Опубликовано 15 Сентябрь, 2023 - 13:31

  • Опыт использования:
    несколько раз

Доброго времени суток!

Речь пойдет про художественный игровой фильм «Бродяги Кэнсин» по мотивам популярной одноименной манги и аниме-сериала. Это самый первый фильм из четырех, снятых по франшизе на данный момент.

Главный герой.

Сюжет.

О сюжете этой истории я уже писала в связи с аниме-адаптацией, так что не буду повторяться. Для краткости процитирую аннотацию с "Кинопоиска" в общих чертах дающую представления о происходящем в фильме:


"Чтобы искупить свои грехи, бывший легендарный убийца Кэнсин Химура стал скитальцем-самураем, и теперь предлагает помощь и защиту всем нуждающимся. Во время скитаний он встречает Каору Камию. Её отец открыл школу кэндо в Токио, и девушка работает там инструктором. У молодых людей завязываются отношения, но Кэнсина по-прежнему преследует его ужасное прошлое."

Каору и Кэнсин.
Фильм, снятый по мотивам произведения - всегда риск и для прокатчика и для зрителя. Слишком часто у режиссера возникает соблазн переборщить со своим уникальным видением, а зрителя раздражают отступления от каноничного произведения. К тому же, в любой подобной картине есть ряд необходимых сюжетных изменений, без которых просто нельзя обойтись, переводя книгу (пусть даже состоящую из картинок) в киноформат.

Тем приятнее, когда впечатление от фильма остается положительное.

 

В данном случае, как мне кажется, удалось поймать баланс. Да, отступления есть. Да, некоторыми персонажами пришлось пожертвовать. Да, иногда повествование серьезно ужимается, чтобы вписать как можно больше событий в формат, который и без того немаленький – фильм идет больше 2 часов.

Тем не менее, данная картина в целом смотрится органично, все характеры и основные смыслы истории на своих местах. А кое-где можно усмотреть новые смыслы и увидеть то, что в аниме было не слишком заметно.

 

Мне нравится, что акценты здесь расставлены так, чтобы подчеркнуть жирной чертой то, что, только сойдя с японских дорог и остановившись в додзе семьи Камия, Кэнсин получает шанс на лучшее будущее. И речь здесь не идет о будущем страны, хотя исторический фон в фильме тоже отчетливо присутствует, но о личном будущем героя, который сознательно выбирает его, сражается за него, и, вместе с тем, в критический момент готов всем пожертвовать ради более высоких целей и женщины, которая хорошо к нему отнеслась и приютила в своем доме.

 

В одной старой книге сказано:

"Живущий мечом, мечом же погибнет".(с)

Это справедливо и в отношении хитокири эпохи Бакумацу. По сути, фильме есть два скрытых «героя», не заметных на первый взгляд, и выражающих диаметрально противоположные ценности. Это окровавленный меч Баттосая, все еще жаждущий крови, и незапятнанное кровью сакабато (меч с обратной заточкой, которым в бою можно оглушить противника, но не убить), защищающее справедливость, не требуя человеческих жертв.

Меч Баттосая-убийцы.
Сакабато Химуры Кэнсина.

 

Человек, забравший меч, оставленный настоящим Баттосаем на поле боя, становится фальшивым Баттосаем. Заменой и двойником своего предшественника.

 

Ложный Баттосай.

Есть в этом какой-то сказочный мотив, как будто меч, отнявший множество жизней становится предметом, живущем собственной волей и несущим безумие тому, кто им владеет, как Кольцо Всевластья во "Властелине колец". Жаль, что в самом конце на судьбе меча не сделан специальный акцент – потому что к финалу эта линия немного забывается. А ведь этот момент – момент столкновение клинков и принципов, которые они символизируют, тоже очень символический, если вспомнить и проследить судьбу старого меча от начала и до конца и сопоставить с путем протагониста фильма.

Особенно если вспомнить, что имя "Кэнсин", данное учителем главному герою в детстве, означает «сердце(душа) и меч», и только Кэнсин может решать в который из двух мечей вложить свое сердце, и который из двух станет продолжением его души. Но раз сделав выбор, отступать от него он не намерен.

