Опубликовано 4 Сентябрь, 2024 - 21:28

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения работы про одного из самых знаменитых персонажей вселенной DC "Бэтмен и психология". И первое, что мне хочется воскликнуть - боже, храни библиотеки. Потому что когда я первоначально увидел еще в сети анонс этого проекта, у меня загорелись глаза. Не поймите меня неправильно, друзья - я больше по вселенной Marvel. В которой, в свою очередь, мне нравится старина Дэдпул, который отличается неуемной харизмой и умением убивать плохишей без всяких моральных диллем и вопросов.

Для начала давайте договоримся, что Бэтмена не существует, — во всяком случае, в том смысле, в котором существуем мы с вами. У него нет номера ИНН и СНИЛС, вы не познакомитесь на вечеринке с его троюродной сестрой, никогда не будете стоять за ним в очереди на избирательный участок, никогда не дотронетесь до него, даже если будете все ночи напролет проводить на крышах.

Но даже я, далекий от мрачного Готэма человека с самого детства знал про его ушастую и крылатую тайну в виде этого персонажа. Поэтому неудивительно, что меня заинтересовало анонс книги. Если я ничего не путаю, я даже выкладывал сроки и описание в своем книжном сообществе, но потом благополучно закрутился на работе, и забыл про все это. Вспомнил спустя некоторое время, когда увидел на полке "дары наших читателей " в библиотеке этот томик, и решил прихватить его домой.

Темного рыцаря не существует в физической реальности. Однако он существует в одной реальности с мифами, фольклором, легендами, воображаемыми друзьями и (давайте перейдем на шепот) даже парочкой божеств. Я пытаюсь сказать, что Бэтмен — уже не просто вымышленный персонаж. Нет, конечно, по-прежнему вымышленный, но когда-то он не представлял собой ничего другого. Сейчас дело обстоит иначе.

Да, я ожидал чего-то ДРУГОГО. Не в плане подачи или продуманности материла (хотя тут у меня тоже есть определенные претензии к уровню предложенного автором разбора травм человека, который скрывает свое лицо под маской. Например, почему персонаж выбрал именно такой облик. К слову, в фильмах Нолама об этом говорится ПРЯМЫМ языком. Наверное, нужно было смотреть фильмы не глазами, чтобы не услышать и пропустить эту аллюзию)

Я открыл для себя эту в каком-то смысле неудобную реальность много лет назад, когда работал редактором комиксов о Бэтмене. Во Вселенную был введен второй супергерой, напарник Бэтмена — Робин, которого мы в итоге невзлюбили, — и многие фанаты разделяли наши чувства.

Не понравилось мне и то, что вместо разбора персонажа с точки зрения какого-то единого центра (собирательный образ и все такое. Но, наверное, Лэнгли Трэвис про такое не слышал) нам пытаются кратко пересказать характеры ВСЕХ Бэтменов, которые когда-либо были. Но за исключением пересказа одного и того же сюжета, или добавления туда мрачности или юмора, персонажи на самом деле не сильно отличались от друг друга. Все они пережили травму в детстве в виде потери родителей. Все они наследники БОЛЬШИХ денег, которые решили удариться в справедливость с помощью костюма и личного наказания преступного мира, так как Готэм сгнил как город, и здесь никому нельзя доверять.

Что же делать — полностью изменить его личность? Отправить в дальнюю миссию? Убить? Ну конечно убить. Наш автор, Джим Старлин, подвел сюжет к такой возможности. Затем мы обратились к читателям: если они хотели оставить Робина в живых, то должны были позвонить по одному номеру, если убить — то по другому. На решение давалось три дня. Спустя три дня и десять тысяч телефонных звонков его судьба была решена. Вечная память.

ОЧЕНЬ жаль, что здесь не было примера Бэтмена с точки зрения фильма "Джокер", в котором два самых известных персонажа вселенных были показаны скорее как представители систем, нежели полноценные люди. Я бы с удовольствием посмотрел на анализ темного рыцаря с точки зрения его безумного напарника, с которым им суждено танцевать в вечном танце. Пока смерт не разлучит их.

Ну или как-то так.

х звонков его судьба была решена. Вечная память. За этим последовала беспрецедентная волна внимания со стороны журналистов. Тогда я понял, что все это время неверно воспринимал свою работу. Я думал, что пишу какую-то ерунду — комиксы, — а оказалось, что я участвую в создании постиндустриального фольклора.

Также я не впечатлился тем, что зачем-то в книгу были добавлены краткие характеристики и описания наиболее популярных ВРАГОВ Бэтмена. А чего сразу его союзников не рассмотрели, а? Нет, я понимаю, что некоторые черты характера можно раскрыть только через оппонентов героя, чтобы было понятно КОМУ он противостоит, но... Даже это было мне показалось неуместным и лишним. Словно автор просто набивает количество страниц для собственной работы, потому что в ином случае книга вышла бы совсем небольшой.

Надеюсь, что я не прав, и что во мне говорит моя мнительность.

