Из клятвы Гиппократа: "Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости".
Мартин в больнице
Меня давно интересовал вопрос, поставленный в описании отзыва. Сериалы вроде Хауса как бы намекают, что это вовсе необязательно, но по моему богатому опыту это не так. Я ни разу не встречала хорошего врача и плохого человека в одном флаконе. Тут можно поспорить, что есть "хорошо" и "плохо", но это уже совсем другая история...
Главный герой в исполнении Орландо Блума - Мартин Блейк, молодой, слегка аутичный врач, которого можно условно назвать "хороший" (в названии больше иронии). Как врач он весьма посредственен , что не мешает быть тщеславным и честолюбивым . Он показательно холоден и отстранен, деля мир на черное и белое. Парень настолько одинок, что в свои "около тридцати" до сих пор невинен. Однажды у Мартина появляется 18-летняя пациентка Диана с пиелонефритом (воспалительное заболевание почек). Болезнь не смертельная и лечится относительно легко. Но только не в случае с Дианой. Дальше поднимаются 2 очень любопытных для меня вопроса, прямо таки фундаментальных в отношениях врач-пациент:
1) На что Мартин готов пойти ради признания его, как специалиста?
2) На что он готов пойти ради своей патологической любви к пациентке?
На мой взгляд герой опростоволосился аж 3 раза. Первый раз, скажем так, в общечеловеческих ценностях, как человек и гражданин, нарушивший закон. Второй, как мужчина, проявив себя закомплексованным безответственным ребёнком. И, наконец, третий, как специалист и врач, давший клятву Гиппократа.
Классическая модель взаимоотношений врач-пациент изначально строилась на патернализме (от слова "отец"). Врач выполнял сразу множество функций - от физических (забота) до моральных (милосердие). В нем было что-то священное, врач - носитель древнего тайного знания, "высших сфер безвольная ноздря". Но в настоящее время патернализм вытеснили другие модели поведения. Врач становится беспристрастным бизнесменом, выше морали простых смертных. Что мы и наблюдаем в фильме "Хороший доктор" - исчезновение морально-нравственных отношений в медицине. Котлеты отдельно, мухи отдельно, если говорить проще. И страдает тут не только пациент, но и сам врач. Мартин - герой нашего времени, в нем нет ничего метафизического от старой школы мастеров, он тихий, скромный маленький "человек в футляре". Хотя для врача наоборот - общение с пациентами, да и вообще со всеми - это правило. Функция осталась, а знание утеряно бесследно.
Подсознание Мартина само подсказывает неладное, недаром он пару раз тонул в своих фантазиях. Вода - это оно, подсознание и есть. Если верить в толкование снов - утопление всегда предвестник несчастья . Это может быть всё, что угодно - нравственные терзания, стыд, позор, болезни, попадание в неприятную историю, разочарование. Как мы видим - это сплошные потери, опасность и в крайнем случае погибель. Хотя, как человек, Мартин, похоже и "не жил и не дышал".
Прекрасно передана атмосфера больницы, я почувствовала этот мерзкий больничный амбре, даже запах чистого, накрахмаленного медицинского халата. В стерильных декорациях больницы ужас и одиночество Мартина проявляется особенно чётко.
Роль Дианы, кстати, сыграла внучка Элвиса Пресли - Райли Кио. Проходной персонаж, игры на 5 копеек. Орландо Блум в роли Мартина убедителен. Что-то они на пару с Элайджей Вудом подались в маньяки после канонического фэнтези. Только в отличии от маньяка Фрэнка из фильма "Маньяк" герой Блума пугает меня намного больше. Здесь нет крови, сорванных скальпов и прочей жести, но здесь есть самое страшное - обман доверившихся. А это, как мы помним, самый последний 9 круг ада - Коцит, ледяное озеро.
Концовка загадочная и оставляет поле для размышлений. У меня сразу несколько вполне жизнеспособных версий родилось. Недосказанность - это приятно.
Ницше говорил. что человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. И что выберет человек, к кому быть ближе, тем и станет.
Закончить отзыв хотелось бы фразой, над которой следует хорошенько подумать всем, кто подобно Мартину, находится на распутье: "То, что вы получаете, достигнув своей цели, не так важно, как-то, кем вы становитесь, достигнув её".