Нидерландский автор шокировал публику в 2009 году «Ужином», затем ему снова удалось это сделать в 2011 году «Летним домиком с бассейном», читатель благосклонно пожирает его особый нелицеприятный реализм. О «Спаси нас, Мария Монтанелли» мы узнали чуть позже, хотя написана она была давненько, еще в 1989 году; книга не стала исключением, в ней прослеживается уже знакомый нам цинизм автора. Главный персонаж – учащийся лицея имени Монтанелли – отвратителен и понятен; с первой страницы он награжден читательским недоумением и презрением с щепоткой сострадания – с первых страниц вы обнаружите его черты в одном из своих бывших одноклассников или в самом себе. Монтанелли – это, конечно, отклик Германа Коха к педагогической системе, основанной итальянкой Марией Монтессори, постулаты воспитания детей по методике которой – это самостоятельность ребенка, помещение его в специальную среду для будущего необходимого развития, разновозрастность, выказывание уважения к ребенку как к полноценной личности. Обучение по Монтессори ведется даже в наших российских детсадах (зачастую – частных, платных), а за границей последователи создали концепцию в рамках не только младших учреждений, но и школ, лицеев. Когда-то именно в таком лицее, из которого был в дальнейшем отчислен, учился Герман Кох. Из подобного лицея отчисляют главного героя книги.
Но сюжет – из-за чего произошел сей казус – играет если не последнюю роль, то явно тащится громоздкой тушей позади. На протяжении всей истории мы блуждаем в черно-белых мыслях парня: его тошнит от мира, в котором он живет; от богатого района, в который переехала его семья; от фальши семейных ужинов, когда отец поджимает губы и елозит вилкой по тарелке; от образования, предлагаемого лицеем – с отметками вместо оценок (не дай мог ранить нежную душу!), с участливыми педагогами, что озвучивают вопрос: «С чем же связана твоя бунтарская деятельность? Чем ты займешься после диплома?». И не потому, что им сильно интересно, а потому, что учителя в этой школе не имеют права не задать этот вопрос, ибо созданная система личностно ориентирована, так что с малых лет лучше привыкнуть к внезапному преподавательскому участию. Подросток сыт по горло условностями, они сдавливают его горло в тисках; ему будто не 17, а 40 лет. Ему хочется заткнуть уши, накрыться одеялом и осознать, что мира – лживого, пропахшего потом, сигаретами и лицемерием – нет. Что все вдруг замолкло – раз и всё.
Заезженный вопрос всех родственников "Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?" - из той же серии. Ведь то-то и оно, что ты в состоянии ответить на него, только когда вырастешь! Подозреваю, они жутко боятся, что ты окажешься умнее их. Сами-то они отнюдь не светятся счастьем, став теми, кем стали. Глядя на их изнуренные лица, сразу понимаешь, что лучше уж вообще никем не становиться.
Раз и всё.
Так с чем связана ваша бунтарская деятельность? Неполадки в семье? Хотите об этом поговорить? До следующего урока осталось две с половиной минуты. Мы успеем.
Диалог мальчишки и читателя. Диалог обгладывающего одиночества и попытки осознать свое место. Диалог с самим собой, где в зеркале - отражение без всяческих прикрас, а потому вам самим оно не нравится.
Герман Кох в своем репертуаре: поразить цель, не целясь. Просто говоря то, как есть.
П.с. по сравнению с «Ужином»/ «Домиком» сыровато. Не хватало накала и показа истории с разных сторон. Но малый объем здесь в плюсе – читается быстро, нет затянутости.