Опубликовано 30 Декабрь, 2023 - 10:09

Зима. Снег. Солнце. Горы. Из зимних развлечений так популярны горные лыжи.

Мороз и солнце

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я живу в 7 часах езды от известного горнолыжного курорта Шерегеш и с подросткового возраста слышу, что мои друзья, знакомые балдеют от поездок в Геш, где чистые склоны, согревающее солнце, увлекательные катания на лыжах, где захватывает дух от скорости, чувства свободы и бесконечной радости, а вечером глинтвейн или баня на дровах.

Шерегеш — поселок на юге Кемеровской области и самый посещаемый горнолыжный курорт России. Главное преимущество Шерегеша — долгий сезон. В октябре курорт уже засыпан снегом. Официально сезон стартует в ноябре, а катаются там до мая. Снежная шапка на горе держится большую часть года — до 280 дней. Шерегеш славится своим «пухляком» — мягким и сухим снегом, комфортным для катания в любую погоду. Он не твердеет и практически не обваливается — это уменьшает опасность схода лавин.

Только мне от этих рассказов ни разу не было так интересно, чтобы испытать всё вышеперечисленное на себе. Усвоила парадигму, созданную самой же, что этот вид спорта – не моё без каких-либо отступлений.

Так было до 37 лет. Я говорила себе: «Не обязательно пробовать ВСЁ в жизни». НО жизнь идёт, меняется. И настало время встать на горные лыжи. Не стану вдаваться в подробности как же меня занесло так сильно, любителя тёплого моря и лежаков на белом песке…

Мне не пришлось тратить 2 дня на дорогу туда-обратно, чтобы попробовать.

В Новосибирске есть горнолыжный клуб Иня, прекрасная возможность подучиться, потренироваться, прежде, чем взбираться на высокие горы.

Вид с гор

ЦЕНЫ

• Аренда комплекта ботинки-лыжи-палки – 450 руб/час (тариф выходного дня), время сверх часа считается поминутно, а не округляется до часа, это очень удобно (хотя в самом Шерегеше цена 350 руб/сутки).
  • Цена за подъем – 120 руб. + пластиковая карта 50 руб. Абонемента в выходной день нет. При неиспользовании оплаченного лимита деньги обратно не возвращаются, они остаются на карте и не имеют срока годности, можно хоть через год истратить на подъемы. Солнца яркого не было, снег не летел мне в глаза, очки мне не понадобились.
  • Цена инструктора: 1800 руб/час. На этом я сэкономила, моим инструктором был мой муж.

За 1 человека брали 5 подъемов. За 1:20 все были истрачены.

• Для сравнения: опыт моего мужа - прошаренного горнолыжника – 18 спусков в Шерегеше за 1 день (скорость 80-95 км/час), отбивали количеством подъемов дневной абонемент стоимостью 2300 руб.

ОЖИДАНИЯ

Всё, что я знала о катаниях на горных лыжах – это восхищенные истории о пребывании на чистом воздухе.

Интуитивно решила, что лыжи подходят мне больше, чем сноуборд. Навыки беговых лыж у меня есть, средний левел, несколько раз в сезон ножки мои вспоминают какого это – слияние с накатанными параллельными тропинками через длинные палки деревянных или пластиковых лыж.

Мне важно было, что я была бодра, этого будет достаточно для учебы и тренировок.

Повторюсь – страх катания на горных лыжах присутствовал всегда. У меня не было не нормальной жажды скорости до определенных пор, а потом несколько неприятных фактов с переломом руки, диагностированным ушибом пальца, который ныл несколько месяцев.

Представила себе, что можно как-то по-тихоньку скатываться с горы и… вот она я на горе.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Первым моим вопросом был: «Кто это снаряжение надевает добровольно?»

Эти тяжеленные ботинки и неповоротливые лыжи словно из свинца.

И вот я вижу покатую поверхность с плавным уходом вниз. Ну не страшно. Тем более это учебная трасса.

