Как-то раз я прогуливаясь по португальскому городу Лейрия, увидел афишу о том, что в центре города, в парке будет симфонический оркестр. Заинтересовал формат выступления, и то что вход свободный. Ночью под открытым небом, у огромной сцены. Решил обязательно сходить.
Конечно с классикой я был знаком, бывал в филармонии и имена Генделя, Стравинского, Бетховена мне были знакомы и я иногда слушал оперу и классическую музыку на ноуте с качественными наушниками или с колонками. Но эта музыка никогда ни занимала в моей жизни высокие места и была на периферии.
Пришли мы увы не к началу, началась вторая часть " Dies irae" и мы стояли близко к сцене.
Открытие сезона:
Не знаю были ли здесь известные виртуозы, но играли они невероятно. В программке писало, что перед открытием оперного сезона они дают концерты в некоторых городских достопримечательностях.
Впечатления:
Первое, что поразило - это звук, кажется он был настолько громкий, что наверное не спали в ту ночь пол города. Возле сцены на высоте стояли колонки, которые по размеру были 3-4 метров в длину. То, что мы услышали вначале - было невероятно эпично. У меня мурашки побежали по коже. Если бы взять томограф и проследить то, что творилось в моей голове, то можно было увидеть взрыв, появление новых связей, а нейроны наверное в эстетическом катарсисе танцевали чечетку. Появилась мысль, что есть ещё музыка которая вдохновляет, возносит наш дух до вершин метафизики.
О восприятии:
Все-таки странные мы люди. Я был с семейной парой. У мужа эта музыка нашла некий отголосок, заиграла на струнах души, причем он музыку не слушает вообще, а у его жены - ничего, никаких эмоций и чувств, только желание побыстрее уйти. Я не хочу сказать, что я какой-то особенный, а то, что у каждого из нас разное восприятие. Для меня это события года, а для неё скучное мероприятие.
Элитарная музыка или музыка для элиты?
Академическая классическая музыка всегда была приоритетом элиты. Особенно первого и второго сословия, монархов и священников. Создатель скрипки Гаспаро да Сало учился у известных мастеров органа, которые играли свою музыку у христианских соборах. А симфоническая музыка как и опера была приоритетом монархов. Стоит только вспомнить Театр в Байройте, построенный королем Людвигом Баварским для Рихарда Вагнера. В эпоху просвещения и модерна, классическая музыка стала достоянием общественности и на неё мог сходить каждый. Сейчас по мнению экспертов, классическая музыка снова стает элитарной, её обожает европейская элита (Например - президент Франции), а массы продолжают слушать попсу.
Замысел Верди:
Джузеппе Верди был поклонником Россини и предложил другим мастерам создать Реквием в честь памяти великого композитора. Но так как воплощение этой идеи затянулось, Верди решил написать Реквием - сам.
Структура:
В Реквиеме семь частей. Трагический пролог (Requiem е Kyrie) сменяется картинами страшного суда (Dies irae). Это — главная, наиболее конфликтная, широко разработанная часть. В ней даны резкие сопоставления картин, вызывающие чувства смятения и ужаса. Лишь под конец наступает умиротворение (Lacrimosa). Третья часть (Offertorium) — интермеццо декоративно-созерцательного плана, с которым контрастирует выражение силы, созидательной мощи жизни в № 4 — гигантской двойной фуге (Sanctus). Следующие две части (Agnus Dei, Lux aeterna), музыка которых выражена в нежных, пастельных тонах, представляют собой лирический центр произведения. Финал (Libera me) выполняет образно-смысловую функцию репризы — здесь также даны внезапные смены картин, где воскрешаются образы и Dies irae, и первого номера; полная решимости, волевых усилий фуга перекликается с № 4. Заключительный взрыв отчаяния резко обрывается и — будто пресеклось дыхание — Реквием заканчивается зловещим шепотом.
Вывод:
Сколько не слушай музыку на ноутбуке или смартфоне, лучше как говорится один раз увидеть и услышать. Я влюбился в классическую музыку, она стремительно ворвалась в мою жизнь. Так что, если у вас за окном не поют птицы и вы не живете в деревенской глуши, если за вашим окном горят огни мегаполиса, то у вас пока есть возможность побывать в театре и услышать классическую музыку в живую, лучше сходить. Меня настолько впечатлило, что сейчас я слушаю или смотрю оперу почти каждый вечер. Я открыл дивный новый мир, это волшебная музыка, которую я только начал постигать. Рекомендую познакомится с этим особенным миром поближе.