Опубликовано 22 Ноябрь, 2021 - 18:19

  • Опыт использования:
    месяц или более

Все мы любим путешествовать. Путешествия открывают много нового, впечатляют и ведут к новым горизонтам. Особенно интересными стали для меня путешествия в средневековье. Эпоха, которая еще год назад казалась только темными веками, сейчас открывается заново. Я не буду говорить о том, что восприятие средневековья только как темные века – уже давно разбитый учеными и историками стереотип, я о другом.


Большое удовольствие доставляет открытие средневековой философии. Где ты будто искусный археолог отыскиваешь, отряхиваешь от пыли и достаешь забытые философские фолианты. Некоторые заветные тома хорошо сохранились и переписывались в византийских скрипториях, а некоторые погибли в песках истории. Особенно интересно их находить, открывать и погружаться в безграничную мудрость древних.


Эти книги – это путешествия в мудрость веков. Будь то арабские философы и врачи, византийские монахи или средневековые схоласты. Прикасаясь к их работам и философским системам – открываешь для себя весь мир. От быта и жизни мудрецов в мечетях и библиотеках Востока до монастырей и университетов Запада до культурных памятников прошлых эпох. Это подлинная интеллектуальная археология. Углубляясь в их философские системы, можно получить доступ к умонастроениям эпохи, продуцировать основные идеи и получить огромное удовольствие. Как писал еще Платон, величайшее удовлетворение человека от интеллектуального познания и понимания.


Книга Альберта Штекла «История средневековой философии» меня приятно удивила. После упадка Западной Римской империи философские школы и книги начали приходить в упадок, и мы могли потерять эту великую традицию античности. Но спустя какое-то время произведения Аристотеля и отчасти Платона вынырнули в арабском мире. Я читал много профессиональных статей, как арабская философия создала западную схоластику и средневековые университеты, об этом много текстов. Но не знал как эллинская философия отправилась на восток. Вот ответ:


Со времен правления Аббасидов (750-р.) до арабов дошла аристотелевская философия, особенно при халифе Аль-Мамун. Знакомство арабов с произведениями Аристотеля вышло из-за взаимодействия с сирийскими христианами. Сирийские христиане служили у арабов в качестве врачей; они сначала перевели медицинские труды, но вскоре пришли и к философской литературе. Поскольку аристотелевская философия с ее натуралистическими тенденциями, была особенно схожа с медицинскими науками. В начале они переводили аристотелевские произведения на сирийский язык, а уже потом – на арабский. Благодаря этому философия Аристотеля нашла убежище у арабов. А известные арабские философы были по совместительству и врачам

Итоги:


Книга Штекла открыла много новых имен и была очень информативной. Все мы знаем книгу «Имя розы» Умберто Эко. Главная сюжетная линия развивалась из-за того, что если бы средневековые монахи нашли утраченный том Аристотеля, то это нанесло бы сокрушительный удар по христианству. Как показала эта книга, такое мнение ошибочно. И хотя Аристотель был ключевой фигурой средневековья, его труды критиковались и отвергались схоластами.


В стране растет интерес к античности. Философия Платона и Аристотеля, а также стоицизм у нас переиздаются и снова готовятся к печати. Обращаясь к античности мы обходим средневековье, будто там не было ничего стоящего и это были только темные века. И хотя путешествия по тропам средневековья бывают иногда запутанными и тяжелыми, но они приводят к новым интеллектуальным открытиям. Всматриваясь в насыщенную духовную и интеллектуальную жизнь, путешествуем к целебным источникам мудрости и духовности. Мы должны вновь открыть для себя эту удивительную эпоху.

Достоинства
  • Детальная
  • Интересная
  • Открыла много нового
  • Открыла философию средневековья
Недостатки
  • Книга написана на старословянском язике
Іван Гуменюкрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также