 

Еще одним важным символом в истории героя становится его решение отойти от дел и стать простым бродягой, странствующим по дорогам обновленной (в том числе и его мечом) Японии. Фильм не сосредотачивается на этом периоде. Может быть, это происходит потому, что в древности люди считали тех, кто путешествует и на время оторван от дома, кем-то вроде призраков. Выходя из одного пункта и еще не придя в другой, путники считались находившимися в пространстве между мирами живых и мертвых, как бы зависнув там до тех пор, пока пункт назначения не достигнут. Не знаю, было ли в Японии похожее суеверие, но с Кэнсином происходит нечто похожее. Несмотря на его желание защищать людей и устранять несправедливости, все еще существующие в новой эпохе Мэйдзи, пришедшей на смену смуте, странствия не становятся для него настоящим решением проблем.

Истинное «перерождение» Кэнсина, по-настоящему начинается не на дорогах, по которым он бродит призраком после окончания битвы у Тоба-Фусими. Путь Кэнсина к людям, его «возрождение», начинается именно в Токийском додзе, когда он выбирает разделить веру Каору в ее «наивные и глупые» принципы. И именно после этого в его жизни начинают появляться настоящие друзья и просто люди, на которых можно полностью положиться.

Повседневность в додзе Камия.

 

Главный герой фильма по собственному опыту знает, что

"Мечэто оружие, а искусство владения мечем – искусство убивать".

Он знает, что эту истину не скрыть за красивыми словами. И все же его задевает странная на первый взгляд идея отца Каору, о «мече, возрождающем людей», над которой смеются городские якудза. Вопреки своему прошлому образу жизни, а может быть, и вследствие его, Кэнсин верит, что нет людей, чьи бы жизни ничего не стоили.

 

Убийца убивает не только других, но и себя самого. В первом ОВА сериале про Кэнсина это хорошо показано. Но и выбирая другой путь, путь расплаты жизнью за свои грехи, герой должен быть готов к тому, что он не окажется легким.

В отличие от манги, здесь мотивов и мыслей Кэнсина не могут понять не только делец Канрю, у которого жадность затмила разум, или наемники, но и бывший начальник Кэнсина, теперь ставший уважаемым и влиятельным человеком, но так и не нашедшим ответа на вопрос: «если убийца не будет убивать, как он будет защищать?»

Возможно, в начале истории только Каору, придерживающаяся философии своего отца, может по-настоящему понять Кэнсина, и именно поэтому она в ключевой момент способна увидеть, что происходит в его душе во время поединка и полностью осознает опасность гибели не физической, а духовной.

 

Один из наемников Канрю, как ни странно, прав: с точки зрения рационально смотрящего на мир и лишенного эмоций человека, принципы Кэнсина, выраженные в его сакабато – такие же странные, непрактичные и глупые, как и идеалы девушке, его приютившей.

На протяжении всего экранного времени эти принципы и основанный на них образ жизни испытывают на прочность друзья, враги и человек, которому Кэнсин подчинялся во времена Бакумацу и который до сих пор остается для него авторитетом. У всех этих людей разные аргументы – но смысл один: «не получится изменить мир без убийств, не получится изменить себя, не получится жить по тем новым принципам, которые ты для себя выбирал».

Мне очень понравилось, как снят один из боев. Он совсем не похож на то, что было в манге, но в этом поединке язык символов читается очень легко. Здесь буквально и очень зримо показывается, как принципы Кенсина обращаются против него же, причиняя ему боль.

Для героя это не причина отступать от того, во что он искренне верит, но сможет ли он придерживаться этого и впредь, несмотря на тяжелые испытания - главный вопрос фильма.

 

Изменения и сокращения в сюжете.

Сюжет данного фильма сосредотачивается на первой части манги, основная задача которой – представить зрителю основных персонажей и показать их в действии. С моей точки зрения, авторы сделали все возможное, чтобы ввести в повествование главных героев и одновременно поведать цельную законченную историю. И мне кажется, им хорошо удалось совместить в одном фильме арку «фальшивого Баттосая», арку бизнесмена Канрю, связанную с историей Мэгуми, историю Джиньэ, а так же вставив несколько важных флэшбэков.

