Я считаю Кундера очень своеобразным писателем, чей неординарный ум подарил нам немало замечательных и поучительных произведений. А также умение смеяться даже над ужасным прошлым, которое по определенному истечению времени не кажется таким уж скверным. Эту тему обыгрывали еще в сериале "Южный Парк" в серии про СПИД, где через 25 лет над этой темой можно было официально смеяться, и никто не осудит тебя за цинизм.
"Занавес" - замечательная возможность прочитать мысли образованного человека, который понимает про что пишет, и очень доступным языком делится своими знаниями с читателями, которые хотят услышать его мнение про развитие литературы в целом. Если вы любите читать, если книга является вашим верным другом, а текст для вас не просто набор букв, которые складываются в слова и предложения, то вы пришли по адресу : )
Кундера проведет вас по целому лабиринту истории формирования такого понятия как роман, проанализирует вклад наций в общий копилку человеческих мыслей, и наглядно на примере покажет разницу восприятия одного и тоже произведения различными народами и культурами. Короче говоря - интересно.
Сборник состоит из нескольких самостоятельных эссе, которые объединяются под одной общей темой - мировой литературой. Так что можно читать конкретные главы, пропуская те, которые не вызовут у вас интереса. Но я прочитал его работу целиком, и остался под весьма благоприятными впечатлениями друзья. Впрочем, ожидать иного от Кундера было бы нелепо. Это была любовь с первой строки, и я теперь его трепетный и верный читатель, который поставили перед собой задачу найти и прочитать все книги маэстро. И пока что у меня все получается.
Переводчик: Смирнова Александра
Редактор: Полторацкая Н. А.
Издательство: Азбука, 2010 г.
Серия: Книги Милана Кундеры
Страниц: 240 (Офсет)
Масса: 232 г
Размеры: 170x132x13 мм
Аннотация к книге "Занавес"
"Занавес" - это новое литературно-философское эссе Милана Кундеры, впервые переведенное на русский язык. Один из крупнейших прозаиков современности вновь погружается во вселенную Романа. Автор размышляет о глубинных закономерностях этого сложнейшего жанра, дающего свежий взгляд на мир, о его взаимоотношениях с историей. В сущности, Кундера создает основополагающий курс искусства Романа и его роли в мировой литературе. Эссе Кундеры, подобно музыкальной партитуре, состоит из семи частей, каждая из которых содержит несколько блистательных медитаций о судьбах романа и его крупнейших творцов, таких как Ф.Рабле, М.Сервантес, Л.Толстой, М.Пруст, Р.Музиль, Ф.Кафка и др. В "Занавесе" блестяще показано, что работа писателя дает читателю инструмент, позволяющий разглядеть то, что иначе, возможно, никогда не было бы увидено.
Несмотря на распространенное мнение в мире о том, что критиком является несостоявшийся автор, я должен признать то факт, и что среди этой братии есть действительно профессионалы своего дела. Те, кто просто любит качественную литературу, и кто не хочет давать свет всякой второсортной графомании. Ну и вообще критики во многом сводится к нашим личным пристрастиям и вкусам, несмотря на попытку "анализировать объективно". Но читать исследования на тему мировой литературы - это отдельный вид удовольствия.
Персонажи романов не требуют, чтобы ими восхищались за их добродетели. Они требуют, чтобы их понимали, а это нечто совсем другое.
Да, пожалуй, что меня поймет отнюдь не каждый читатель, но это нормально. Ведь и мне, в свою очередь, нравится отнюдь не вся мировая классика, которой принято восхищаться в "читающихся кружках". А некоторые романы, которые здесь восхваляет Кундера у меня вызвали лишь скуку и отторжение. Что в очередной раз доказывает простую как наш мир истину - все мы разные, и каждый находит свою нишу и своего автора. И это нормально. Не стоит стыдиться того, что вам нравится исключительно любовная литература или детективы.
В истории литературы, в противоположность просто истории, остаются одни лишь победы, потому что поражения в литературе, не являются ничьими победами". Эту яркую фразу Жюльена Грака можно пояснить так: история литературы, "в противоположность просто истории", оказывается не историей событий, а историей ценностей. Без Ватерлоо история Франции была бы непонятной. Но "Ватерлоо" мелких и даже крупных писателей попросту забывают.
