Опубликовано 18 Октябрь, 2022 - 10:49

Всем привет, друзья! С вами Ищущий , и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения рассказа "чудовища", который буквально заставил меня нервно смеяться после знакомства с ним. И даже задуматься на тему разного восприятия казалось бы одного мира. И вот невольно в очередной раз я осознал очевидную вещь - нельзя быть героем и хорошим человек для ВСЕХ. Все-равно найдется тот, в чьих глазах ты монстр, ужасное порождение ночи, и далее по списку.

Кордовир и Хум стояли на скалистом гребне и наблюдали за странным предметом — раньше такие штуковины здесь не появлялись.

И вот что хочешь с этим делай, но восприятие собеседника изменить не получится. Просто потому, что он воспитан в другой парадигме. У него восприятие мира происходит ИНАЧЕ. И если мы начнем рассуждать на тему того, что мы правы, потому что мы правы, то... Мы попадем в ту же самую ловушку, в которой оказалась персонажи произведения Роберта. Две абсолютно противоположные цивилизации столкнулись лоб в лоб, и обе не понимают, что теперь с этим делать.

— Он держится на огне, — сказал Хум, — даже твои старые глаза должны это разглядеть.

Как можно рассуждать о дипломатии, о общих интересах или обмене технологиями, если у них кардинально РАЗНЫЙ взгляд на жизнь, на мироустройство, и даже на самую банальную вещь - важна ли жизнь разумного существа? Стоит ли говорить о праве на свободу слову и безопасности любой личности? Или есть те, чья жизнь менее важна для общества, и потому ей не только можно, но и нужно жертвовать, если того требуют обстоятельства?

Хум прикинул в уме:

— Пятый день луггата.

— Проклятье! — воскликнул Кордовир. — Мне пора домой — убивать жену.

— Успеешь. До захода еще несколько часов.

Что случится, если кто-то извне решит, что культура другой цивилизации ужасна по своему устройству, и попытается вмешаться в вековые традиции, чтобы изменить их за несколько дней? Подобную идею я уже встречал у Ефремова "час быка", когда благородные и праведные во всех начинаниях коммунисты прилетели на чужую планету капиталистов с целью принести им просвещение и великие дары своей Родины. Только вместо благодарных жителей они почему-то столкнулись с откровенным бунтом и нежеланием людей принимать их взгляды на жизнь.

Дикари, да и только. Что с них взять?

— Это очень любезно с твоей стороны, — поблагодарил Кордовир юношу, и они заскользили вниз по крутому склону.

Рассказ мне понравился. В целом. Есть определенные вопросы с точки зрения некоторых поведенческих заключений героев. В частности, я не до конца понимаю как между ними вообще мог произойти конфликт. Точнее, я понимаю причины того, что стало нулевой точкой для противостояния двух разных видов. Но в тоже время я не понимаю КАК одни решили интерпретировать предложение другой стороны подобным образом.

— Думаю, нам лучше вернуться, — сказал Кордовир, заметив приближение ночи.

— Ерунда, у нас масса времени. — Хум самодовольно поиграл мускулами.

Просто не понимаю. К вам прилетели чужаки. Вы даже не до конца понимаете их речь, и потому не можете быть уверены полностью в мотивации своих гостей. Но при этом вы свято убеждены в том, что вы верно поняли одну из сложных фраз чужаков? Буквально страницу назад рассуждая о том, как ВАЖНО правильно понимать нюансы чужой культуры, и что всегда есть страх непонимания другого собеседника, который может привести к печальным последствиям.

Жена Кордовира готовила ужин. Она повернулась спиной к двери, как требовал обычай. Кордовир убил ее резким ударом хвоста, оттащил тело за дверь и сел за еду.

Простите, но не верю. Мне эта сцена окажется откровенно натянутой. Исключительно ради того, чтобы оправдать дальнейший сюжет рассказа. А потому один балл у истории я скидываю. При всем уважении к фантазии Шекли я уверен в том, что он мог бы лучше обыграть ключевой момент своего же рассказа. И вообще, это все вкусовщина : )

«Опять он успел сюда раньше меня», — недовольно подумал Кордовир.