Полной противоположностью этому поистине сенсационному взгляду на комиксы в целом и «Бэтмена» в частности является книга, которую вы держите в руках. Специалист по супергероям Трэвис Лэнгли — университетский профессор и академик, исследующий психологию супергероев и их поклонников

Ознакомившись с этим трудом целиком, я ОЧЕНЬ рад тому, что мне удалось не потратиться на неё (о чем бы я несомненно жалел, и понес бы её в библиотеку), а смог взять свой томик на общественных началах. Ознакомиться с тем, что мне предлагают, после чего вернуть его обратно, куда ему и нужно быть. Не хочу сказать, что прочитанное разочаровало меня, но по анонсу и предварительным тизерам и обещаниям было ощущение совершенно другого уровня.

The New York Times как-то обвинили DC Comics и комиксиндустрию в целом в нечувствительности к своим суперзлодеям. Джокер, Двуликий, Пугало, Женщина-кошка, по их мнению, — не «злодеи», а жертвы психических расстройств различных видов и степеней1 . Обеспокоенные психологи и психиатры решили, что комиксы демонизируют обладателей этих заблудших душ, называя их «опасными злодеями» и даже «безумцами».

Что здесь будет проделана более глубокая работа, будет куда более сильное погружение в личность темного рыцаря. А не краткий пересказ всех фильмов, наиболее нашумевших и имевших успех комиксов и общее описание его врагов. Я, если говорить начистоту, расстроен таким "диалогом " с писателем, и меня радует только то, что я закрыл для себя этот вопрос - книга прочитана, выводы сделаны.

Самое главное - деньги не потрачены впустую, так как в последнее время я стараюсь более тщательно выбирать что будет куплено в мою библиотеку. И вот этот томик я тоже хотел.

Издательство: АСТ

Серия:Популярное искусство

Год выпуска: 2022

Тип обложки: Твердый переплет

Количество страниц: 352

Возрастные ограничения: 12+

Аннотация:

 

Трэвис Лэнгли – американский профессор психологии, редактор серии книг о популярной культуре. Автор регулярно выступает на конференциях и фестивалях, включая San Diego Comic-Con, New York Comic Con и Wizard World. Приглашенный эксперт в документальных фильмах DC Comics.О книге "Бэтмен и психология: что скрывает Темный рыцарь":Трэвис Лэнгли рассказывает о психологических теориях и концепциях через призму одного из самых популярных в мире персонажей комиксов, предлагая свежий взгляд на противоречивый внутренний мир героя. Почему Бэтмен борется с преступностью? Есть ли у него посттравматическое стрессовое расстройство? Чем этот герой без сверхспособностей так очаровывает нас? На эти и другие вопросы профессор Лэнгли дает исчерпывающие ответы и раскрывает перед читателем глубинные проблемы, которые под маской летучей мыши скрывает Брюс Уэйн. Издание содержит иллюстрации.

Так как перед нами не художественное произведение, а полноценный анализ, проведенный авторов, то я попробую кратко рассказать о том, что именно ожидает вас под обложкой. Важное уточнение - весь отзыв является выражением частного, то есть МОЕГО мнения. На истину не претендую, у вас может быть совершенно другая оценка прочитанному. Как в сторону более высокой оценки, так и низкой.

Особое внимание критики уделяют заведению, известному как лечебница Аркхем («лечебница» более не является политически корректным термином), и его пациентам — «психам» (тоже политически некорректное слово).

В первую очередь, это действительно психологический разбор портрета персонажа. Сложность заключается в том, что автор попытался сделать нечто усредненное по каждому Бэтмену, который был известен американским (да и не только) читателя и зрителям. Ведь, если просто вспомнить историю комиксов, то персонажи могли меняться в зависимости от морали или законом страны. Если первоначально комиксы воспринимались как нечто дешевое и бульварное, то со временем они начали становиться более глубокими и драматичными.

В иллюстрациях эти герои обычно сидят в зарешеченных камерах (слово «камера» также политически некорректно в данном контексте), одетые в смирительные рубашки или кандалы («смирительная рубашка» — политически некорректно). Комиксы обвиняются в насаждеСлева направо: участники круглого стола на Comic-Con Робин Розенберг, Майкл Аслан, Трэвис Лэнгли, Адам Уэст, Джерри Робинсон. Фото: Алекс Лэнгли 13 нии предрассудков и предвзятого страха по отношению к Джокеру и ему подобным.

А значит, вместе с ними менялись и росли и персонажи. Становились не просто фриками в костюмах, которые несут "безусловное добро", а живыми персонажами со своими собственными комплексами, подавленными страхами и желаниями. Но видимо я рассчитывал увидеть именно анализ Бэтмена как усредненного героя комиксов, а не анализ про каждого конкретного персонажа фильма или комикса. Не говорю, что анализ проведен плохо, просто для меня это было неожиданным и даже странным решением.

Они отказываются отмечать многолетние заслуги Темного рыцаря по поимке сбежавших из Аркхема преступников сачком (предположу, что термин «сачок» также не является политически корректным). А сбегают они оттуда, кажется, каждую среду, когда выходит новый выпуск комиксов

Рассуждать о РАЗНЫХ темных рыцарях? Сравнивать их мотивы и поведение с друг другом? Ну, допустим, что кому-то это действительно может понравиться. Я же хотел увидеть историю становления этого символа, и рассмотреть его глубинные травмы и причины, по которым он тот, кем является. Для этого даже необязательно рассматривать каждую версию по отдельности, потому что в целом они все сливаются в одну узнаваемую фигуру. ИМХО.

