Одно из самых оригинальных названий, которые когда-либо доводилось встречать. Книг про пауков само по себе немного, а тут нам ее еще и прямым текстом трогать запрещают. Нет лучше способа вызвать интерес к объекту, чем запретить с эти объектом как-либо взаимодействовать. Реверсивная, мать ее, психология.
И признаюсь, приманка сработала. Купился на крикливый заголовок. Хотя, надо признать, немаловажную роль сыграло присутствие данной книги в сборнике "Мастера ужасов". В нем много самых разных авторов и произведений, "пауки" сразу бросились в глаза. Конечный результат, к сожалению, ожиданий не оправдал. Книга не отбилась ни по сюжету, ни по ужасам, а главное - ни по паукам.
Единственное, за что хочется похвалить автора, это за слог. Он здесь не типичный и совсем не литературный. До присутствия самых разных матерных слов. Многих читателей данный факт может отпугнуть, мне же было это все очень по приколу.
Сам стиль изложения можно назвать "инфантильно-панибратским". Прямое обращение к читателю из названия продолжается и в самой книге. Эффект от такой подачи весьма интересный: будто бы старый знакомый рассказывает тебе какую-то забавную, случившуюся с ним, историю, простым разговорным языком, особо не подбирая при этом выражений. Живо, сумбурно, с юмором, порой рвано, но очень оригинально. В первую очередь с точки зрения печатного формата.
Сама же описываемая история произошла в некоем городе Неназываемом с тремя главными героями - Джоном, Дэвидом и его девушкой Эми. Сюжет подается от лица Дэвида Вонга. Того самого Вонга, который числится автором книги. В реале "Дэвид Вонг" это авторский псевдоним, специально придуманный писателем для дополнительного разрушения "четвертой стены". Этот персонаж является у него основным действующим лицом сразу нескольких книг.
Тематически "Полно пауков" - произведение об апокалипсисе. Арахно-апокалипсисе, если быть точным. Пауки, как основная причина бедствия, подаются тут не в совсем привычном для себя виде. Насекомых изрядно прокачали по части фантастических экстраординарных способностей: мало того, что они невидимые, так еще и питаются человеческой плотью, а также способны забираться внутрь людей и брать их под контроль.
Звучит по-сумасшедшему свежо и дико. И поначалу читается это все действительно очень бодро. Эпицентром катастрофы, то бишь главным гадюшником всей этой заразы, оказывается дом главного героя. Первая встреча с многоногой тварью, первый случай заражения, первая жертва - данная сюжетная цепочка событий описана добротно и не вызывает никаких претензий. Столкновение с необъяснимым изложено ярко, эмоционально и непредсказуемо.
Далее по логике вещей писатель обязан был подключить масштаб. Это ж все-таки апокалипсис - как в нем обойтись без всеобщей паники? Но масштаб оказался слит... Пара больших сцен с массовкой и всё... мероприятие закончилось. Самый главный вопрос во всем этом - а стоило ли ради этого конец света вообще затевать?
Есть такая категория литературных произведений, которую условно можно обозвать "болотная". Стартуешь резво, страницы несутся галопом, но постепенно начинаешь в них застревать, вязнуть и через какое-то время ловишь себя на мысли, что запоролся в книжной трясине по самые "помидоры". Вторая половина "Полно пауков" - это топовая болотина. Местом событий по существу является всего одна локация, которая как якорь прибивает сюжет ко дну и не дает ему сдвинуться куда-либо. Статика сопровождается большим количеством диалогов, не несущих в себе никакой полезной ценности. Также автор не брезгует использовать избитые для апокалиптических сюжетов приемы в стиле "персонажи бегут в самый эпицентр эпидемии, чтобы встретится, а потом уже вместе оттуда свалить".
Оригинальная затравка с пауками при всем при этом совершенно не развивается. После резкого старта их просто убирают за кулисы, переключая внимание на людей, которые своими характерами и глубиной проработки заметно уступают товарищам-насекомым. Хотя неординарные способности последних по большому счету так и остаются не раскрыты, а главное - не объяснены.
Бич "Полно пауков" - нелогичности и нестыковки сюжета. Недоумения различных масштабов в процессе чтения преследуют тебя постоянно. Откуда появились пауки? Почему они невидимы? Почему главные герои могут их видеть, а все остальные люди - нет? Это только навскидку из того, что автор оставляет недосказанным. В финале появляется чувак, объясняет на скорую руку главным героям что да как, и как бы все... Этого по версии писателя для развязки вполне достаточно.
"В этой книге полно пауков. Серьезно, чувак, не трогай её" - произведение, написанное по-пьяни. Именно такое конечное впечатление оно оставляет. Непринужденный слог автора, кстати, склоняет к такой версии еще больше. Кликбейтный заголовок романа ни капли не соответствует его содержимому. Количество пауков, к большому сожалению, чересчур преувеличено, а их роль и участие в сюжете не так велики, как хотелось бы. У Дэвида Вонга есть и другие книги с теми же персонажами, но возвращаться к этим дебилам нет никакого желания. В этом моменте вполне справедливо, что автор ассоциирует себя с главным героем.
Следующий: Игра "???" - Красота двух измерений