Тихим-тихим шагом в замедленном кино
К нам приходит время в темное окно.
Царственно садится задницей на трон,
Пусть тебе приснится самый светлый сон.
Но я оставляю себе право на страшные сны,
Право гореть от весны, к небу идти по золе.
Если ты сможешь — возьми, если боишься — убей.
Все, что я взял от любви — право на то, что больней.
Давайте я сразу сделаю важное уточнение, которое поможет вам решить очень простой вопрос - читать этот отзыв, или нет. А я хотел просто уточнить, что я не отношу себя к любителям подобного жанра, и я искренне удивляюсь тому, что люди находят здесь некий сакральный смысл. Невольно вспоминается пословица о том, что муха везде.. гмм.. найдет, но я думаю, что скорее эти люди обладают просто каким-то иным восприятием реальности.
Которое позволяет видеть в подобных картинах то, что у меня вызывает только недоумение, а то и отвращение после просмотра. Пожалуй, что это нормально. Главное, чтобы они не пытались повторять следом за своими «героями», так как ЭТО было бы действительно удручающе и печально. А остальное зависит от вкусов и предпочтений людей. Не я им судья, и не мне вставать в позы обвиняющего прокурора. К тому же в «свадебной вазе», например, я нашел тему одиночества.
Которое приводит к весьма печальным последствиям в виде неизбежного сумасшествия, и попытке создать «человека» из голубей или свиней, в которых он видит сначала свою жену, а потом и детей. Очень странный, на грани восприятия, но все-таки символизм, который я смог понять и оценить. Иногда и меня пронимают подобные фильмы, да. Но вот работы наподобие «порожденного» не вызывают у меня ничего кроме отвращения.
Фильм не пугает, нет. Здесь нет скримеров или ужасных сцен. А может быть они и есть, но фильм снят в отвратительном качестве (задумка режиссера, он специально так делал и обрабатывал дополнительно запись, чтобы все было размытым и некачественным), и потому ничего толком не рассмотреть.
Какая основная идея картины?
Оооох, друзья. Вот тут и начинается самое интересное. Так как я не знаю что именно хотел сказать автор своей работой. Бытует мнение, что создатель картины находился в состоянии «клинической смерти», и что это попытка передать то, что он увидел ТАМ. Не претендую на истину, но об этом писали в нескольких разных источниках, наподобие «пикабу» и других развлекательных порталах. Не могу сказать, что это самый достоверный сайт, но иногда там выкладывают интересные вещи.
Но вернемся к создателю творения. Он пытался поделиться с нами, с людьми нечто сокровенным. Тем, что он увидел там, за гранью. Но наблюдая за тем, как некто в заброшенном доме вытаскивает сам у себя внутренности, я задаюсь вопросом – а не в аду ли побывал наш несчастный человек? Будучи человеком православного вероисповедания, я могу «увидеть» здесь очень много тематических образов.
Просто они все будут связаны исключительно с адом. Так как увиденное обязывает, знаете ли. Но не хочется впадать в настолько очевидные образы.
Так что же хотел показать и рассказать автор картины? Говорят, что после просмотра нужно читать дополнительный материал про его жизнь, анализировать его мысли, и несколько раз пересматривать уже увиденное. И тогда что-то начнет проясняться и становиться четче. Я понимаю, что действительно есть такие фильмы, в которых ты начинаешь замечать детали, которые ранее не бросались в глаза.
Но… Можно ли утверждать нечто подобное, говоря о «порожденном»?
Да и стоит ли?
Если честно, то я весьма сомневаюсь в этом, друзья. И я сейчас постараюсь пояснить причины своего скептиса.
Год производства: 1989
Страна: США
Жанр: ужасы, фэнтези
Режиссер: Э. Элиас Мэридж
Сценарий: Э. Элиас Мэридж
Продюсер: Э. Элиас Мэридж
Оператор: Э. Элиас Мэридж
Композитор: Эван Олбам
Художник: Гарри Даггинс, Селия Брайант
Монтаж: Ноэль Пенраат
Бог стар и безумен, он потрошит себя бритвой в заброшенном доме, одинокий и никому не нужный. Мать Земля дождавшись смерти, сделала его ещё теплому телу минет и оплодотворила себя семенем. Далеко в пустыне, она родила уродливого Сына Земли – Плоть на Кости, где его подобрали прокаженные и отправились с ним в странствие.
Прежде всего важно помнить, что я не отношу себя к любителям глубокого смысла. Если я пытался некоторое время что-то осмыслить, но это не потянуло меня на поиски дополнительного материала или анализа, то значит, что меня не зацепило. Я не вижу нужды искать историю жизни этого человека и читать его дневники для того, чтобы понять этот «шедевр». Мое мнение базируется на той мысли, что любая работа должна быть самодостаточной.
А не ссылаться на дополнительные источники в виде дневника, сайта или других ресурсов, про которые нет никакого упоминания в фильме. Что же гениального в том, что требует дополнительного анализа с других ресурсов? Картина должна быть максимально независима, все мысли и идеи должны быть непосредственно в ней. Чтобы зритель сидел, пересматривал по много раз один и тот же кадр, и начинал видеть то, что было вложено автором.
Вот тогда можно и нужно говорить о гениальности человека. И о том, что он смог достучаться до такого скептика как я.
А что имеем мы?
Отвратительного качества съемку, которую сделали такой специально. Даже если в этом действительно был некий смысл или идея, то она не удалась. Все получилось настолько отвратительно и отталкивающе, что у меня не возникло смысла пересматривать сцены снова. Простите, но такой формат мне не нравится. Даже «свадебная ваза» была снята технически в разу лучше, и там использовались совершенно другие приемы для давления на сознание зрителя.