Вот только в фильмах кажется, что легко. Это тренировки, тренировки и ещё раз тренировки.

Учиться = падать и снова вставать. Это неизбежно. Даже на ватрушке надо уметь правильно ехать, смещать центр тяжести, большинство людей не помнят, как освоили управление велосипедом, потому что это было в детстве.

Я восхищалась детьми, которые уверенно стояли и двигались с нужной им скоростью. Также были и детки, которым подсказывали родители в только начинающемся странствии управления собственным телом.

В помощь мне были палки, но по факту они нужны были только создавать дополнительную мороку.

Падать приходилось много, даже в моменты, когда можно было спастись всего одним дополнительным движением, я предпочитала падать. Меня поднимал муж, как маленького котенка, за бицепс. Я просила этого не делать, я хотела сама вставать, но самостоятельно собрать лыжи в параллель было долго, муторно и сложно. А вот выбраться из сугроба было совсем невозможно.

В первый же спуск я поняла несколько правил, тактик, стало получаться, я старалась слушать советы мужа, но родственники, знакомые не годятся в инструкторы, поскольку у них нет выдержки, подготовки, ну и стимула. Что делает инструктор: показывает, рассказывает технику, позиции, разбирает ошибки, проговаривает их, терпеливо ждёт!

Инструктор — это человек, прошедший специальное обучение, владеющий методикой и техникой упражнений, позволяющих освоить горные лыжи или сноуборд максимально правильно и безопасно. Человек не только сам красиво катается, но и может объяснить, какие упражнения вам делать, и скорректирует ошибки, если вы уже умеете кататься.

У подножия горы собирается небольшая очередь на бугельные подъемники, за трос которого необходимо ухватиться, лыжи держать параллельно и тебя сила тяги электропривода тащит на вершину горы.

Бугельный подъёмник — оборудование для буксирования горнолыжников и сноубордистов в гору. Представляет собой трос (поднимающая ветвь — для буксирования лыжника и спускающая ветвь, как правило параллельны и размещены на одних опорах), проходящий «по кругу» через специальные опоры: конечные станции (натяжная + приводная и/или их комбинации - натяжная с приводом + обводная; возможна установка промежуточных станций) и промежуточные опоры (несущая или отжимная).

Время подъема – минуты 1,5.

Второй спуск закончился быстрее по времени, мы уже не отвлекались на основы, у меня стало получаться тормозить, сбавлять скорость, но падения были, глупые, которых можно было избежать. У меня не было цели скатиться быстро, глотая воздух ртом, а насладиться процессом от неспешного катания, я петляла больше изгибов, улыбалась, движения стали чуть уверенными.

На третьем спуске я ещё падала, но мой грозный муж начал нервничать, а мне так не хватало слов поддержки.

Дальнейшие события происходили, как в тумане. Мне было морально и физически тяжело. Я устала. На четвертом или пятом подъёме что-то пошло не так, я свалилась с подъемника (спустя время я так и не нашла объяснений как так произошло) и оказалась в центре крутого склона. Вверх возможности подняться нет (это на лету хвататься за подъемник в состоянии плывущих вниз лыж), а вниз спускаться страшно, гора для меня очень крутая. А уйти возможности нет. Я вставала, понимала, что набираю высокую скорость и сразу же падала. Муж делал мне замечания, указывал на ошибки, я сдалась и дала волю эмоциям – показала слабость и ревела, не сдерживаясь, что очень и очень нестандартно в моей привычной жизни.

Мысленно я повторяла себе слова У. Черчилля «Если проходите через ад – не останавливайтесь!»

ПРАВИЛА

1. Перед тем, как встать на горные лыжи, следует освоить хотя бы минимальную теорию. Это доступно: множество видео роликов и статей для любого уровня горнолыжника.

Это не фильм, где Вы пассивно лицезреете созданное, а активно участвуете в процессе.

