Сейчас каждая девочка мечтает стать живой куколкой. Быть гламурной, красивой, желанной с самого раннего возраста. Эва Ионеско прошла через это: ее мать Ирена превратила свою четырехлетнюю дочь в принцессу декадансного мира фото-эротики. Но принесло ли это малышке счастье?
Фильм "Моя маленькая принцесса" - автобиография маленькой Галатеи, у которой кукольный мир отнял детство.
Красота среди нас, во всем: в обнаженной груди женщины, в подоле кружевного платья, в детском взгляде, в поцелуе матери, в городских переулках, в олицетворенных мыслях. И так же как и искусство во всем.
Фильм красивый и сильный. Снятый в стиле арт-хаус, он не может и не должен читаться прямолинейно. Как жанр, проблема которого затронута.
Конечно, сегодня фото, аналогичные творениям И.Эонеско не редкость. Напротив: детские конкурсы красоты, поиск "свежих образов", желание показать чадо или, все же, себя? миру - типичный пример маленькая звезда ютюба Venus Angelic, образ который чем-то напоминает девочку в фильме, - все это для нас давно стало привычным.
То ли дело 70-е... Превращение маленькой девочки в звезду богемных тусовок, лицо журналов фото-эротики и главную героиню скандальных фильмов было слишком большим вызовом даже для зарождающихся в пресыщенном, уставшем от всего обществе, бунтарских идей.
Где проходит граница между детской порнографией и искусством? Является ли порнография катализатором физического насилия, или наоборот - способом его предотвратить? И если фотография содержит элемент порнографии, если её считают педофилической, то выбывает ли она таким образом из категории искусства?
Но, тем не менее, результат на лицо: маленькая Эва стала настоящей бомбой. А ее автобиографическая картина "Моя маленькая принцесса" - предметом восхищения критиков и пищей для размышлений тем, кто посмотрел этот чертовски красивый, яркий и грустный фильм, местами больше подходящий на ожившую картину не то безумно гениального импрессиониста, не то мастера авангарда.
Пройти посередине между этими Сциллой и Харибдой было бы сложно даже взрослому человеку — куда уж там ребенку, вынужденному играть во взрослые игры
Несмотря на явную автобиографичность и аллюзивность образов в фильме, картина вполне самодостаточна. Образ, воплощенный Анамарией Вартоломеи, получился достаточно самобытным. И, скорее, напоминающим не саму Эву, а то, кем она хотела бы быть: человеком, проявляющем немалую силу воли даже находясь меж огнем материной любви помноженной на маниакальное желание воплотить в дочери свои нереализованные амбиции и пламенем общественного мнения, в частности - мнения сверстников юной звездочки. Эонеско признается: она умышленно не знакомила актрису со своим прошлым, просто по ходу фильма создавая фон для развития ее диссонансного образа.
Такое впечатление, что сама Эва Ионеско смотрела на этот ураган в кадре замерев от восхищения.
Однако воплощению амплуа способствовала не только госпожа режиссер. Неподражаемая Изабель Юппер, о таланте которой не приходится повторять, сумела показать натуру своей бескомпромиссной, болезненно-яркой, героини, живущей не днем - мигом, на все 100%. Ей удалось показать не просто художницу, вкладывающую душу и страсть в создание эпатажных шедевров, но художницу, которая всему миру на зло и здравой логике вопреки творит свою жизнь.
Но если истязание рождает красоту, разве оно того не стоило?..
Можно бесконечно долго спорить практически обо всех моментах, показанных в фильме. Об искусстве и жанре эротики, как неотъемлемой его части; о рамках дозволенного; о том, как нужно или как правильно жить; о воспитании, о любви, красоте... Но, в случае с "Моей маленькой принцессой" - красота, как и ответы - в глазах смотрящего.