Посмотрела я тут фильм Элема Климов "Агония" и в очередной раз подумала о том, как же всё-таки горжусь, что есть у нас такие режиссёры, такие артисты...
И такая невероятная история ( которую в школе и вообще в юном возрасте мне совершенно неинтересно было изучать, а зря - эх, молодо-зелено... ).
Невероятная, но во все времена такая трагическая, вся насквозь пронизанная драматизмом, пропитанная кровью.
Даже такие фильмы, как "Агония", не могут, конечно, передать всю атмосферу революционных лет ( да и никакие не могут; это знали только те, кто жил тогда ), но за две серии ( каждая по часу с копейками ) создатели таки смогли продемонстрировать именно основное, тезисно выделить самые важные моменты как будто бы изнутри.
То есть с точки зрения царской семьи и приближенных к ней.
Есть так же и другая изнанка - со стороны народа, страны.
И про это есть фильмы, и их тоже ещё смотрят и будут смотреть.
Об этих страницах истории надо знать обязательно.
А "Агония" - это ( для меня, по крайней мере ) кино именно про двух персонажей, про Николая II и про Григория Ефимовича Распутина - что ж, персоны легендарные, хороши они или плохи, а всё ж.
Что интересно, хотя и не сразу бросается в глаза : Распутин с Николаем и не контактируют практически по сюжету; живут как бы параллельно, а как тесно связаны по воле судьбы и случая...
Ну, без императрицы Александры Фёдоровны и не знали бы мы, быть может, никакого "Гришки".
Очень раздражает, кстати, когда так пишут - "Гришка".
Во-первых, он далеко не мальчик.
А, во-вторых, многие ли крестьяне из Сибири ( или откуда-нибудь ещё ), доходили туда, куда он дошёл? И вот для одних он старец и царский друг, а для других "Гришка". Ну, зависть - она такая.
Что мне понравилось в фильме, так это безэмоциональная подача в том плане, что создатели не оценивают поступки и поведение ГГ. При чём обоих ГГ, как Распутина, так и царя. Им позволили просто быть такими, какие есть - ну, режиссёр, автор сценария и иже с ними от чего-то же отталкивались, от каких-то исторических источников, литературы, записей и т.д.
А таковых имеется немало; другое дело, что всё ли правда?
Например, все знают, что "старец" был убит, это да. Но ведь после развала власти приказано было и дело это уничтожить, и забыть вообще, что был такой человек.
Уцелели некоторые подробности вскрытия, а ещё - дневники.
Как предполагаемых убийц, так и некоторых лиц, которых тогда к данному событию не приплетали, а они в итоге сами приплелись. И вот думай теперь, кто, как и почему. Хотя вроде всё понятно.
Но не слишком ли просто? И версий много, много чего есть по этому поводу почитать, только правду мы всё равно никогда не узнаем.
А кино хорошее. Очень даже.
Оно по самой ходовой и, так сказать, официальной версии снято.
Лично я в неё не верю, но кино - хорошее.
Есть ощущение, что Элем Климов действительно вкладывал в него душу. Есть тут и жизнь, и нерв, а актёры какие... Насколько органично смотрится Анатолий Ромашин - это же просто словами не передать. Великолепно сыграл, словно бы и не роль это, а самая настоящая жизнь.
Я себе даже представить не могу, чтоб можно было где-то отыскать Николая II лучше, чем Ромашин. Он, кажется, больше царь, чем сам царь. Глаза - бездна боли и тоски.
А Петренко? Какие были артисты, какие типажи... При том, что вроде как Алексей Петренко и не сказать, чтоб уж яркий красавец, и не скандалист он, и обычный на вид такой скромный дядька, простой.
Где он весь тот дикий огонь, который на экране, в обычной жизни прятал - непонятно.
С другой стороны, знала я его, что ли, в обычной жизни?..
Там и история съёмок очень интересная, и про кастинг актёров; я интервью Петренко читала : он о себе немного говорил, больше о команде, и очень уважал и любил Климова.
Ну и Климов, в свою очередь, увидел в молодом Петренко что-то, чего тогда не видел ещё никто. Оказал ему огромное доверие, отдав такую роль.
Алексей Васильевич тогда сказал, мол, я попробую, начну, если не получится - берите другого артиста, у которого точно всё получится ( а пробовались на Распутина и очень именитые люди, Папанов, например ). Но Климов ему путей к отступлению не оставил, и ведь угадал. Те глаза, какими смотрит Распутин-Петренко - это нечто. При чём каждый раз, а не в каких-то отдельных сценах. Магия.
Осанка, телосложение, голос, рост - это всё хорошо, конечно, но, при всём уважении к претендующим на роль "Гришки", никто бы больше так не вжился в неё. И это при том, что персонажу по сюжету ближе к 50, а Петренко было всего 33 года. Вот оно, попадание в яблочко. Вот она, магия.
Очень хороша Вырубова в лице Алисы Фрейндлих. Нет чувства, что роль даётся или поддаётся актрисе, вообще такое ощущение, что она не играет. Просто пришла и стала своей героиней.
Это чувство лёгкости дорогого стоит, и наверняка артистам оно стоит больших трудов. Зато смотрится великолепно.
Велта Лине сыграла императрицу Александру Фёдоровну, а баронессу - Нелли Пшённая.
Вот Пшённой работа далась нелегко точно : там есть обнажённая сцена, во время работы над которой актриса даже в обморок падала - ну, такие были времена.
Впрочем, у Аллы Майковой, изображавшей фрейлину Никитину, обнажённая сцена тоже была, но про её обмороки ничего не известно.
Михаил Данилов, сыгравший Андроникова, тоже хорошо запомнился. А ещё цыгане, вороны, мадера, деревня, лошади, холодный Петербург...
В общем, смотрите. Эти два с лишним часа лишними точно не будут.
Вперед, залетные...