Персонажи
  • Разнообразные районы
  • Система развития героя
  • Смена дня и ночи
  • Удобное перемещение между уровнями
  • Управление транспортом
Недостатки
  • Баги
  • Интеллект ботов
  • Местами перебарщивает с яркими цветами
  • Никакая физика
  • Однотипные лица
Принцесса Югарекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Не особо интересная...
Можно было в свое время доработать. Поляки же выпустили "Киберпанк".
23.04.2023
Увы, недоделанная. Зато сейчас наши берут реванш!)
Кстати, у игры нормальный рейтинг.
7.5 на Playground
8/10 на Игромании
Недоделки, вроде застревающих машин или летающих человечков, можно считать косметическими. Даже если не брать во внимание глючность Atomic Heart, старая легенда - Morrowind - отличалась не только внутриигровыми багами, но и вылетами программы. Уже с первого уровня у многих вылетала на палубе корабля. Потом разрабы выпустили кучу патчей на каждую ошибку. И все равно "Морровинд" считается шедевром.
Я полагаю, что наши умели создавать идеи. Эти идеи потом с успехом кем-нибудь заимствовались. С технологиями начала двухтысячных было сложно сделать такой открытый мир как в "Саботаже" и навесить на него все графические изыски. Движок собственный авалоновский. У компании не было столько денег и людей, чтобы разработать основу, конкурирующую с Cry Engine или IdTech 4.
Да на счету каждый мегабайт памяти. Ставки начинались от 128 Мб. Сделать игру доступной обладателям не только топовых конфигураций. В то время TNT еще считалась приличной картой. Мне кажется, для успеха требовалось лишь выпустить исправления, убрать баги и в дизайне не увлекаться сюрреализмом. На лазерное освещение просто физически некомфортно смотреть.
01.05.2023
Не знаю такую, но оценку ВАУ оставлю)
А в "Неокрон" играли? Говорят, что они похожи чем-то.
Смотрите также