ВАЖНО знать и соблюдать технику безопасности. Горнолыжный спорт в числе высокого риска опасности для жизни и здоровья!

2. Одежда. Оптимальный вариант – водоотталкивающие брюки и куртка, перчатки, балаклава, очки. Длинный пуховик в форме пингвина не должен сковывать движения. Следует тщательно закрывать части тела от раскрытия.

В падениях и кувырках снег налетел мне в спину, а после подъемов я не стряхивала снег, пара секунд уходила на отдышаться и снова поехала. Перчатки были все мокрые, но в состоянии аффекта я не ощущала этого. Тело было разгоряченное.

3. Инструктор. Я видела, как работают инструкторы. Не спеша, с тактом объясняли и показывали лично как стоять, как дышать, объясняли, что такое центр тяжести и как им управлять. Не стоит игнорировать услугу начинания с инструктором, ведь как запомнишь, такая техника и останется.

4. Начинать с простого. Для этого и существуют учебные трассы. Пологие широкие для комфортного маневрирования.

5. Знания как поворачивать, тормозить, соблюдать углы, правильно падать – это основы основ.

6. Погодные условия. В зависимости от температуры воздуха рыхлость снега разная, сцепление лыж со снегом также разная.

7. Сила воли и желание.

«Неудача – обязательное предварительное условие большого успеха. Если хотите преуспеть быстрее – удвойте счет неудач». Брайан Трейси

РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам часа катания первым желанием было закончить с этим видом спорта. Для собственного успокоения списала все на моральное истощение к концу уходящего года.

Позже, как попила горячий чай и вытряхнула последний снег со спины, обула удобные ботиночки, решила, что у меня и у гор ещё будут приятные встречи. Я уверена, что зимы станут многообещающими в поездках на горы.

Учиться никогда не поздно, но чем раньше, тем легче процесс адаптации произойдет.

Травмы были, катаясь на велике, на коньках, на беговых лыжах. Самый безвредный вид спорта лично для меня – плавание (плаваю я с 3-х лет и вопросов как это делается у меня не возникает, это делается «на автомате»).

Это нормально что-то не уметь. Ни один человек в мире не умеет абсолютно всё.

Падения

ОПАСНОСТИ

Я много раз упоминала про риски. Это дело случая. Не важно, новичок или профи – неудачи могут случаться с любыми. Мой муж в Шерегеше влетел в сугроб – ушиб в области лёгких напоминал ему несколько месяцев о зимнем дне на скорости. Я отделалась ушибом ногтя.

Глядя в роликах ютуба, как Вова Ветер рассекает во фрирайде, кажется, что это легко и просто. Да каждый сам для себя выбирает то, что ему по душе.

ОЩУЩЕНИЯ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ

Моё тело таких ощущений ещё не знало. Мышечная боль абсолютно во всем теле, а сильнее всего – в области бицепсов, за эти места меня муж вытаскивал с горизонтального положения в вертикаль. Я безумно благодарна ему, что он вытащил меня, сопровождал, наблюдал за первыми шагами в этом спорте и поддерживал как мог.

Ещё через день боль усилилась. Локально выступили синяки.

Мышечная боль держится 72 часа, я знала, что всё пройдет. И чем ближе к исходу 72-часовой отметки, тем приятнее и увереннее стали мои мысли о новых катаниях на горных лыжах.

P.S. Я так занята была мыслями о том, куда деть свои ноги, что у меня нет ни одной фотки с новосибирского склона. Фотки из семейного архива из Шерегеша. Но я сделала себе подарок под Новый год – попробовала катание на горных лыжах.

• Может быть опасно
ТаПирекомендует
30.12.2023
Вы смелая!
18.01.2024
Очень классно, вы молодец! Это моя мечта и однажды она сбудется
Мечты сбываются 😇
Желание - это уже огромная победа! Верьте и двигайтесь к своей мечте!