 

Конечно, не обошлось без изменений. Но некоторые эпизоды, которых не было в манге даже показались мне очень уместными. Например, мне очень нравится вставка с соседями Каору, пришедшими ее поддержать, хотя эмоции актеров в этих ролях показались немного наигранными. Но даже без последующих событий, необходимых для раскрытия образа Мэгуми, с участием этих эпизодических персонажей, этот эпизод можно назвать удачной находкой сценариста.

Здесь сразу же показано, что додзе Камия не существует в вакууме само по себе, как это иногда ощущалось в манге. Соседи помогают Каору, она помогает им и именно эта постоянная взаимопомощь, оставшаяся за кадром, заставляет людей бежать в додзе со своей бедой, которая становится общей и с которой справляются сообща.

 

Нравится мне и то, как передана атмосфера городского праздника, во время которого Кэнсин впервые встречается с Каору.

Городской праздник.

За счет таких деталей мир вокруг героев становится немного живее и обретает объем.

 

Одним из самых любимых моментов для меня стали встреча Сайто и Кэнсина в самом начале фильма во время битвы при Тоба-Фусими. Минимум слов в которой компенсируется в полной мере общей атмосферой, выражениями лиц, взглядами. К сожалению, по отдельности кадры смотрятся не так хорошо, как вместе.

 

Очень нравится, что в фильме нашлось место и для флэшбэков в прошлое Кэнсина и Сагары, причем вставленных очень аккуратно, в правильное место и в правильное время. И это тоже отличие от манги, потому что история Кэнсина, экранизированная в формате ОВА, в первоисточнике раскрывается позже середины, в 20 и 21 томах.

Воспоминания о прошлом.

Финал фильма тоже получился сильный, причем там есть несколько финальных аккордов, которые идут один за другим. И все важны. И все завершают какую-то тему. Это и последние слова Курогасы, который даже на пороге смерти пытается лишить Кэнсина забрезжившей надежды на лучшее будущее не только для других, но и для него самого, и диалог с Сайто на ступенях, и, конечно, самая последняя фраза, которую произносит Кэнсин.

 

Отдельной похвалы заслуживает финальная песня, звучащая на титрах, которая символично называется "Начало". Песня очень красивая и осмысленная сама по себе, поэтому вполне может существовать независимо от фильма, но в его контексте начинает играть новыми оттенками смыслов.

 

Про качество фильма.

С моей точки зрения фильм удачный, особенно для экранизации манги и для представителя японского игрового кинематографа для массового зрителя.

Скажу прямо, в большинстве дорам и в подобных фильмах по мотивам манги и аниме, меня обычно категорически не устраивает само качество съемки, даже если подбор актеров неплохой. Здесь качество съемки приближается к голливудским стандартам, не скажу что к стандартам для блокбастеров, но для крепких фильмов-боевиков средней руки - вполне. Не удивлюсь, если здесь сыграло свою роль указанное в титрах сотрудничество с «Уорнерами». Но факт налицо: данный фильм гораздо лучше некоторых дорам, да и некоторых игровых японских фильмов (не считая уже классических лент и артхауса), которые мне приходилось видеть.

 

Постановка боев тоже понравилась.

Сражения смотрятся хорошо, они захватывают. Конечно, воспроизвести всю ту отчаянную акробатику, присущую манге, в реалистичном фильме практически невозможно, но авторы все равно обыграли некоторые приемы в более реалистичном ключе. Воспроизвели даже несколько акробатических трюков, хотя в этом случае результат иногда смотрится не слишком естественно.

Да, если приглядеться, и в постановке массовых боевых сцен есть небольшие провалы, когда враги нападают на героев не все вместе, а по нескольку человек за раз, но все это практически незаметно, если не приглядываться. Один из таких заметных моментов – сражение на лужайке перед особняком. Но и там, если у зрителя уже сложилось положительное впечатление о фильме, можно придумать обоснование, что часть врагов была уже травмирована и не могла быстро продолжать бой, а остальные боялись помешать друг другу в толпе.

 

Актерский состав.

Актерский состав произвел очень приятное впечатление, хотя никого из актеров я раньше не знала. По моему мнению, создателям фильмов удалось подобрать типажи так, чтобы они «попадали в характер» персонажей манги и аниме. В созданные актерами экранные образы действительно хочется верить, несмотря на некоторую утрированность игры, которая временами имеет место.

