Опубликовано 23 Ноябрь, 2022 - 19:25

  • Опыт использования:
    один раз

Листая плейлисты советских кинокомедий на разных интернет-сайтах, набрёл и на эту вот интересную, как оказалось по факту непосредственного просмотра, кинишку.

В первую очередь, следует отметить, что, вопреки названию, на самом деле, главный герой фильма - Пётр Евдокимыч, студент родом из деревни - никакой НЕ баламут: значение этого термина таково, что подразумевает некого персонажа, который устраивает беспорядок и смуту. Горохов же, совершенно наоборот, трудолюбив, осознаёт свою ответственность перед обществом и стремится к социальному порядку. Он честен и по-своему принципиален, а также добр и верен своим друзьям, на что реальный любитель беспорядков, скорее всего, не был бы способен.

В роли этого персонажа задействован молодой Вадим Андреев, который более привычен современным российским зрителям в амплуа различных авторитетных дядек типа бизнесменов, старших офицеров правоохранительных органов и т.п. Тем более любопытно наблюдать его артистические навыки в дебютном для него "Баламуте" и осознавать, что в том самом 1978 году он ещё был студентом ВГИК, но уже получил именно главную роль. На мой взгляд, со своими актёрскими задачами он вполне хорошо справился: несмотря на то, что данный киноартист родился и вырос в столице СССР, роль деревенского парня с активной жизненной позицией ему удалась сполна.

Следует также отметить, что по своему жанру фильм "Баламут" неоднозначен, причём дело не только в том, что это - не комедия в чистом виде (хотя в данной киноленте, на самом деле, хватает юморных и просто забавных эпизодов), ибо здесь присутствуют и элементы немалого драматизма (особенная экзальтация которого, разумеется, касается любовных отношений различных молодых людей); а в том, что в данном контексте переплетены реализм и сказка, жизненные проблемы настоящих советских людей и недюжинный стёб. Чего стоят одни только бабульки, которые, довольные тем, что собрали сено для прокорма своих любимых коровок, едут на стоге сверху и распевают на всю улицу: "Листья жёлтые по городу кружааатся!!" )))

Касательно реализма понравилась сцена в поезде, когда главный герой, отведав угощения своего соседа по плацкартной площади, замечает, что деревенское молоко гораздо вкуснее и лучше, чем это порошковое городское.

Фильм очень интересно отображает быт советских студентов второй половины 70-ых годов ХХ века. Несмотря на то, что отсутствуют сцены какого-либо мордобоя или похоти, без которых не обходится практически ни один современный фильм о молодёжи, очень кстати оказалась сцена, в которой Горохов делает серьёзное предупреждение своему соседу по общаге Огородникову и за беременную Катюху вышибает того из коридора аж в туалет. Фраза Огородникова (произнесённая каким-то скабрёзно-шкурным тоном) о том, что он не верит в любовь, выделяется в фильме своей контрастностью, поскольку в кадре царит атмосфера искренности и взаимоподдержки. Грустно осознавать, что в контексте периода российской истории с 1991 по 2022 годы включительно этот персонаж пришёлся бы, как говорится, "ко двору", ибо сейчас таких нравственно неполноценных супчиков пруд пруди.

Самое слабое звено фильма - это весьма странные реакции Пети Горохова на появление перед его глазами иностранной студентки Норис. Такое ощущение, что он по ноздрям чего-то галлюциногенного вдул, а не просто увидел темнокожую девушку, какой раньше ему наблюдать никогда в жизни не доводилось. В связи с этим у меня возникло подозрение, что эта сырая и ни к чему особенно конструктивному (окромя разве что получения Петрухой заветной оценки по английскому языку!) не привёдшая как бы любовная линия была вклинена в сюжет исключительно по заказу кого-то из партийного сектора КПСС или околоплавающих в преддверии Летних Олимпийских игр 1980 года. На это же самое указывает и N-ое количество сцен с уроками физкультуры на стадионе, где "зажигает" и та самая Норис, причём почему-то в гордом одиночестве, как будто в то время в престижном экономическом ВУЗе Москвы никто, кроме неё, больше не учился из числа других иностранных студентов. В общем, вся это псевдо-романтическая линия была бы, наверное, более характерна для сюжета о подростках, нежели об уже сформировавшихся молодых людях разного пола и разных культур. Целесообразности для раскрытия какого-то глубокого смысла (в отличие, к примеру, от сложившихся взаимоотношений Ани и Серебрякова, доказавших, что любви и все возрасты, и все статусы покорны) в этой линии попросту нет. Приятно пообщались в лифте и расстались, судя по всему, навсегда. Зачем тогда вообще режиссёру и сценаристу было сводить их вместе?!? Решить "проблему" со сдачей английского языка можно было бы и как-то иначе.


На мой взгляд, практически идеальной парой для Горохова могла бы быть Клава, которая не хотела отставать от него у проруби в другой, не в его родной деревне. Впрочем, у Судьбы бывают разные задумки насчёт всевозможных сочетаний мужчины и женщины, и, скорее всего, сценарист и режиссёр решили не выходить за рамки амплуа человека, который стремится расти в карьерном и прочем планах именно через перспективы столицы Родины, а не ограничиваться только известными деревенскими просторами. Тем более, что расти главному герою, действительно, есть куда; не зря забеременевшая студентка Катя сказала ему в лицо: "Всем ты хорош, Петя, только непонятливый". На этот же его недостаток указывает и сцена перед этим, в которой у Горохова хватает глупости выкрикивать на весь двор родильного дома своей учительнице по английскому языку вопросы о том, есть ли у неё молоко для родившейся малышки.

В качестве же наиболее сильного звена данного фильма могу отметить атмосферу общей доброжелательности, порядочности, нацеленности на решение различных социально-экономических и прочих проблем. На платформе "Яндекс" я оценил это кино на 10 баллов из десяти, по горячим следам, поскольку впечатления, несмотря на различные нестыковки, недоработки и т.д., получились весьма положительные.

 

Достоинства
  • Жизнерадостный, добрый
Недостатки
  • Линия сюжета со студенткой Норис
RichestHarvestрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также