Когда юноша закончил, Кордовир высказал предположение, что в металлическом предмете могут находиться разумные существа.

В остальном же у меня нет никаких претензий к прочитанному. Отлично показано противопоставление двух разных культур, которые настолько сильно отличаются от друг друга, что диалог просто невозможен в силу этой самой разницы. Что еще сильнее вводит в ступор - у каждой цивилизации есть действительно ОБОСНОВАННЫЕ причины считать варварами именно другую сторону. И как бы шовинистически это сейчас не звучало, но мне кажется, что местные жители, к которым прилетели наши далекие потомки, должны САМИ выбирать путь развития своей цивилизации.

— Необязательно, — возразил Мишилл, — оно могло погаснуть само.

Начался вечерний спор.

И дело даже не в том, что жизнью любого существа священна (только почему-то даже в нашем мире это звучит обычно только на словах. Или напомнить про вполне официальную доктрину ЛЮБОГО государства, что ради блага ВСЕХ (или конкретной страны) можно и нужно жертвовать жизнями пары людей? Потому что интересы нации/страны важнее жизни конкретного человека?), а в том, почему у жителей другой планеты такое странное отношение к некоторым членам своего же мира.

— Вероятнее всего, там чудовища, — сказал он. — Если принять во внимание…

— Необязательно, — возразил Экстелл. — Подумай о совершенстве нашего организма! Один фасеточный глаз…

Да, можно заявить о том, что это лишь костыли культуры, которые мешают им развиваться и двигаться дальше. Но что если предположить (просто предположить) что они примут нашу модель существования? В какой хаос будет приведена их собственная жизнь буквально через несколько месяцев? Ведь кроме моральных и исторических процессов, которые заставляют их поступать именно так, как они поступают, есть и физиологические особенности расы. Про которые люди почему-то не вспомнили, а просто решили обозвать жителей открытой планеты чудовищами.

— Шанс, что они похожи на нас, — продолжал Кордовир, — бесконечно мал. Могут ли существа, похожие на нас, построить такую штуку?

И это подводит меня к немного печальному выводу о том, что даже если мы когда-нибудь обнаружим в космосе разумных существ (а не саранчу космического размаха, как это было в "день независимости"), то это ничего не означает. Контакт может не получиться, или мы же убежим в ужасе от друг друга. Как говорил "неудачник" в "лабиринте отражений: " у меня нет рук в вашем понимании, и мы не понимаем ваши математические формулы, потому что у нас другие органы, с помощью которых мы познаем мир"?

Издательство: Эксмо, 2008 г.

Серия: Отцы - основатели

Жанр: Классическая зарубежная проза

Страниц: 960 (Офсет)

Масса: 838 г

Размеры: 207x135x45 мм

Аннотация:

Что это за остроконечный предмет, извергающий пламя, спускается с небес на землю? О, да это же космический корабль! И из него выходят какие-то непонятные существа с раздвоенным хвостом и ужасным шарообразным наростом в верхней части туловища.
Кто они такие? Нравственны ли они или может быть они… ЧУДОВИЩА?

 

Сюжет сам по себе не прост прост, но даже примитивен.

На планету разумных существ (которые называют себя людьми) спускается космический корабль. Аборигены очень долго спорят на тему того, есть ли внутри железной штуки кто-то разумный. После долгих споров и обсуждения о том ,что если огонь потух, то значит им кто-то управляет, местные жители разошлись заниматься своими делами. Да, сперва им было интересно смотреть на странный объект, который опустился с неба, но никто не отменял домашние дела, и потому город возвращается в привычную рутину, не обращая внимания на корабль.

Существе стояло на металлической плите. Округлый предмет, венчавший существо, поворачивался туда-сюда, но тело не двигалось, чтобы придать смысл этому жесту. Наконец, существо подняло два щупальца и издало странные звуки.

