Опубликовано 22 Февраль, 2021 - 20:33

  • Опыт использования:
    несколько раз

Доброго дня!

Как жаль, что приписка "основано на реальных событиях" часто потеряла всякий смысл в мировом кинематографе. Стремление увеличить ёмкость кинокассы не имеет ничего общего с исторической достоверностью. К счастью, советский кинематограф выделялся в лучшую сторону и этот фильм о войне оказался настоящим. Без всяких приписок.

Кинолента, совместный плод творчества режиссёров Леонида Менакера и Никиты Курихина, порадовал ясной основой из исторических фактов.

Со школьных времён мы знаем об угнанном немецком бомбардировщике военнопленным Михаилом Девятаевым. Как оказалось, угон грозной броневой машины и вызов паники в фашистском тылу это тоже исторический факт и далеко не один.

Сюжет

Лето 1942-го года. На военном полигоне в тылу нацистской Германии проходят натурные испытания противотанковых орудий. Для оценки возможностей и улучшения технических характеристик своих орудий и новых снарядов военные инженеры и боевые офицеры вермахта используют трофейные танки Т-34 Красной Армии.

Для большей достоверности испытаний сформированы экипажи "смертников" из числа военнопленных.

Остаться в живых в немецком плену большая удача или везение, и военнопленные ищут возможность покинуть лагерь. Хотя обречённость каждого человека прослеживается сразу, ведь до линии фронта неизмеримо далеко.

Удастся ли использовать возможность для побега и сам финал военной истории мы узнаем только после просмотра.

Военные реквизиты

Советский танк Т-34 образца 1942 года стал главным техническим героем ленты. Нет ошибок в достоверности модели, всё верно. Именно такое 76-мм орудие танка Л-11 (или похожее орудие Ф-34) монтировалось на башню танка в начале сороковых. Модернизированных позднее "тридцатьчетвёрок" в фильме просто нет, как нет и ошибок создателей.

Боевые испытания немецких снарядов выполнены из известного орудия Pak-38 (50-мм), довольно удачного и эффективного по тому времени.

После войны эти орудия массово были направлены на переплавку, однако оригинальных экземпляров хватало на большинстве киностудий СССР.

Т-34 это средний танк Второй мировой войны, самый массовый в РККА.

Удачная разработка конструктора Михаила Кошкина изначально оснащалась 76-мм пушкой. Модификация с мощной 85-мм пушкой появилась в начале 1944 года. Обладал передовой конструкцией с дизельным двигателем и наклоном броневой защиты, высокой ремонтопригодностью.

Участник боёв в Великой Отечественной в 1941-1945 годах, а также в Корейской войне 50-х, конфликте между Египтом и Израилем в 60-х, военных действиях на Кипре в 1974.

Актёрская группа

Советский военнопленный Иван в роли Вячеслава Гуренкова получился настоящим героем. Отношение к военнопленным красноармейцам со стороны немцев печально известно.

Русский механик-водитель выжил и на его долю выпала отвага, обдумывание боевой вылазки и даже уместный кураж.

В группе военнопленных правдиво смотрятся и актёры Геннадий Юхтин, Валентин Скулме, Валерий Погорельцев. В невыносимых условиях плена их героев объединяет многое и понимают они друг друга с полуслова. Для всех них честь и преданность Родине не были пустыми словами или казённой выдержкой из Устава.

За всеми действиями и фразами актёров мы следим без перерыва, ведь это подлинная игра лучших из лучших.

Противник, столь жестокий и беспощадный, смотрится отлично, без известных глупостей. Изобразить в таком качестве, без лишних придумываний, просто блестяще удалось Бруно Ою, Хейно Мандри, Эрвину Абелю и Жанису Катлапу.

Их лица очень близки к их героям, где угадываются характер, военная выправка и стеклянные, жёсткие глаза. Без таких, прямо скажу, фактурных актёров, любые воспроизведения солдат вермахта будут вызывать справедливые сомнения. У актёров, кому суждено сыграть нашего противника, роли стали превосходными.

