Опубликовано 26 Январь, 2025 - 06:47

В конце 1960-х годов западные фильмы начали радикально меняться. В том числе и вестерны. На какое-то время на сцене внезапно появился новый, эксцентричный, намеренно другой вид вестерна, отличающийся от классических вылизанных американских вестернов 30-50-х годов, вооружённый ревизионистским взглядом и пронизанный контркультурными вопросами как об историческом, так и о современном состоянии Америки, при этом часто пытающийся вернуться к культурным корням жанра с еще большей аутентичностью. Фильм Сидни Поллака "Иеремия Джонсон" сегодня не так знаменит, как «Дикая банда» Сэма Пекинпа (1969), но он стоит в одном ряду с подобной классикой как образец своего жанра.

Такие фильмы, как «Иеремия Джонсон» — это то, почему я люблю кино 70-х, и кино в целом. Этот фильм — созерцательное, чувственное произведение искусства. Я заметил, что во многих фильмах 70-х экспериментировали с разными способами повествования. Некоторые фильмы, например этот, не слишком сосредоточены на сильном сюжете. Этот вестерн опирается на образы, музыку и легендарные мифы, которые словно рассказывает нам автор, показывая на экране. Фильм требует терпения, потому что сюжет намеренно развивается медленно и по бытовому. Но я обещаю, что вы будете вознаграждены за своё терпение, продолжив смотреть фильм после первых затянутых двадцати минут!

Очень часто образ кинозвезды на экране — это проекция того, каким звезда представляет себя в лучшем свете. Например, многие знают о большой разнице между добропорядочным джентльменом Генри Фондой на экране и его реальной холодностью, которая создала дистанцию между актёром и его знаменитыми детьми в жизни. Для Роберта Редфорда, который в начале 1970-х превратился из кассового актёра в легенду, пожалуй, ни один фильм не отражает его стремления к идеалу так ясно, как "Иеремия Джонсон". Исключительно красивый фильм с потрясающими локациями, эксцентричными персонажами, длинными сценами без слов и яркими образами, отражающими столкновения культур. "Иеремия Джонсон" идеально вписывается в представление Редфорда о горце-аскете, который презирает двуличие современного мира, предпочитая экологичность и духовность коренных американцев, — даже несмотря на то, что главный герой, как и Редфорд, занимает сложное положение, объединяя эти два мира - цивилизацию белого человека и природное естество коренного населения.

Основанный на двух разных литературных источниках и изначально написанный безумным гением Джоном Милиусом (чей сценарий носил громоздкое название «Пожиратель печени Джонсон: Легенда об убийце ворон»), "Иеремия Джонсон" был сильно переработан Эдвардом Анхалтом и Дэвидом Рейфилдом, не указанным в титрах. Однако настоящими авторами в каком-то смысле являются сам Редфорд и его постоянный соавтор, режиссёр Сидни Поллак, потому что они сформировали материал в соответствии с любовью Редфорда к горам Юты, где снимался фильм, а также с либеральными политическими взглядами, которые разделяли оба художника. Несмотря на мучительный процесс создания, фильм кажется цельным и осмысленным. Всё это держится на простой выдумке сюжета. В эпоху Дикого Запада Иеремия Джонсон (Редфорд) уходит от общества, чтобы стать горным человеком, и в конце концов сближается с людьми, которых встречает в глуши, — до тех пор, пока одно важное событие не показывает, насколько Джонсон не вписывается в жизнь среди заснеженных вершин на границе. Мифология «горного человека» всегда меня очаровывала, и этот фильм очень хорошо раскрывает эту мифологию и, возможно, является лучшим фильмом на эту тему. На самом деле реальный Иеремия Джонсон был известен как «поедатель печени Джонсон» из-за своих каннибальских наклонностей, когда он поселился в глуши. Однако режиссер Поллок исключил эту часть из истории и сосредоточился в основном на рассказе о выживании человека в суровой дикой природе.

Образ сияющего дикого бога Редфорда, исчезающего за густой бородой и с ног до головы закутанного в меха, служит повторяющейся визуальной метафорой его слияния с природой. Точно так же бесподобная способность Редфорда выражать себя с помощью физических действий и едва заметных выражений лица усиливает идею о том, что персонаж чувствует себя более комфортно с животными, чем с другими людьми. Кроме того, поскольку Редфорд настоял на том, чтобы съёмки проходили в том же месте, где он построил дом, став суперзвездой, глубокая любовь актёра к великолепной природе Юты пронизывает каждый кадр. Таким образом, во многих отношениях Иеремия Джонсон не был персонажем, которого Редфорду нужно было «сыграть», поскольку грань между исполнителем и ролью была очень тонкой. Как Редфорд однажды сказал : «Это было изнурительно, и это изменило меня, без сомнения. Мы воссоздали образ жизни, который вели реальные люди в этих реальных горах». Что мне нравится в старом-добром кино прошлого века, так это то, что для создания по-настоящему впечатляющего фильма не обязательно нужны кинозвёзды. В этом фильме есть только одна звезда — Роберт Редфорд, и это всё. У Редфорда не так много диалогов, но ему и не нужно много говорить. Большую часть реплик он произносит своим видом и действиями. Среди актёров второго плана выделяется Уилл Гир в роли Медвежьего Когтя — горца, с которым Джонсон заводит дружбу, — а Джек Колвин запоминается своей злонамеренностью в роли американского военного офицера, чьё пренебрежительное отношение к индейским верованиям приводит к трагическим последствиям.

Предрасположенность Поллака к романтическим сюжетным линиям сдерживается брутальными приключенческими образами, хотя режиссёр достигает лирических эффектов, когда Джонсон берёт в жёны индианку. Точно так же дар Поллака передавать горько-сладкие нюансы возвышает сцены, в которых Джонсон не вписывается в окружающую среду.

Честно говоря, этот фильм повлиял на меня во многих отношениях. Как человек, любящий природу, и как тот, кто изучает американскую мифологию и культуру, любящий приключения про всяких горцев и трапперов, я на долю секунды захотел стать одним из них. Жизнь в дикой природе, среди красоты природы и вдали от общества, была бы очищением для души. Даже если вы не поклонник вестернов в целом, я думаю, что этот фильм стоит посмотреть. Это не обычное повествование о ковбоях и индейцах, оно основано на реальной истории горца 1850-х годов. В любом случае, "Иеремия Джонсон" — это чудо, на которое стоит посмотреть. От авантюрного сценария Джона Милиуса до уверенной режиссуры Сидни Поллака, напряжённой и естественной игры Роберта Редфорда, живописной операторской работы Дьюка Каллагэна, народной фолк музыки Тима Макинтайра и Джона Рубенштейна — это, мягко говоря, потрясающий фильм. Это история, рассказанная с помощью образов, и она требует вашего терпения! А закончу я обзор одним забавным фактом. Это первый вестерн, который когда-либо участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля!

Достоинства
  • Архаичный дух природы и авантюризма
  • Великолепные виды природы
  • Интересное повествование, несмотря на неспешность
  • Крепкая режиссура и сценарий
  • Роберт Редфорд
  • Фолковый саундтрек
  • Хороший актёрский состав
Азазель5рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также