Я люблю фильмы и сериалы, основанные на исторических событиях, и не считаю их скучными. Обычно о событиях, о которых в них идет речь, довольно достоверно известно, хотя бы в общих чертах, поэтому полет художества режиссеров и сценаристов имеет некоторые рамки.
Но существуют события и личности крайне неоднозначные, о которых современники отзывались противоречиво. Тут уж создателям есть где разгуляться и высказать свою точку зрения. К событиям такого рода как раз относится время жизни, убийство и личность Григория Распутина, а также его влияние на царскую семью и императрицу Александру Федоровну в частности.
Сериал снят в 2014 году и имеет очень высокие оценки зрителей. Собственно поэтому я и начала его смотреть. Все 8 серий доступны в интернете.
Сценарий сериала построен не линейно, а с ретроспективными вставками.
Начинается все с того, что следователю Генриху Свиттену поручается расследовать дело Распутина. Нет, не дело об его убийстве. Перед Генрихом Ивановичем ставят конкретную задачу - найти доказательства того, что Распутин был негодяем и мерзавцем.
В процессе своего расследования Свиттен встречается с разными людьми, которые могли бы иметь отношение к личности Распутина. Из воспоминаний этих людей и складывается основной сюжет сериала.
Начну с того, что мне в этом сериале
понравилось.Актерский состав подобран весьма неплохо. В главной роли - Владимир Машков. Этого актера я знаю давно, но в этой роли не совсем представляла и удивлена, что он на нее согласился. Ему удалось в целом передать как внешнее сходство, так и манеры Г. Распутина (по воспоминаниям современников).
На роль Анны Вырубовой режиссер утвердил
Екатерину Климову. У меня нет никаких претензий непосредственно к актерской игре, исторические роли даются ей хорошо. Но внешнего сходства с реальной Анной Вырубовой нет от слова вообще. Как минимум, Анна была гораздо полнее. Почему нельзя было Климовой одеть какое-нибудь "отягощение", или хотя бы не так сильно затягивать корсеты - мне непонятны. Но все эти вопросы к создателям, а не к актрисе, поэтому я все равно считаю, что она хорошо сыграла.
Андрей Смоляков с ролью следователя Свиттена справился, на мой взгляд, блестяще. Насколько я понимаю, эта фигура вымышленная, поэтому сравнить не с кем, но образ петроградского следователя я вижу именно так.
Ингеборга Дапкунайте, со своей холодной красотой европейской женщины, светлой кожей и голубыми глазами на роль императрицы Александры Федоровной подходит замечательно. Я сначала не узнала ее. Ей удалось прекрасно передать характер жены Николая II, глубоко религиозной, при этом склонной к мистицизму, ее эмоциональность.
Неожиданно было для меня появление
Таисии Вилковой в роли Матрены Распутиной. Я видела эту актрису в комедийный сериалах. Но и здесь она вписалась очень органично.
Единственное "но" -
Валерий Дегтярь в образе Николая II меня не очень впечатлил. Специально взяла кадр, где он рядом с женой и княгиней Милицей. Мне кажется, на их фоне бросается в глаза то, что это не стопроцентное попадание в образ.
- Костюмы, атмосфера, декорации
Я не художник по костюмам, тем более историческим, но хорошо удались, на мой взгляд, как образы петроградских дам, так и деревенские женщины. Атласные перчатки, элегантные шляпы, корсеты, платья с кринолинами, кружева, аккуратные прически...
А вот Прасковья Распутина (Наталья Суркова) в своей деревне разговаривает со следователем.
Простое платье без кружев, длинная юбка, платок, руки, привыкшие к физической работе.А вот дом и хозяйство Распутина в
деревне Покровское, ныне Тюменская область. Грубая к
рестьянская рубаха, девочки в русских сарафанах, скот, домашняя птица, деревянные ворота...А теперь о том, что
мне не понравилось.
Категорические не понравилась однобокая интерпретация событий. Ясно, что Распутин был для коммунистов фигурой не столь приятной и им имело смысл его очернить, но как и все люди, Распутин наверняка обладал и хорошими, и плохими чертами. Все исторические события, все исторические личности обладали недостатками и достоинствами, тем, что за их можно похвалить и тем, за что их можно упрекнуть. Это нормально.
Здесь же он возводится в ранг прямо каких-то святых людей, великомучеников, праведников. Все-то на него наговаривали, обижали, покушались, а все было не так, и он всех прощал.
Оговорюсь сразу, я не верю в сверхспособности Распутина, но в целом не исключаю воможности их существования. В сериале мы видим, как старец Григорий то исцеляет, то предсказывает, и все безошибочно.
Вот он пришел исцелить Анну Вырубову после аварии с поездом.
Вот он заговаривает кровь цесаревича. Однако же, Распутин исцеляет лишь
частные случаи проявления заболевания, гемофилию так никто не исцелил. Поэтому возможно, что это была просто
интерпретация очевидцев, склонных к мистицизму, а на самом деле все было в особенностях организма.
Также в сериале дается некоторое оправдание доподлинно известным поступкам Распутина. И в баню то он с дамами ходил не разврату ради, а от гордыни их излечить, а все кто с ними возлежал - делали это добровольно, чтобы благодать получить, и мужья их были тому только рады.
А то что Распутин, якобы знающий все наперед, сам пошел на верную смерть к заговорщикам (это не спойлер, а исторический факт, всем известный) - так это он знал заранее, герои в этом уверены, не знают только зачем он это сделал.
Почему тогда он все время стремится уйти домой, раз не был обманут и все знал? Непонятно, ведь он должен был все это предсказать и не идти, либо раз знал и пришел, не сопротивляться.
В наш век, когда уже все знают правду о "Битве экстрасенсов" и прочих мистических передачах, когда почти у каждого есть знакомый или знакомый знакомого ,который ходил к целителю, но лишь отдал деньги и не исцелился для меня оказалось очень странным, что сериал так сильно многим понравился.
Я не могу судить о соответствии историческим событиям - меня тогда там не было, а о Распутине мнение у всех разное, поэтому хочу сразу уточнить, что снижаю оценку
не за самого Распутина,
не за свои личные антипатии, и
не за то, правда все это или нет,
а за однобокость и однозначность, которые очень не люблю в фильмах, снятых по историческим событиям.
Спасибо за внимание.