Я люблю художественную литературу в целом и произведения Говарда Филлипса Лавкрафта в частности. Как ни странно, именно с Лавкрафтом, довольно заметной фигурой в жанре фантастики, мистики, ужасов, я познакомилась благодаря компьютерной игре "Зов Ктулху", затянувшей меня своей атмосферой, и произошло это относительно недавно.
Несмотря на свою преимущественную любовь к таким жанрам, как реализм и даже натурализм, на крайний случай - романтизм, я иногда самозабвенно и с огромным удовольствием погружаюсь в жанр ужасов в литературе. Нужно понимать, что здесь это не совсем то или даже совсем не то, что подразумевает данный жанр в кино или играх - здесь все благородно, утонченно, филигранно, нет никаких популярных в нашу эпоху скримеров или бессмысленной резни, только накаляющаяся мистическая атмосфера и обращение к глубинным страхам человека.
Тем не менее Лавкрафт является признанным отцом всех ужасов, включая современные, наряду с Эдгаром По. Отголоски его историй и придуманных именно им монстров, объединяющихся в огромную галерею, активно и давно используются в популярном кино, а также, как я уже упомянула, в компьютерных играх.
Мало кто сегодня не слышал хотя бы раз или не сталкивался хотя бы с аллюзией на Ктулху и его культ. Пожалуй, это самый популярный лавкрафтовский персонаж. Видимо, именно по этой причине так много изданий объединяют сборники рассказов и романов Лавкрафта под лаконичным названием "Ктулху".
Говард Лавкрафт Лучшие произведения Издательство АСТ
Однако впервые столкнувшийся с книгой любитель больших историй может быть разочарован: "Зов Ктулху" - это рассказ, занимающий всего пару десятков страниц, остальное пространство огромной книги занимают другие рассказы и буквально пара более объемных жанровых произведений Лавкрафта (все они, тем не менее, существуют в пределах одной Вселенной и перекликаются друг с другом так или иначе). Например, здесь есть "Хребты безумия", которые я до этого читала только в очень интересном формате ранобэ, а теперь почитаю в обычном варианте.
Говард Лавкрафт Лучшие произведения Издательство АСТ
Уже по иллюстрации на обложке книги можно убедиться в том, что Лавкрафт писал не только про удивительный и загадочный подводный мир, полный неведомых и невообразимых огромных чудищ-богов типа Ктулху. Его вдохновляла в принципе тема непознанного, мистического, монументального, божественного, древнего, способного внушить человеку - маленькому муравьишке в этом огромном неизведанном мире - животный страх, сводящий с ума.
Приемы Лавкрафта психологичны. Даже маленький рассказ (коих здесь много) способен настроить читателя на нужный лад. А именно погрузить в атмосферу, в которой есть место и человеческому любопытству, упрямству, способным привести к катастрофическим последствиям для него, ведь он пытается познать то, что ему в принципе недоступно.
Здесь затрагивается тема космоса, других измерений, глубины человеческой психики и как следствие - безумия, тема огромных неизведанных миров, с которыми мы соседствуем постоянно, но в течение жизни которых нам вмешиваться нельзя.
Лавкрафта нужно читать очень внимательно и вдумчиво. Сам по себе жанр рассказа, который объединяет многие произведения здесь, призван заставить читателя изъять как можно больше смысла из маленького объема текста, а значит, здесь важно все - описания, стиль повествования, язык. Конечно, лучше бы почитать книгу на оригинальном английском, если вы знаете этот язык. Ну а остальным приходится довольствоваться в общем-то неплохим переводом, насколько я могу оценить конкретно эту книгу.
Хочу подчеркнуть, что конкретно в этой книге перевод современный. В основном произведения, вошедшие в этот сборник, были переведены в 2016 году.
Тем не менее не могу не отметить одну забавную штуку. У меня есть один любимый лавкрафтовский рассказ, "Картина в старой книге", или "Картина в доме" ("The Picture in the House"). (В этой книге вообще - "Картинка в доме".) Я читала его в двух или трех разных переводах, а потом еще и слышала другие варианты перевода в аудиоверсиях. И да, каких-то невероятных различий нет, смысл рассказа не меняется в общем. Но восприятие все же меняется довольно сильно, заставляя акцентировать внимание на деталях, которые раньше не бросались в глаза. Это так, просто заметка.
Теперь о качестве самого печатного издания 📗📖
Книга большая по размерам и весит, наверное, пару килограмм.
Переплет плотный, качественный, иллюстрация на обложке местами лакированная, местами матовая и в целом создает благоприятное впечатление, хотя если говорить о дизайне картинок, то, если честно, я бы сделала все по-другому 😊
Также меня расстроил факт отсутствия в такой большой книге иллюстраций. Конечно, это не главное во "взрослой" книге, но если вы посмотрите, какие люди рисуют арты по Лавкрафту, вы наверняка согласитесь со мной, что такие иллюстрации порадовали бы любого читателя. Хотя, конечно, это увеличило бы стоимость книги.
Качество страниц я бы оценила на "хорошо", бумага не такая белая и плотная, как бывает в некоторых книжках, но и далеко не ужасная, какая бывает в некоторых других 😊
Оформление внутри довольно лаконичное и симпатичное.
Шрифт не очень крупный, но и маленьким его не назовешь: одна большая страница книги прочитывается очень быстро, как маленькая. Глаза от этого шрифта не устают.
Говард Лавкрафт Лучшие произведения Издательство АСТ
Говард Лавкрафт Лучшие произведения Издательство АСТ
Удобство чтения такой книги я оценила бы на 4, поскольку ее размеры не позволяют читать книгу, например, лежа (у вас руки отпадут ее держать), даже когда я сижу и кладу книгу под определенным углом на живот, она под своей тяжестью стремится уйти куда-то вниз, что мне особенно не нравится по причине искривления книги (я люблю содержать бумажные книги так, чтобы они как можно дольше выглядели новыми). У нее как бы кренится набок корешок. В идеале нужно читать такую книгу, сидя за столом.
Последнее, что я хотела бы сказать: конечно, указание на то, что именно в этой книге собраны лучшие произведения Лавкрафта, условно и субъективно. Как говорится: а судьи кто? 😊 Разумеется, какие-то рассказы одному понравятся больше, другому меньше. Все-таки здесь есть и научная фантастика, и мистика потустороннего, и ужас перед предрассудками, и многое другое. Наверняка многие найдут что-то по себе.
Кроме того, книга содержит наиболее известную (по мнению Википедии) статью Лавкрафта под названием "Сверхъестественный ужас в литературе".
В общем и целом я очень рекомендую вам ознакомиться с произведениями Говарда Филлипса Лавкрафта, в частности данное издание, от издательства АСТ, я также рекомендую, но обращаю внимание на некоторые "но".