А взять плохую пленку, размазать кадры и заявить о том, что так и было задумано, и что здесь великий смысл… Нет, так делать не надо. Это просто издевательство над зрением зрителя. ИМХО.
Продолжая анализировать увиденное, не могу не пройтись по главным образам, которые нам показывают в фильме. Первоначально есть странный и заброшенный дом, в которой находится связанный и одинокий сумасшедший. О, можете мне поверить, по нему действительно видно, что у него не все в порядке с головой. Он делает странные действия, напоминающие самораздирание?
Из-за качества пленки происходящее понять достаточно сложно. Но общий смысл в том, что происходит некий ритуал, который может напомнить собой сотворение человека и различных духов. Особенно, если говорить про азиатские мифы. Здесь это показано максимально реалистично.
Я допускаю подобную идею, а почему бы и нет? Она ничем не хуже сотни других, которые могут прийти в голову во время просмотра. Проблема кадра в другом. Нет никаких подтверждений гипотезы в показанном. Я действительно могу доказать и обосновать то, что это привязанный за долги мужчина, которого долго избивали. И у него поехала крыша.
А теперь, в виде наказания он режет сам себя. Чем не гипотеза?
Дальнейшие сцены также не несут никакого смысла, но переносят нас из дома в пустынные края, где кочуют… Хм. Ну, пускай даже это будут люди. Странные, похожие скорее на мутантов, нежели на людей существа, которые постоянно передвигаются, и совершают некий акт, очень сильно напоминающие каннибализм.
Но, опять же, я не берусь утверждать категорически, так как разглядеть некоторые кадры очень сложно в связи с отвратительным качеством съемки.
Навскидку я могу накидать сразу несколько идей, которые могут разглядеть ценители «фильмов не для всех»:
- нам показывают ритуальное жертвоприношение Бога, и дальнейшие духовный путь человечества, которое неизбежно деградирует в связи со смертью своего создателя. Ведь некому показать им путь, и рассказать про мораль. А даже те немногие создания, которые могут стать выше в звене эволюции, уничтожаются своими низшими собратьями. Тем самым идет неизбежная регрессия, которая приведет к вымиранию этого вида.
- это просто сумасшедший, который сбежал из клиники. Возможно, что их было несколько, так как в первой сцене он привязан к стулу. Этим же можно объяснить странников в заброшенных местах, которые бесцельно бродят из одного места в другое.
- перед нами классический мир зомби-апокалипсиса, где наблюдаемые нами люди являются уже не живыми созданиями. Они несут в себе остатки памяти прошлой жизни. Что и вызывает у одного из них желание умертвить себя. А другую сцену можно объяснить классическим поеданием чудом выжившего человека.
- все увиденное нами невозможно четко растолковать, так как это набор архетипов Юнга, которые должны вызвать у нас подсознательные картины и толкования. После чего специалист уже сможет раскрутить зрителя на более детальный анализ «прожитого» человеком, что поможет ему лучше узнать о собственных демонах, которые находятся у него в голове.
- ну и немного религиозной классики. Нам показывают один из вариантов ада, где лишенные Бога грешники просто издеваются над самими собой, не в силах избавиться от тяжести грехов, которые давят на них, и заставляют совершать все эти вещи и постоянно странствовать по владениям князя Тьмы в поисках Бога.
Как вам такие варианты, друзья? Можете брать любой, я не жадный : )
Что отрадно, не один из них мне не подходит, так как я просто забавлялся, пытаясь увидеть то, чего нет в фильме. Что касается моего мнения, то я считаю «порожденного» бессмысленным творением человека, который пытался создать нечто скандальное и оригинальное. Я даже не буду кидать обидными эпитетами о том, что он, дескать был не совсем в ладах с головой.
К чему такие обидные обвинения?
Он прекрасно понимал то, что делает. Некоторые образы весьма отвратительные и мерзкие. Сопровождающие их звуки должны вызывать определенную реакцию у человека во время просмотра. И никто не отменял психологию человека. Когда все вокруг говорят о гениальности, но ты ничего не видишь, то через некоторое время ты просто начинаешь соглашаться с тем, что это действительно нечто великое, что не все способны понять : )
Как в сказке про «голого короля», когда только у маленького ребенка хватило смелости прямо сказать, что никакого платья то и нет. В то время как все взрослые и приближенные к его «дурейшеству» продолжали делать вид, что они видят прекрасное платье, и всячески им восхищались.
«Порожденный» - отвратительный фильм. Не в силу своей специфики или жанра. Он отвратителен просто тем, как он снят, как он пытается давить на психику человека, и вся эта «шумиха» вокруг картины. Не понимаю, друзья. Честное слово, я не понимаю почему и как определенные люди с восторгом называли этот фильм чуть ли не самым важным достоянием человечества, которое расширяет сознание.
Может быть я глух и слеп?
В таком случае мне не стыдно в этом признаться. Как и с «Улиссом» я честно признаюсь в собственном бессилии самостоятельно понять этот шедевр, и даже не стыжусь в этом признаться. Пожалуй, что для меня это один из самых отвратительных фильмов, которые я когда-либо смотрел за свою жизнь.
Опускаю палец вниз, и не советую никому заниматься поиском глубокого смысла. Впрочем, если вы вправе поступить с точностью наоборот. А в таком случае, я хочу пожелать вам приятного просмотра, друзья : ) И может быть вы действительно увидите и найдете здесь то, что ускользает от моего взора.
До новых встреч! И берегите себя.