Хотите ощутить себя моряком-подводником? Но у вас нет опыта службы? И вы вообще не служили в армии или на флоте (дай бог, по уважительной причине)? Не отчаивайтесь! Совсем рядом с калининградским музеем Мирового океана (точнее, основным зданием в центре города) находится потрясающий, на мой взгляд, музей "Подводная лодка Б-413", где вы сможете окунуться в этот суровый, но так манящий многих мир военно-морского флота.
Перед походом в этот музей билеты лучше купить он-лайн и распечатать заранее – их проверяет охрана, кассы как таковой у входа на борт я не увидел. Можно, конечно, купить и в кассе музея, но через Интернет надёжнее будет. И ещё: если вы уже успели накупить сувениров, лучше было бы оставить их у той же охраны – передвигаться в подлодке лучше налегке.
Ну а теперь добро пожаловать на борт!
Но в начале - немного истории. Подлодка Б-413 построена в эпоху ещё "доатомного" подводного флота: была спущена на воду в 1968 году, последующие 20 с небольшим лет несла службу в водах Атлантического океана, Средиземного, Баренцева и Норвежского морей. Часто заходила в порты иностранных городов с официальными визитами, а в 1973 году несла боевую службу во время арабо-израильского конфликта под названием "Война Судного Дня". В 80-х принимала участие в многочисленных учениях, экипаж неоднократно удостаивался высших наград. В 90-х прошла ремонт, базировалась в латвийской Лиепае, потом в Кронштадте, после - в Балтийске. В 99-м выведена из состава ВМФ, а в 2000 году подлодка Б-413 стала филиалом Музея Мирового Океана.
Теперь начинаем осматривать помещения подлодки… Только идите аккуратнее - места, чтобы развернуться, здесь ещё меньше, чем в вагоне поезда...
Хотя бы начальная физическая подготовка вам здесь потребуется, например, чтобы ловко двигаться из отсека в отсек - сквозь трубы-проходы. И осторожнее с головой – здесь низкий потолок, как и в любой другой подлодке! А каждая подводная лодка (особенно советская) буквально напичкана приборами, которые висят со всех сторон, и даже сверху. И от каждого из них зависит слаженная работа всех систем корабля.
Я со своим ростом 165 сантиметров ещё проходил там вполне нормально, без особых проблем. Посетителям ростом повыше надо быть осторожнее - и на лестницах тоже…
Центральный пост
Система управления вентиляцией
Боевой пост управления станцией погружения и всплытия
Дизельный отсек
Дизельный отсек
Эхолот
Рубка радистов
Торпедный аппарат
Электромоторный отсек
Электромоторный отсек
Электромоторный отсек
Электромоторный отсек
Кают-компания офицеров
Кают-компания старшин
Отведено в подлодке – музее место и под мемориальный стенд, посвящённый памяти подводников, погибших в таких знаковых катастрофах, как на "Комсомольце" в 1989 году и, конечно, на "Курске" в 2000-м. Среди погибших подводников, не вернувшихся с тех роковых походов, было и семь офицеров – выпускников Калининградского высшего военно-морского училища (двое – с "Комсомольца", пятеро – с "Курска").
За моряков "Курска", помню, вся Россия переживала… Хоть я тогда и мелким был, но помню, как мы жадно слушали каждую новость с Баренцева моря, как все надеялись, что моряков спасут (хотя, надо заметить, нам бесстыже врали), и каким шоком отозвалась чуть позже весть о гибели всех 118 подводников… А как атомоход этот потом поднимали со дна морского – это была грандиозная операция! Как свидетельство расхлябанности и нерасторопности высших чинов от флота в те дни - строчки знаменитого письма капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, также погибшего на "Курске". Не лишним будет вспомнить их вновь:
«Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10–20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет! Отчаиваться не надо».
АПЛ "Курск"
АПЛ "Комсомолец"
И в конце – чистая статистика: где сколько находится подводных лодок – музеев. Как видно, в России все такие подлодки – нашего, ещё советского производства. Кроме того, есть советские подлодки и в некоторых других странах, в том числе и совсем в дальнем зарубежье…
,
Эта подводная лодка – своего рода сокровище для Калининграда и для нашего флота вообще. Непременно посетите этот музей… На осмотр экспозиции там уйдёт минут 30 - 40, вряд ли больше, но впечатлений будет хоть отбавляй… Ведь полное погружение в мир военно-морского флота вам будет обеспечено! И хотелось бы сказать отдельное "спасибо" всем, кто сохранил для нас эту подлодку и очень удачно приспособил её под такую атмосферную экспозицию.