Специалист по супергероям Трэвис Лэнгли — университетский профессор и академик, исследующий психологию супергероев и их поклонников. «Бэтмен и психология» — это квинтэссенция его научных публикаций, эссе, блогов, материалов панельных дискуссий на различных конференциях и всего жизненного опыта, сконцентрированного на изучении настоящих и вымышленных героев, особенно того, кто защищает Готэм.

По поводу врагов Бэтмена, чьи портреты также будут рассмотрены, я уже писал выше. И хочется напомнить, что они также менялись в плане поведения и мотивации, как и их вечный надзиратель, который не хочет переступать черту морального убийства и становиться тем, кто их убьет. Хотя, просто так, для напоминания - были комиксы, в которых у него не возникало с этим проблем. И он вполне спокойно убивал своих врагов. Да, потом были странные отклонения, есть даже отдельная арка про то, как Бэтмен становится Джокером.

Что движет Бэтменом? Склонны ли герои с секретной личностью к шизофрении? Он невротик? Психотик? И правда ли, что противники Бэтмена — скорее жертвы бессердечного общества, чем суперзлодеи, и им просто не хватает понимания со стороны полиции Готэма, Бэтмена, Робина, Супермена и всей Лиги справедливости? Устройтесь поудобнее в ближайшем кресле и позвольте доктору Лэнгли все разложить по полочкам.

Но, как вы понимаете, это уже авторские фантазии, которые были перенесены на бумагу и выпущены как отдельные комиксы в рамках общей мультивселенной. В ней возможно и не такое. Есть комикс, в котором Джокер победил, после чего стал нормальным и зажил как простой человек. Потому что исчез его источник "вдохновения", и его безумие само собой сошло на нет.

"темный рыцарь" собирал зрителей в кинозалах по всему миру. Я тогда как раз прочитал книгу «Супермен на диване», в которой Дэнни Фингерот отметил1 , что за 50 лет, прошедших с момента, как психиатр Фредрик Вертам раскритиковал комиксиндустрию, его коллегами почти ничего не было написано о комиксах

Кстати, в книге эта арка не рассматривалась. А жаль. Я бы послушал мнение психолога на тему того, почему Джокер смог исцелиться только таким радикальным способом. И почему навязчивый силуэт темного рыцаря заставлял его продолжать сходить с ума.

нужно изучать фанатов комиксов и нужно написать о Бэтмене. Эван Грегори из Литературного агентства Итана Элленберга познакомил меня с Wiley* , Конни Сантистебан, * John Wiley & Sons, Inc., также известное как Wiley, — международное издательство, которое специализируется на выпуске академических изданий. — Здесь и далее прим. пер. 8 Джоном Симко, Ребеккой Игер и всей командой Wiley. Когда пишешь книгу про Бэтмена, узнать, что песика твоего литературного агента зовут Брюс Уэйн, — несомненно, хороший знак. Моя жена Ребекка, лицензированный психотерапевт, помогала мне с психологическими аспектами в истории Бэтмена.

"Бэтмен и психология" - это работа про любителя темных пещер и мышей, все так. Просто она немного не про, что ожидает, наверное, поклонник Бэтмена. Вместо разборов комиксов, уникальных арок или рассмотрения феномена Темного Рыцаря очень много отсылок на фильмы, которые когда-то выходили. Психолог рассматривает своего пациента как живого и реального человека (что в рамках работы вполне логичный и даже естественный ход для рассказчика), но мне не нравится то, что здесь говорят сразу про многие варианты героя.

Словами не передать, насколько я благодарен главе нашей кафедры Тодду Виберсу по целому ряду причин и не в последнюю очередь потому, что именно с его разрешения появились мои курсы «Комиксы и психология», «Психология в кино» и даже один под названием «Бэтмен».

Они смешиваются и сливаются, обесценивают друг друга. Я бы хотел увидеть про феномен мужчины в плаще с точки зрения причин любви читателей и зрителей. Почему им понравился этот герой. Как развился и менялся его образ и характер. Почему даже спустя столько лет это один из самых любимых героев Америки (да и не только её). Но получил вместо этого то, что мы можем увидеть под обложко книги.

Да, тоже неплохо на самом деле. Но это как фальшивые фонарики. Светятся, но тепло не дают. Потому что это лишь иллюзия, обман. А хотелось чего-то настоящего и дающего тепло и уют.

Спасибо всем, кто заглянул на огонек, друзья. Надеюсь, что не слишком сильно утомил вас отзывом. Берегите себя, и до новых встреч!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Обожаю Бэтмена. Но именно с точки зрения псих.разбора, с большей охотой прочитала бы про Джокера
Джокер. Безумный король преступного мира | Лэнгли Трэвис - про него тоже выходила книга, и от этого же автора : )
ого, спасибо, поняла
Смотрите также