Если вы не кичитесь "своей избранностью", и не доказываете остальным то, что только ваш автор является "топом", и как остальные могут читать такую ерунду - с вами все нормально, и вы здоровый человек : ) Я никогда не любил и не понимал критику на уровне "не читал, но осуждаю". Именно поэтому я периодически покидаю свою "зону комфорта", и иду туда, где мне априори неуютно в поисках новых авторов. Ведь именно так я и вышел на Кундера. И это прекрасно друзья!
переписка, сколь бы захватывающей она ни была, не является ни шедевром, ни даже просто творчеством. Потому что творчество - это не есть совокупность всего, что написал автор: письма, записные книжки, дневники, статьи. Творчество - это результат длительной работы над неким эстетическим проектом.
Но вернемся к нашему сборнику. Основной темой вошедших сюда очерков является трансформация формы романа в мировой литературы. Мы пройдем вместе с писателем длинный путь от "Гаргантюа и Пантагрюэль" до нелюбимых мной постмодернистов 20 века, который я чаще всего не понимаю, хотя и бьюсь над этим уже не один год. А если учитывать, что на дворе уже 21 век, и романы начинают обретать новую форму и бытийность, то эти очерки не теряют своей актуальности и важности даже в наше время.
Чтобы его [Филдинга] не свалили в одну кучу с теми, кого он презирает, он тщательно избегает термина "роман" и обозначает это новое искусство формулой витиеватой, но замечательно точной "прозаико-комико-эпическое сочинение" (prosai-comi-epic writing).
В сборнике прозвучат достаточно знаменитые фамилии не только европейских авторов, но и наших соотечественников, чьи работы (точнее, некоторые, конкретные романы) будут проанализированы и рассмотрены через призму времени и восприятия других наций.
с каждого наблюдательного пункта, воздвигнутого на линии, прочерченной от рождения до смерти, мир виден по-разному, и поведение того, кто наблюдает с того или иного места, само изменяется; никто не сможет понять другого, не поняв прежде всего его возраста... Но с первого раза видны лишь идеологические псевдоочевидности. Что касается очевидности экзистенциальной, чем она очевиднее, тем менее заметна. Возрасты жизни скрыты завесой.
Не обойдется здесь и без знаменитого списка "100 самых важных книг в мире". Показанным через представления конкретных стран или держав. И может быть вы удивитесь от того, как, в зависимости от территориальной расположенности государства, будут меняться местами авторами и их книги. А некоторые произведения вообще не попадут в этот условный список.
ни один человек не является тем, за кого сам себя принимает, но такое заблуждение свойственно всем, оно естественно и отбрасывает на человека ... слабый отблеск комического.
Мне всегда было сложно писать отзывы не на художественную литературу, так как я не понимаю где та грань отзыва, за которой начинаются спойлеры. Да и как можно проспойлерить взгляды того или иного писателя, который выражает их в своих работах и сборниках, с любовью собранных либо его почитателями, либо издателем, которые решил отдать дань уважения литературному гению?
Применительно к искусству понятие истории не имеет ничего общего с прогрессом; оно не подразумевает усовершенствования, улучшения, усиления; оно похоже на путешествие, предпринятое для того, чтобы исследовать неизведанные земли и нанести их на карту. Амбиции романиста заключаются не в том, чтобы сделать лучше, чем предшественники, а в том, чтобы увидеть то, что прежде не было увидено, сказать то, чего не было сказано.
Поэтому если вам интересен феномен Кундеры, и его взгляд на литературу и искусство, то смело рекомендую "занавес" для ознакомления. Очень интересные мысли, замечательные выводы, глубокий анализ поднятых им же самим тем. Чувствуется и видно невооруженным взглядом то, что человек действительно понимает про что он пишет, и что этот вопрос интересовал его. Что не может не вызывать уважение к проделанному труду.
Европеец, националист он или космополит, утратил он связь с родиной или нет, определяется по его отношению к родине; национальная проблематика в Европе, очевидно, сложнее, серьезнее, чем где-либо еще,.. наряду с крупными нациями в Европе существуют нации маленькие, многие из которых в течение двух последних столетий обрели (или вернули) свою политическую независимость... культурное различие - это самая большая европейская ценность.
Лично от меня максимальная оценка и поднятый высоко вверх палец. Приятного чтения друзья! Кто уже читал эти очерки - делитесь своими впечатлениями. Или может быть что еще посоветуете у этого автора, так как не прочитал даже половину его трудов, и только только подбираюсь к этой вершине.