Азаров Юрий Петрович Печора
Иногда ответ на вопрос "Что бы такое почитать?" беру в списке произведений, опубликованных в роман-газете.
Пока такой способ не разочаровывал. Так получилось знакомство с романом Юрия Азарова "Печора".
Опубликован он был в роман-газете в 1990 году (№3-4).
Настроение от прочтения книги скорее грустное.
Действие романа проходит в 1954 году. После смерти Сталина начинается реабилитация политических заключенных.
Гулаг, несправедливые обвинения, доносы, аресты - это отдельная тема. В этом романе описан переходный момент.
Бывший начальник лагеря, значительный человек, вдруг оказывается практически преступником, так как он организовывал облавы с собаками на беглецов из лагеря, проявлял жестокость.
Кто-то уже реабилитирован и восстановлен в правах, а кто-то также невиновный, все еще остается заключенным.
Кого-то реабилитировали, но тут же дело пересмотрели, снова арест. Положение, принципы, мысли человека резко меняются.
В книге описываются сложные отношения детей осужденных и тюремщиков. Девочка из 8 класса Света Шафранова, увидев на улице как ведут заключенных, подошла и отдала им свои бутерброды. Все учителя сказали, что это не корректный поступок. Но объяснить почему не смогли. Если бы можно было сказать, что заключенный - это злодей, разбойник или убийца, и недостоин жалости. Но ведь это не так. Вечная двойственность понятий...
Главный герой романа - двадцатипятилетний учитель Попов, который приехал в Печору преподавать литературу в школе.
Самих событий в романе немного, описан небольшой период преподавания в школе, несколько встреч с друзьями, небольшие воспоминания из прошлой жизни.
Роман остросюжетный, насыщен интригующими, драматическими событиями. Но основной трагизм перенесен в духовный пласт. Там, в душах героев, происходят убийства и предательства, реабилитация, либо утрата ценностей.
Основа романа - мысли, чувства, переживания главного героя.
Он разрабатывает программу преподавания истории и искусства параллельно. Например, рассказы об эпохе Возрождения, о Рафаэле и тут же о инквизиции, тирании правителей, странных нравах в семье.
В книге очень много рассуждений о жизни и роли в истории Аввакума, Савонаролы (итальянский монах), Чезаре Борджиа, Феодосии Морозовой, Достоевского. Местами даже сложно воспринимать.
Мои знания в школе, например, о Морозовой, ограничивались зрительным образом картины Сурикова "Боярыня
Морозова". Здесь в романе рассказана сложная жизнь этой женщины. Семейная жизнь, благополучие, благотворительность, общение в Аввакумом, старообрядничество, противостояние царю, церковные пытки (дыба, от которой вылетают суставы рук), мученичество.
Ученики Попова не просто изучали историю (выучил параграф учебника - рассказал). Они искали информацию об исторических персонажах. Это не поиски в интернете, а нужно было посетить жителей города, у которых есть собрание книг, попросить эти книги, найти в них какие-то факты. Они писали рассказы, пьесы, создавали декорации, дискуссировали, сопоставляли.
Читая роман, возникает грустное ощущение. Почему сейчас уровень знаний детей падает. Про всех сказать не могу, но я в школе не могла бы так рассуждать на исторические темы, писать такие рассказы. Жаль, что к размышлениям этим я прихожу только сейчас, столько времени возможно упущено.
Прочтение этого романа побуждает почитать о церковном расколе, "Жизнь Чезаре Борджиа", про сестер Морозовых и многое другое. Поразмыслить об отношении к бедности, о любви, когда достаточно лишь идеального образа, дружбе, предательстве, роли учителя и многом другом.
Так вот скромное название романа "Печора", которое мне ни о чем не говорило, раскрыло целый мир переживаний и мыслей. У Юрия Азарова есть книги по педагогике, в том числе семейной, которые, думаю, стоит почитать, задумываясь о продолжении рода.
Думаю, эта книга очень полезна. Задумываться всегда полезно!