В эпизоде русских (конечно, советских) невольниц актрисами Любовью Малиновской и Людмилой Глазовой переданы отчаяние, надежда и искренняя сестринская любовь к соотечественникам.

Короткий эпизод героинь, мощный по своей жизненной сути и остро щемящий сердце любого человека.

Сцены, которые сейчас не снимают

Современные военные фильмы, претендующие на историчность, славятся, к сожалению, слабыми диалогами героев. В их речах фальшь очевидна и уловима сразу. Также аналогично плохо смотрятся психологические аспекты очень многих кинокартин, снятых в последний десяток лет.

Когда нет диалогов, нет смысловой нагрузки, отсутствует внутреннее переживание героев, не помогут ни значительные бюджеты, ни восхитительные эффекты, ни псевдоисторические сцены.

Я не вижу в чёрно-белом "Жаворонке" указанных ниже сцен, которые можно сколько-нибудь поставить под сомнение.

1. Поле, на котором работают угнанные на чужбину русские женщины. Бесплатная рабочая сила из окуппированных территорий Советского Союза использовалась бюргерами активно, в том числе в сельском хозяйстве.

2. Сцена в немецком кафе, где драматизм достигает своего психологического пика, сегодня практически исключена. Уничтожение городского милитаристского памятника носит вполне ясную цель и обычные гражданские немцы будут помнить это до конца войны. Лето 42-го это тяжёлые для Красной Армии бои и настроения в Германии были ещё победными.

3. Сама попытка угона восстановленного танка здесь не потеряла зрелищности. Никак не могло быть в танке боекомплекта, немецкая педантичность и оправданная осторожность не позволили известные вольности.

Поэтому, видимо, режиссёры не стали втирать очки зрителю, а просто добавили правдоподобности. За что им честь и благодарность.

Итоги

Тем, кто интересуется военной историей, кто имеет белые пятна в хронологии Великой Отечественной войне, кинолента станет неким откровением. В отсутствие привычных сейчас спецэффектов, где мы наблюдаем действительно впечатляющий полёт снаряда или пули, фильм выделяется очень высокой режиссурой и проработанным до самых мелочей сценарием.

Если внимательно слушать речь героев, их диалоги, то непременно придёт мысль, что подобное встретить в современных военных фильмах и сериалах можно с необычайным трудом.

Киношная цензура в СССР не всегда оказывалась последней инстанцией, иногда она преодолевалась властью свыше. Однако здесь консультанты, вчерашние фронтовики и истинные историки, не позволили перейти границы вседозволенности и сделать из войны неуместную мультипликацию.

Реконструкторы военных событий и историки, конечно, укажут на несколько незначительных несоответствий. Но только, скорее, в части войскового реквизита.

Режиссёрская же работа выполнена на "отлично", что не позволит зрителю просто взять и забыть фильм о героях. Конечно, отмечу труд сценаристов Михаила Дудина и Сергея Орлова (командир взвода танков "Климент Ворошилов"!), которым довелось самим воевать на передовой. Очевидно, что соврать или приукрасить сюжет им было нельзя.

Сегодня, когда в школьной программе нет чёткой структуры изложения самой кровопролитной войны, кинолента 1964-года о военнопленных вызовет только благодарность за память. Правдивость, реальность происходящего, фактурность актёров стали главными достоинствами фильма.

Всем хороших просмотров лучших фильмов!

Достоинства
  • Безупречные психологические сцены
  • Динамичность действий
  • Достойный подбор актеров
  • Основа фильма реальная история
  • Отсутствие ляпов в реквизите
TrueObserver737рекомендует
Читать все отзывы 3
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
22.02.2021
Люблю советские фильмы про войну. Много посмотрела. А этот пропустила. Посмотрю в праздники.
22.02.2021
Да, раньше снимать умели. Сейчас военные фильмы как штучный товар, немного достойных
Другие отзывы
Смотрите также