Уникальное в своём роде кино. Осколок уходящей эпохи и традиции. Телепоказ которого состоялся даже раньше «официальной» кинопремьеры. Что позволило фильму «Курица» сохраниться и остаться в памяти зрителей.
Да и была ли она, премьера в кино, датой которой значится 1 января 1992 года? И где она состоялась? Может, в гостиной продюсера Геральда Бежанова, автора хитов «Самая обаятельная и привлекательная» и «Где находится Нофелет?»
Советский кинопрокат в то время пребывал уже в глубоком коматозе. Остатки государственных студий и многочисленные кооперативы штамповали чернушно-порнушные выкидыши с названиями «Распад», «Катафалк», «Шкура», «Дура», «Б..я» и пр.
От многих даже дрянных копий не сохранилось. И мало кто их видел. Кинотеатры к тому времени в полный рост коммерциализировались, крутили западные боевики и эротику, в фойе торговали итальянской мебелью и турецкими свитерами.
Так что фильму «Курица» очень повезло, что он каким-то образом попал на ТВ ещё в 1991 году. Телевидение последнего года СССР было переполнено политическими программами и дешёвым зарубежным развлекательным контентом. На этом фоне добрая, ироничная картина, сделанная с любовью к людям в лучших традициях советского кино, очень выделялась.
И даже была повторена несколько раз «на бис», по просьбам благодарных телезрителей. Я провёл небольшой опрос среди тех своих знакомых, кто в 1991 году уже был взрослым состоявшимся человеком. По названию фильм вспомнили, с небольшими подсказками, двое. По описанию – практически все.
«Курица» - это прозвище начинающей актрисы провинциального ТЮЗа Нонны Курослеповой (Марьяна Полтева), сводящей с ума зрелых мужчин вокруг себя. «Артистка всенародная, общедоступная!» - с сарказмом восклицает в её адрес уже немолодая коллега (Наталья Гундарева). И в 5 утра эта достойная женщина пышных форм лезет в окно туалета общежития, где проживает рыжая бестия. В надежде застичь врасплох в постели юной секс-бомбы собственного мужа, тоже актёра.
В кровати, в объятиях девы младой и нагой, обнаруживается, вопреки ожиданиям, не артист-муж. А целый главный режиссёр театра (Михаил Данилов), то есть начальник обеих дам.
После бурной женской склоки под аккомпанемент тяжкого сопения режиссёра-любовника, в комнатке появляются ещё два персонажа. «Официальная» любовница главрежа (Светлана Крючкова) и тот самый искомый муж (Александр Пашутин). Градус кипящих страстей заметно повышается.
Актёры – они даже друг перед другом играют. Не могут не играть. А уж когда появляются случайные зрители – разбуженные жильцы общежития – всё перерастает в подлинно сценическое действо. Под аплодисменты сперва недовольной, а затем восхищённой публики.
Как можно понять, зрелище не претендует на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Но требует качественного исполнения и постановки. Иначе зрителям по ту сторону экрана просто станет скучно. Подобные не требующие декораций фарсовые пьески по сию пору любят возить «на периферию» театральные антрепренеры. «На сцене ДК подшипникового завода – звёзды актёры кино и сериалов!»
В ленте «Курица» (основная часть которой протекает в пределах одного маленького помещения) - мизансцены безупречны, реплики отточены, исполнители экстра-класса.
Достаточно упомянуть, что королю эпизода, комику Валерию Носику, играющему вахтёра общежития, даже слов не досталось. Выстраивает роль исключительно мимикой и жестами.
Набившему руку на «Ералашах» и детском кино режиссёру Валентину Ховенко не привыкать работать в ограниченных условиях на малых бюджетах. Как и его матёрому соратнику, оператору Евгению Гуслинскому - дебютировавшему ещё в подмастерьях на «Кавказской пленнице».
Ну и уже упомянутый продюсер Геральд Бежанов, ранее режиссёр и сценарист кассовых развлекательных картин, всем им в помощь.
Грубая ошибка (двойная "с" в слове "продюсеры") как бы подчёркивает тот разброд, что тогда творился (в языке в том числе)
Известных актёров, так предполагаю, долго уговаривать не пришлось. Это была уже редкая возможность сняться в чём-то непостыдном.
Когда действие «Курицы» неожиданно выплескивается на улицы (хотя избранная форма не предполагала), картина внезапно приобретает метафорическое и символическое звучание. Возможно, даже создатели не вполне на такой эффект рассчитывали.
Две пары зрелых героев (Гундарева-Пашутин, Крючкова-Данилов) шагают по разбитым тротуарам, хохоча и приобнимая друг друга. Им комфортно вместе, в этой среде, несмотря на обшарпанные фасады и холодный ветерок ранней весны. Они советские люди, и хотели бы здесь остаться и жить. По возможности счастливо.
Молодая героиня короткое время грустит и страдает на берегу. Ей некомфортно и неуютно, она хочет чего-то другого и большего. Максимально нелепо нарядившись из театрального реквизита, она шагает по тонкому льду, куда-то в неочевидное, но непременно светлое будущее. Оно же непременно окажется светлым – так многие тогда считали. Лишь бы не так, как сейчас и здесь.
Наивным, дурашливым взглядом её провожает сидящий на мотоцикле милиционер (Анатолий Ведёнкин). Он прихлёбывает лимонадик из горлышка, забавно щурясь. Не предпринимает попыток странную гражданку остановить, предостеречь. Лишь недоумённо пожимает плечами.
А потом и вовсе сопровождает её куда-то туда, в неизвестность, любезно подвозя вещи. Образы чудаковатых милиционеров часто становились символом инертности, импотенции власти в кино тех лет (от Киры Муратовой до прибалтийского арт-хауса).
В кадре постоянно встречается церковь. От нескольких зрителей мне довелось услышать такую точку зрения: авторы предлагали в качестве того пути, по которому должна пойти юная героиня (новая страна, Россия) – путь к храму.
Версия интересная. Но представляется мне надуманной. Думаю, всё куда проще. Выстраивая панорамный кадр, центром его кинооператор избирает самую высокую точку. Которой в большинстве старых русских городков является церковная колокольня.
За изобилие церквей в фильмах, никакой религиозности вовсе не предполагавших, советским кинематографистам время от времени прилетало от высокого начальства.
Фильм «Курица» снимался в подмосковном Сергиевом Посаде, одном из центров русского православия. Встретить в нём панорамный вид без церкви – ещё очень постараться надо.
Предполагаю, что часть упомянутого символизма финала была заложена создателями осознанно. В основных, «камерных» сценах картины нет ни одного случайного, проходного кадра. Значит, и в концовке всё предельно продумано и оставлено при монтаже только главное, имеющее значение.
Но другая часть уже поневоле додумывается внимательным зрителем, живущим в другую эпоху. Пережившим и осознавшим, чем там в итоге всё дело кончилось. И с Советским Союзом, и с советскими людьми, и с советским кино.
Таким образом, фильм «Курица», помимо интересного сюжета, дарит искреннее и щемящее ощущение ностальгии. И поэтому запоминается.
Спасибо за наводку. Поищу, думаю мне зайдет. Могу подбросить интересную штуку. Немецкий фильм - Перелетные птицы, кратчайший путь в Инари. Кино снято в Германии, а кажется что это советский фильм