Эта книга, повествование в которой ведется от лица взрослой женщины, написана для взрослых, но я бы рекомендовала ее и детям среднего и старшего школьного образа. Она тяжелая для восприятия, но поучительна по сюжету.
Роман "Крошки цахес" вызывает огромное количество ассоциаций, мыслей на разные темы, заставляет думать и рассуждать, будит в читателе "диванного психолога". Елену Чижову ставят на один уровень с Людмилой Улицкой и Диной Рубиной, но я считаю это сравнение сильно притянутым за уши. Так как произведения Улицкой и Рубиной легкие, они воспринимаются как рассказ случайного попутчика. Да, интересно, да, познавательно, да, местами весьма переживательно... но не так глубоко.
Не знаю, почему меня так задело это произведение. Может, потому, что в каких-то моментах я узнала себя? и думаю, что каждый, кто прочтет этот роман, найдет в нем своего героя похожего на себя.
Характеров много и разных. "Верхние" и "средние" дети, благородные и приспособленцы, типажи "лучшей подруги", "активиста-старосты", "борца за свободу"...и взрослые, всю жизнь ломающие детские души, обминающие, обтесывающие, навязывающие свои рамки поведения, делающие детей удобными. Процесс воспитания во всей красе.
Мы все от рождения "уроды". Мы писаемся по ночам в постель, болеем, неправильно понимаем то, что надо понимать правильно. Весь период взросления - полоса препятствий.И, к сожалению, окружающие нас взрослые не идеальны. Но присущий нам в детстве максимализм заставляет постоянно искать некий идеал, пример для подражания, впоследствии разочаровываться и обвинять в этом кого угодно, но только не себя.
Главная героиня находит его в учительнице английского языка Ф. Я, честно говоря, так и не поняла, что же в ней было такого привлекательного. Я, видимо, по сути своей отношусь к "средним"и "приспособленцам".
Ф. организовала английский театр. Участвовать в его представлениях было престижно. Не исключаю,что интересно, и сам по себе метод изучения языка довольно эффективен - жаль, что в нашей школе такого не было. Но у меня создалось ощущение, что несмотря на то, что Ф. была хорошим учителем, педагог (в смысле воспитатель) из нее так себе.
В противовес ее великолепному английскому театру в школе организуются зрелищные мероприятия более доступного, народного направления. Профессиональный конфликт взрослых,о котором умалчивают рецензенты, и является основой для войны детей. Это война друг с другом и война со взрослыми. В рецензии к роману суть сюжета сводится к предательству детей учителя. который в них "душу вложил". Но я думаю, что предательство детей - наименьшее из зол романа. Главное зло в любом детском коллективе - это неумение дружить и прощать. Дети охотно дружат против кого-то, когда не объединены единой целью,общим делом.
Вообще, в литературе про детей поднимаются интересные и острые вопросы. Как не вспомнить фильм "Чучело" по одноименной повести Владимира Железникова. Он тоже о равнодушии взрослых, травле детьми наиболее слабого члена коллектива. Бойкот как вид детского спорта. О смелости...
Так вот, в "Крошках цахес" все намного глубже и тоньше. И главная героиня не просто смелая и умная девочка из "средних" детей, но еще и ответственный и благородный человек с огромным чувством собственного достоинства и тактом. Врожденная интеллигентность не определяется количеством поколений интеллигентов. Это нечто большее.
Роман очень "тактильный". Большое внимание уделяется ощущениям, и тому, что детский организм очень чувствителен к внешнему негативу. Благодаря таким немного мерзким моментам создается эффект полного погружения в атмосферу произведения, начинаешь чувствовать себя этой девочкой, со всеми несовершенствами детского организма. Иногда мне хотелось стать мамой главной героини, прийти в школу, всем накостылять,отобрать у ребенка грязную тряпку, переодеть мокрые колготки... но в том и отличие обыкновенных родителей (меня) от разумных родителей, что последние не вмешиваются в детскую жизнь, предоставляют своим детям полную свободу и воспитывают в них ответственность за собственные поступки.
В общем, повторюсь, есть о чем подумать. Надо читать!