Если бы я хотел избавить целую группу людей от какой-либо симпатии к коммунистам, то я бы наверняка усадил их смотреть киноленту «Зеленый дом». Снята она была теперь уже в далеком 1964 году, когда советская цензура должна была неустанно следить за тем, чтобы никто даже и думать не пытался подорвать социалистические устои Страны Советов. Но нет, какой там Евгений Шварц с его иносказательными сказками, какие там братья Стругацкие, если в своей ленте режиссер Андрей Фролов в довольно неприкрытой форме демонстрирует несостоятельность советской системы управления еще задолго до начала «перестройки». И я даже готов поверить, что делает он это неосознанно, можно сказать случайно
Лента повествует о юноше, который возвращается из армии и идет навестить дом, в котором когда-то жили его родители. Там молодой человек встречает задорную девушку, которая живет в вместе со своей матерью и сестрой. Молодые люди женятся, но затем теща начинает уговаривать протагониста съездить в Среднюю Азию и купить там пуха, чтобы женщины могли связать платки на продажу. Создатели картины явственно нам показывают, что деньги от подобной продажи являются «нетрудовыми доходами», а потому вся эта затея юноше глубоко противна, как и его теща-капиталистка.
Молодой человек забирает жену, новорожденного ребенка и увозит их в тайгу на лесозаготовки, поскольку с детства юноше нравилось проводить время в лесу. Не ясно, что мешало физически крепкому и здоровому парню пополнить ряды егерей, однако сразу по прибытию в лесозаготовительное хозяйство наш герой начинает возмущаться теми «варварским методам», которые используются на заготовке, как впрочем и общей организацией работы в тайге. Стоит ли говорить, что юноша сразу же наживает себе целую армию врагов на новом месте еще даже не успев толком освоиться?
И тут картину «Зеленый дом» можно назвать уникальной хотя бы потому, что зритель легко может понять мотивацию всех персонажей ленты. Теща столует своего зятя и всячески о нем заботится, однако он отказывается помочь своей новой семье заработать деньги. Жена главного героя вынуждена покинуть отчий дом, чтобы жить в бараке посреди тайги с маленьким ребенком, пока муж её воюет с ветряными мельницами и дерется за призрачные идеалы.
Шкафоподобный передовик Семён Иванович валит лес «как попало», поскольку ему нужно выполнять план, чтобы кормить большую семью и содержать дом. С него как раз за сохранение подростов в целости и сохранности никто не спрашивает. Наконец, начальнику лесопункта нужно платить людям зарплаты при огромной текучке кадров, и он-то точно не может себе позволить игры в политику.
Что касается протагониста, роль которого исполняет знакомый многим Владимир Селезнёв, то он и в правду очень любит лес, но при этом наотрез отказывается признавать существование у других людей объективных потребностей и желаний. В бесконечном выяснении отношений вся коммунистическая демагогия куда-то девается и персонажи начинают апеллировать к тому, что лес нужно рубить «по-хозяйски», но только вот хозяина у этого леса нет, потому что на дворе коммунизм...
Однако Андрей Фролов очень быстро обнаруживает свою неспособность справится с поднятой им темой, а потому ближе к концовке картина скатывается к использованию избитых советских штампов, которые резко снижают эмоциональный накал драмы, да и зрителя в конечном итоге оставляют без ответов. Тут тебе и подслушивающие, и нашептывающие, и вредители, да и образ псевдо-Ленина в ленте тоже мелькает. В общем, Фролов сбегает с поля боя едва лишь только прикоснувшись к очень тяжелой и неприятной теме «выполнения плана любой ценой». Хотя можно ли его за это винить? Ведь большинство его советских коллег по цеху к подобным материям даже на пушечный выстрел не приближались.