Опубликовано 17 Январь, 2024 - 15:27

  • Опыт использования:
    один раз

Параллели с классическим фильмом "Сладкая женщина" (с Натальей Гундаревой) здесь столь же очевидны, сколь и противоестественны. Схожей внешности, фактуры и возраста женщина работает на кондитерской фабрике. Некие внешние обстоятельства (здесь это голоса инопланетян в её голове) заставляют героиню раскрыть свою подлинную сущность.

Этот фильм следовало бы назвать "Гадкая женщина". Заявленных "чувств Анны" как-то не видно. Вполне возможно, что она вообще их не испытывает. Разве что себя жалеет временами - по пьяни, в основном. Немолодая, толстая, работа постылая, муж надоел, жизнь уходит... Такое часто наблюдается у женщин среднего возраста на последней трети бутылки. Только это не чувства, а защитная психическая реакция на общую застрессованность.

Если бы речь шла о частном случае одной отдельно взятой Анны, местами было бы любопытно. Но авторам непременно хотелось сделать эту Анну олицетворением и назидательным примером. Происходящие в фильме события непременно обобщить, масштабировать, и вывести на глобальный уровень - всей страны.

Отсюда у нас тут наблюдаются: всеобщая атмосфера тревоги и уныния, масштабные нацпроекты в сочетании с повышенной смертностью, повальное пьянство и кидалово, и лицо Первого канала Екатерина Андреева в своём обычном амплуа говорящего биоробота.

Что же станет делать обычная рабочая русская женщина, если в её жизни случатся те самые "15 минут славы", по мнению авторов? Семью, конечно, бросит ("любимая" эта семья до того момента, пока других возможностей нет). На работу наплюёт. Будет покупать дорогое бухло взамен дешёвого. Бросится на "нефритовый стержень" первого же подвернувшегося мужика. Особо не разбогатеет, да и всё равно деньгами распоряжаться не умеет. Обзаведётся максимально нелепой шубой. На этом всё.

И они тут такие в фильме все. От мала до велика. Серая масса, только и стремящаяся нажраться, друг друга облапошить и воткнуть пипирку в подвернувшуюся дырку. Глупые и ничтожные. Анна ничуть не лучше и не хуже остальных. Авторы с интересом энтомологов и брезгливостью "высших существ" наблюдают за копошением этих жалких муравьишек. Которые матерятся как школьники, и вообще изъясняются на каком-то речекряке.

А зачем бы инопланетянам вообще общаться с представителями такого ничтожного народца? Представители развитой цивилизации просто облетали бы галактику с такими обитателями десятой дорогой. Всё встает на свои места, если представить, что на месте инопланетян создатели картины имеют в виду себя. Куда более одухотворённых, разумных существ с "чистыми лицами". Волею судеб вынужденных сосуществовать с нами, сирыми и убогими, на одной планете.

И горько им, и обидно, и деваться больше некуда. На других планетах (в других странах) государство почему-то не даёт денег на съёмки фильмов, его же население обгаживающих. А у нас в стране эта схема бесперебойно работает ещё с советских времен. Денежек взять, и в ту же ладошку какнуть. Но так, знаете, осторожненько, жиденько - а то вдруг рассердятся и накажут.


"Соломка" здесь заботливо подстелена, на случай всяких острых вопросов по фактам. Мы так и не узнаем, происходило ли всё в фильме "на самом деле", или героине примерещилось, потому что она башкой стукнулась. Очень не новый ход. Всё им можно объяснить: и любые выпады, и нестыковки сюжета. "А это её таращило просто, что вы хотите..."

Из той же оперы и выбранная черно-белая гамма. Этот приёмчик уже вообще заезженный. Ч/б тона как бы должны сообщать действию дополнительную глубину, внушать глубокомысленность происходящего, и бла-бла-бла. Короче, дешёвый трюк, никак художественно здесь не обусловленный. А призванный лишь маскировать огрехи и промахи, и наводит тень на плетень.

Это не арт-хаус ни разу. Обычная либеральная пропаганда уровня сетевых изданий, признанных иноагентами. Метафоры в фильме такого уровня: сумасшедшие в психбольнице смотрят Первый канал, вещающий о достижениях страны. Ну прям смело, ага, никогда такого не было, и вот опять.

Спецэффекты в картине как раз такие, что украсили бы эфир Первого канала. Году так в 2009-м.

"Чувства Анны" могли бы завершиться на моменте, когда "культ" главной героини был развенчан. А могли бы длиться ещё пять часов - разницы никакой. Сказать-то кроме: вы все - [ой], и не так живёте - больше нечего. А как надо жить, объясните?

Кроме жалкого лепета "Любите друг друга" ничего в фильме не прозвучало. Ага, удобно быть за всё хорошее против всего плохого. Лозунгов каждый может накидать. А делать-то что? В реальности, а не на планете розовых пони? Не слышно ответа.

Поэтому финалов в фильме аж целых два, плюс ещё эпилог. А могло быть и десять, и ни одного. Потому что никакого логичного завершения, исходя из предложенного материала, здесь вообще быть не может. Всех и всё заклеймили, а предложить нечего.

Хотелось бы напомнить, что искусство должно не только ставить вопросы, но и, по возможности, отвечать на них. Но это если искусство, а не либеральный плакат в формате художественного фильма. Создатели которого априори считают себя дартаньянами в белых пальто, а героев и зрителей - серой массой.

Анну Михалкову вот только немного жаль. Она действительно очень талантлива, зримо растёт в мастерстве с годами, и заслуживает достойного материала для работы. А не этого вот.


Ян Веснянскийне рекомендует
Читать все отзывы 7
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
20.01.2024
Как интересно вы пИшите!
Другие отзывы
Читать все отзывы 7
Смотрите также