Недавно по центральному телевидению показывали фильм «Живи и помни» по роману Валентина Распутина. Я писала, что кино я НЕ смотрю по телеку, а всё что надо мне нахожу онлайн в интернете и потом спокойно отсматриваю. На планшете либо на ноутбуке, валяясь на диване. Но тут по здравому смыслу и вопреки своей привычке не смогла пройти мимо экрана телевизора и замерла как раз над одним пикантным моментом - в лесу встреча Настёны и Андрея в зимовейке.
Думаю, многие видели не раз эту киноленту или хоть один раз книгу прочли, поэтому расписывать тут сюжет не имеет смысла. А вот поделиться своими мыслями всё же захотелось с последующими любознательными молодыми и не очень зрителями.
Читала я, конечно, давненько одноименное произведение ещё в институте, но как сейчас помнится было в ней всё не то и не так, как сейчас нам представили на экране.
Образы главных героев другие, описание внешности тоже не сходное с книгой, их внутренний мир совсем не такой показан, события в деревне не в тему, даже обстановка и общение с второстепенными героям, живущими в деревне всё не то и не так.
Конечно, не должен режиссёр Александр Прошкин брать и переносить дословно всю повесть Распутина на 1:30 экранного времени, да и не уместиться в фильме всё так точно показать и расписать, как сделал это известный писатель. Но и так вольно изгаляться над всем известным советским произведением, тоже как-то не стоило бы.
Как видел, в общем режиссёр, как задумал так и показал нам отношение двух, в общем-то, несчастных молодых людей.
Лена – Матушка, Сибирь – Батюшка! Муж и жена – одна сатана.
Это я про мужа Андрея Гуськова и Настёну пришлую в деревню Атамановку, что стоит тоже в Сибири, только на реке такой же суровой под названием Ангара.
Супруг мой, не читавший книги, удивился в фильме странному, если больше не сказать удивительному явлению и двум непонятным по истории обстоятельствам. Ведь не взял же Распутин их с потолка.
Первое – это то, что наших солдат, воевавших в Подмосковье, и раненных там же в ближайшем МО отправляли во время войны в госпиталь не куда-нибудь на деревню к дедушке, а ещё подальше - именно в Сибирь. Как то далековато показалось.
Кроме того, Андрей чуть ли не пешком шёл после госпиталя в свои родные пенаты. Один, зимой и без провианту и без предписания, скрываясь как дезертир. Не много ни мало, а от Новосибирска до Ангары допёхал почти пешком отмахал и не был никем по дороге остановлен. Чудеса передвижения. Так домой хотелось и силы были на это – не факт.
Меня так вообще другое неприятное удивило. В книге очень даже раскрыт настырный характер Андрея. Начиная от начала его описания внешности и самого внутреннего нрава нашего вояки.
Ему были все виноваты, что на фронт отправили так быстро в самом начале войны. Даже свою родную деревню был готов обвинить, вы тут мол остаётесь, а я вон куда послан далеко и надолго. Это прям между строчек читалось.
Да и потом он очень хотел, чтобы его ранили, не сильно, легонечко, чтобы в больничке отваляться и домой в отпуск смотаться.
Уже только это может отвернуть всё положительное от образа Андрея Гуськова. Извините, но не мой этот нахрапистый герой ни раньше в студенческие годы, ни сейчас - столько–лет прошло, не могу ему сочувствовать.
По итогу - оказался он не робкого десятка. Это что касается своей личной судьбы и выживания в лесу в одиночестве, как волк в сторожке. А вот что касается всей страны, обстановки строго военного времени и дисциплины по уставу – это мимо рядового Андрея прошло.
Как говорится - по законам военного времени и никак иначе.
А вот Настя - его жена или как все её в деревне кличут Настёна – вот кто у меня и удивление, и недоумение, и жалость вызывал и разные смешанные чувства, доходящие порой до слёз, как жалко её было. Начиная с самого муторного начала ее обитания в этой деревне.
Было ведь раньше в обычае у русских баб, устраивать свою жизнь лишь один раз и навсегда, и терпеть, выдерживать всё чего только ей не выпадет. Я вот только на это всё и списывала, глядя экранизацию фильма, что смирялась она и всё выносила по не балуйся из-за этих самых древних предрассудков.
