Ух! Я начала смотреть сериал "Преступление и наказание". И мне есть, что сказать об этом празднике абсурда.
Я читала роман Ф. М. Достоевского в школе, но мало что из него помню. Знаю, что Раскольников убил старуху-процентщицу и потом очень мучился от этого. Еще в романе была Соня Мармеладова, которая ради спасения семьи, вынуждена заниматься древнейшей профессией. И именно эта "падшая" Соня помогает Раскольникову пережить муки совести.
Вот с таким скудным багажом знаний я приступила к просмотру сериала. Ну да, я надеялась, что с его помощью я как следует узнаю роман Достоевского.
Нет, у меня не получилось. Что там от Достоевского? Имена героев и некоторые события. Интересно, что события из романа перемешаны с чьей-то неврастенической фантазией.
Появление такого персонажа как Черт...
Раскольников и Черт
Ладно, допустим, черт, который подзуживает людей совершать плохие поступки, это еще ничего. Режиссерский взгляд и так далее. Но зомби?
В первой серии Марфа Петровна пожелала испить апероль и по привычке позвала горничную, которая недавно умерла. И что вы думаете? Горничная явилась.
- Вы звали, я пришла, - сказала горничная, протягивая поднос с бокалом.
Девушка-служанка, как полагается, восставшей из мертвых, землистого цвета и в целом имеет нездоровый вид. Что это?
Или режиссер хотел показать, что это призрак мятущейся совести? Но не слишком ли много галлюцинаций для одной серии? И Раскольников сумасшедший и Марфа Петровна тоже?
Марфа Петровна
Опять-таки, если Раскольников сумасшедший, то, значит, не виноват в преступлении? А у нас про что Достоевский? Про муки совести, про самокопание. Какие там душевные метания и установка причинно-следственных связей у Раскольникова, если он сумасшедший, а значит, его мозг болен и в принципе не способен о чем-то там рассуждать? Даже в тюрьму психически больных не сажают, а отправляют на принудительное лечение. Ну тех, то совершил преступления.
А Дуня, которая в романе женственная, гордая и недоступная? В сериале она курит кальян, млеет от поцелуев Свидригайлова и ходит туда-сюда в каких-то антисоблазнительных джинсах.
К концу серии я уже перестала понимать, что происходит, пошла читать рецензии. В принципе, другие зрители разделяли мое недоумение по поводу интерпретации сериала, но был один крайне оригинальный отзыв. По мнению автора этой рецензии, все умалишенные находки сериала - странные сюжетные линии, переигрывание актеров, двойники - это все метамодерн и постирония. А если сериал вам не нравится, то вы просто ничего не понимаете.
С такой брезгливой жалостью я смотрю на метамодерн
Ну, знаете... Давайте не будем прорабатывать образ героев; рассуждать, а как бы разворачивалась история и как бы жили персонажи, случись эта история в наши дни? Зачем нам такие умственные трудности?
Давайте напихаем в сериал галлюцинаций, нервозных женщин и нелепых придумок. Если что, всегда можно прикрыться термином "современное искусство".
Не увидела я никакой обработки сериала. Для меня - это попытка паразитировать на известном имени и названии.
Никакой ценности в сериала я не нашла. Оригинальному произведению он не следует. При этом никакой смысловой нагрузки в переосмыслении нет. Свежести нет. К чему было так издеваться над оригиналом, если никакой мысли привнесено не было? Одни фантазии да галлюцинации.