Из которого через некоторое время выйдут чужаки, настолько отталкивающие своим внешним видом, что часть общины сразу же обвинит их в аморальности в силу только их облика, и потребует избавиться от чужаков, не вступая с ними в контакт. Если потребуется, то даже уничтожить и убить, так как мирное существо не может выглядеть настолько отталкивающе. Но разум перевесит сиюминутные чувства, и начнется попытка общения между двумя разными цивилизациями.

— Нет, они не люди, — твердо заявил Кордовир. — Следующий вопрос: нравственны ли они?

Которая закончится непониманием, открытым конфликтом и даже вооруженным сопротивлением. Что удивительно - агрессора в привычном смысле слова тут не будет. Каждая сторона будет только защищаться. От чужаков, и от их странно и неадекватного мышления. Каждая сторона обвинит друг друга в чудовищной морали, которая несопоставима с адекватной цивилизацией. Но так как ни у кого не хватит сил для тотального истребления оппонентов, то все закончится тем, что корабль с чужаками просто уберется восвояси, оставив разъярённых местных жителей на родной планете.

Движения существ больше походили на обламывание веток, чем на плавные, волнообразные движения людей. Когда они двигались, были заметны кости!

Которые окончательно убедятся в том, что они были правы с самого начала - существо с ТАКИМ внешним видом не может быть добрым даже в силу определения своими физическими параметрами. Зло метит своих последователей, просто не позволяя принимать им нормальный облик, который не только радует глаз, но и дает понять, что оппонент является проповедником добрых начал.

Долго думать о чужаках у жителей не получится - им придется зализывать раны после такого контакта, а потом вернуться в привычное русло существования.

— Подождите! Давайте попробуем поговорить с ними! Мир огромен и многолик, говорил Кордовир! Может, они все-таки нравственные существа?

А что касается представителей другой стороны, то они точно также убеждены в чудовищности тех, к кому они пришли с миром. Что действительно забавно - по отдельности это действительно две МИРОЛЮБИВЫХ цивилизации. Способных развиваться, выйти в космос, начать осваивать новые миры и строить колонии. Но именно здесь и сейчас они были не готовы к общению, так как сам образ жизни другой цивилизации кажется отвратительным для другой стороны.

— Привет, — сказал он.

Существо что-то ответило.

— Не понимаю. — Хум отступил назад.

И если рассуждать с точки зрения землян, то, конечно же, я на их стороне. И я тоже считаю чудовищами именно мирных жителей, чья цивилизация построена на ужасных вещах. Вот только я помню пословицу про чужой монастырь. И я понимаю, что не все так однозначно и просто. И что возможно (только возможно) такой образ жизни действительно НЕОБХОДИМ странным созданиям с другой планеты. В силу некоторых явлений, на которые они не в силу повлиять на текущем уровне развития своей цивилизации.

— Ты знаешь, — сказал Хум, присоединившись к приятелю, — я думаю, они хотят выучить наш язык. Или научить меня своему.

— Не делай этого! — предостерег его Кордовир, чувствуя туманный край Великого Зла.

В любом случае, это прекрасная иллюстрация того, как легко и быстро мы готовы навешивать ярлыки на другое существо ради благих целей (заметьте, я специально не поставил кавычки, так как я солидарен с жителями Земли, которые натолкнулись на столь чудовищную цивилизацию) вместо того, чтобы попытаться понять их. И может быть (только может быть) предложить иной путь развития. Попытаться разобраться в причинах стол ... странных традиций, которые корнями уходят в далекое и темное прошлое.

— Наверно, — неопределенно ответил Хум. — Если не подвернется что-нибудь новенькое.

— Главное, выясни — нравственны ли они?

— Ладно! — бросил Хум и заскользил дальше.

И которые можно попытаться переиграть или переосмыслить.

Всем любителям фантастики рекомендую рассказ для прочтения!

 

________________________

З.Ы. Если вы интересуетесь книжными новинками или подборками артов по любимым вселенным, если вам интересно читать книжные рецензии, или хочется поделиться своими мыслями по поводу очередной прочитанной книги, то сообщество "живу с книгами" ждет вас! Мы рады всем, и с нетерпением будем ждать и тебя, друг. Присоединяйся!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
18.10.2022
шекли великолепен, читала этот рассказ.
Смотрите также