А иначе никак не объяснить все её полуторачасовые мытарства и шастанья туда и обратно на экране.
- Гляжу поднимается медленно в гору в тулупе овчинном, в снегу по колено, в больших рукавицах, в руках две корзины сама худышка с ноготок.
Кстати, вот тут меня и удивили непомерные запасы еды в закромах у Гуськовых. Свёкор и свекровь у Настёны люди были прижимистые, но не до такой степени, чтобы корзинами еду приворовывать у них, а они того и не замечали. Не вру, для внимательного зрителя это очень даже заметно. Если ещё учитывать военное тяжёлое время и лютую холодную сибирскую зиму.
В человеческой судьбине есть всегда глаза или глазища, которые всё ведь запоминают, схватывают и отмечают при отъезде. А потому уж помнят возвращаться им обратно или нет, либо и так сойдёт.
Так и с Андрюшей нашим получилось. Шёл парень по его уверениям именно к своей жене Настёне, не очень раньше любимой, но куда ж ещё ему было податься и кто и где его ждал в неурочное время. Живи теперь и радуйся или живи и помни всю свою жизнь. А он жил и помнил, только кому теперь нужны эти воспоминания.
Про её непутёвого муженька Андрея не хочется, но надо сказать отдельной строкой – это артист Михаил Евланов. Смог актёр с книги сюда перенести и терзания за свою загубленную жизнь, страдания одиночки и обиду на всех и даже переживания – чего он есть тут один будет в зимнем лесу и как бы с голоду тут раньше времени не подохнуть.
У каждого из нас на левом плече околачивается демон - искуситель, а на правом сидит - ангел хранитель. Какой первее каждого из нас в оборот возьмёт - трудно сказать и предсказать наперёд.
Да ещё если учитывать и помнить, что после 30 лет человек или сам себе врач, или дурак, так Сенека сказал, не я.
Сеанс кино по ТВ уже почти заканчивался, а любовь к героям оставалась – это я о главной героине Настёне. На мой взгляд с этой ролью очень хорошо справилась любимая мною артистка Дарья Мороз, другой тут и не надо. А речь то её с диалектом сибирским какая интересная. Молодец, красава!
– Отскочь, не морочь! Я тебя не знаю.
Самое не приятное у любого человека в жизни, что смерть лично к нам и каждому не имеет никакого отношения, до поры до времени. Пока мы есть – смерти для нас ещё нет, а когда смерть к нам придёт – то нас уже здесь не будет.
В этом фильме, кстати, играют и другие хорошо узнаваемые герои второго плана.
Отец и мать Андрея – Сергей Маковецкий и Евгения Глушенко.
Надя подруга у Настёны - красавица артистка Анна Михалкова и многодетная мать, вдовушка. Роли свои все хорошо отыграли – это понравилось.
Достаточно правдиво передали декораторы обстановку в доме Гуськовых, а также и одежду героев.
Очень приглянулось как сценаристы и операторы показали нам природу Сибири, живописное, но суровое место не для прогулок, особо зимний лес, заснеженная река, а потом ледоход на Ангаре вообще впечатляет.
Сюжет фильма на эмоции вызывает, можно и отталкивать от себя героев и сочувствовать им, и переживать за их жизнь маетную, но только не оставаться равнодушным. Потому как жизненная интрига будет всё же до самого конца.
Финал не избитый и не обычный всей этой печальной истории и я его знаю.
А для первоходящих в это кино или книгу, будет финиш потрясающим и непредсказуемым по своей сути. Думается по себе, как я помню, совсем не этого ожидалось. Советую смотреть до самых последних кадров. В книге и так все понятно, а тут надо ещё сообразить и понять эту нетривиальную концовку.
Положительное – Сценарий, если не сравнивать с книгой, вполне приемлемый и можно посмотреть даже не один раз. Отлична работа всех героев, даже второго плана. Всё актёры узнаваемые и известные на лица. Хорошо передана атмосфера любви и преданности на грани.
Отрицательное – Местами вольная интерпретация произведения Валентина Распутина была не в тему и не так обыграна, но это претензия уже к свободным мыслям режиссёра.