 

Мне очень понравилась игра Такэру Сато. По моему мнению, ему очень хорошо удалось изобразить раздвоение Кэнсина, переход от тихого, предельно вежливого юноши или даже неуклюжего деревенского дурачка к страшному и искусному убийце. Ближе к финалу от этой необратимой трансформации мороз идет по коже.

Позже мне довелось увидеть документальный фильм, в котором Такэру Сато рассказывал о своем участии в данном фильме. Там становится видно, что актер серьезно готовился к роли Кэнсина. Более того, упоминается, что у него за плечами неплохая театральная школа, включавшая роли в пьесах Шекспира.

Становится видно, что Такэру Сато - актер не только симпатичный, но и прилагающий много сил, дабы прочувствовать своего персонажа и перевоплотиться в него. И результат в итоге очевиден.

 

Вторым образом, а точнее, кинообразом (так как речь идет о перенесенном в вымышленное произведение реальном историческом лице), который в фильме для меня встал практически вровень с главным героем, стал образ Сайто Хадзимэ в исполнении Ёсукэ Эгути.

Сайто Хадзимэ.

Кинообраз этого жесткого, невозмутимого и беспощадного человека, живущего по своим принципам и не чуждого справедливости, которую тоже понимает по-своему, притягивает внимание и завораживает.

 

Коварный бизнесмен Канрю в исполнении Тэроюки Кагавы претендует в моем рейтинге на звание лучшего злодея фильма.

Бизнесмен Канрю.

Да, можно сказать, что актер играет утрированно и временами переигрывает. Но злодей все равно получился отталкивающий и очень запоминающийся. В отличие от противников самураев, полицейских и наемников, с которыми приходится столкнуться Кэнсину, у которых, как правило, есть свои принципы, а то и кодекс чести, этот человек совершенно беспринципен, труслив, и потому жалок, и вызывает отвращение. И актеру удалось передать это в полной мере.

 

Сагара Саноске в исполнении Мунэтаки Аоки (надеюсь, я правильно написала это имя) – отличное попадание в образ из манги.

Сагара Саноскэ

Такэто Танака в роли Яхико был очень убедителен, несмотря на юный возраст.

Яхико
За малый отрезок экранного времени, разбитый на небольшие фрагменты, ему удалось создать образ мальчишки из обедневшей самурайской семьи, дерзкого, проказливого, временами язвительного и непочтительного к старшим, но отважного.

 

Ю Аои, удалось замечательно сыграть роль Мэгуми, «женшины-лисы», как ее называли в манге.

 

Из новых персонажей, введенных создателями фильма, мне запомнился и понравился наемник в маске на службе Канрю, который испытывает на прочность принципы Кэнсина.

Наемник Канрю.
Конечно жаль, что, отряд ниндзя-онивабансю и их командир из оригинальной маги в фильм не попали, но причины, в общем, понятны - хронометраж. Во-первых, пришлось бы рассказывать истории всех этих весьма примечательных персонажей и их командира, во-вторых воспроизвести их техники боя так, чтобы они смотрелись реалистично, наверняка было бы трудно. А наемник в маске берет на себя их основные функции и очень даже неплохо справляется.

В любом случае, можно надеяться, что человек, заинтересовавшийся фильмом, обратит внимание и на мангу, и узнает все эти истории, оставшиеся за кадром.

 

Итог: лично для меня чудо «оживления манги» произошло. Я захотела верить в этих героев и мир, где они существуют, даже несмотря на немного гипертрофированную актерскую игру и персонажей, существующих в русле определенных типажей и амплуа с присущими им характерными чертами. Если история действительно хорошо рассказана, такие условности просто принимаешь, как правила игры, как театральную условность, разрисованный красками «фон» за сценой. С моей точки зрения данный фильм – как раз такой случай.

___________________________________

Аниме-сериал "Бродяга Кэнсин".

ОВА "Бродяга Кэнсин. Воспоминание."

Н.Сталкер «Япония. История и культура: от самураев до манги».

Достоинства
  • Главное в сюжете сохранено
  • Достойная экранизация манги
  • Интересно
  • Красивые съёмки
  • Необычно
  • Супер
Недостатки
  • Гипертрофированно
porcelaincatрекомендует
Читать все отзывы 3
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 3
Смотрите также