Опубликовано 11 Июнь, 2024 - 20:50

Я с детства люблю кино. Стараюсь смотреть много и основательно. И без ложной скромности могу похвастаться полностью просмотренными фильмографиями некоторых именитых режиссеров. Одними из любимых для меня стали братья Коэн. Это удивительные американские режиссеры, о которых можно говорить бесконечно. Я постараюсь коснуться каждой картины этого замечательного дуэта. И начну с их крепкого дебюта - "Просто кровь"


Предыстория:
Чтобы понять почему этот фильм наделал много шума в далеком 1984 г. (только сейчас поняла, что у братьев юбилей в этом году - 40 лет в кинопроизводстве! Поднимаю за вас бокал🥂), да и до сих пор достоин внимания современного кинозрителя, я расскажу историю его создания:
В 80-ых "Новый Голливуд" стал идти на спад, в моду стали входить блокбастеры. И независимое кино в Америке удавалось снимать все сложнее, а Голливуд позволял выпускать только прилизанные, коммерчески успешные ленты. И тут как гром среди ясного неба появляется "Просто кровь". Картина, за которой не стояли громкие имена и голливудские деньги. Как двум неопытным парням удалось провернуть такое?
Они сняли небольшой трейлер будущего фильма и стали показывать его потенциальным инвесторам своего родного штата Миннесоты. Так они по крупицам насобирали 1.5 миллиона долларов. Сумма ничтожная для такого проекта, но Джоэль и Итан продумали каждую мелочь и превосходно распорядились собранным бюджетом. Так что при просмотре держите в уме, что фильм такого качества сняли два новичка, с минимальным бюджетом.
Это история доказывает, что при сильном желании и наличии дисциплины, реально не идти на компромиссы с системой. И создавать то, что ты считаешь нужным, и как считаешь нужным. Отечественным творцам нужно почаще вспоминать пример братьев Коэн.
После своего дебюта у Итана и Джоэля сформировалась репутация гениев-самородков. И хоть сейчас в мире кино фильмы оцениваются по другим критериям, но такая принципиальность вызывает уважение до сих пор.
Сюжет:
Братья Коэн - серьезнейшие поклонники нуара. Это особенно заметно в их ранних фильмах. Название картины "Просто кровь" - "Blood simple" позаимствовано из романа "Кровавая Жатва" Дэшилла Хэммета (Любителям черного детектива активно рекомендую). Но эта литературная основа скоро проявится в другом превосходном фильме братьев - "Перекрестке Миллера", а здесь цитата служит обозначением идеи, которая референсом проходит через каждого героя - как человека меняет помешательство на крови.
Советую перед просмотром прочитать роман еще одного классика американского нуара Джеймса Кейна "Почтальон всегда звонит дважды". Ведь завязка фильма почти точь-в-точь повторяет книгу

Любовный треугольник: жена изменяет противному, ревнивому но богатому мужу с его подчиненным.


Интересно как при идентичным исходных данных у писателя и режиссеров по-разному расставлены акценты. Кейн сосредоточен на чувствах героев: это обычные люди, со своими желаниями и страхами. Из-за не слишком большого ума их планы рушатся, что приводит к печальным последствиям. Братья Коэн же потрошат классические образы и вываливают наружу то, что у Кейна лишь подразумевается. Муж-простофиля становится полным посмешищем, простой как полено любовник превращается в круглого идиота, а непредвиденные события закручиваются в такой снежный ком, что абсурд приобретает масштаб мироздания.

По мере развития, история все больше начинает отходить от литературного вдохновителя: после неудачной попытки вернуть свою жену (Эбби) муж, которого зовут Марти, нанимает частного безымянного детектива для убийства ненавистной пары и обещает заплатить 10.000$ Тот соглашается, но в уме держит другой план. Сфотографировав спящую Эбби со своим любовником (Рэем), детектив подделывает фотографии так, чтобы на них была видна кровь как бы от пуль. Он отдает фотографии Марти, забирает деньги, убивает его, подкладывает предварительно украденный пистолет Эбби и уходит. Потом туда заглядывает Рэй и найдя пистолет, решает, что Марти убила Эбби. Он затаскивает труп в свою машину и решает закопать мужа-рогоносца. Но тот внезапно не так уж и мертв как показалось на первый взгляд...
Ну вы уже поняли, что с каждой минутой история будет становиться все неадекватнее. Предлагаю самим выяснить чем закончится этот балаган


Главной фишкой фильма является то, что зритель может из кусочков сложить полноценную историю. Но героям внутри фильма так и не дано будет выяснить истину. Это создает поразительный эффект отчуждения и абсурдности происходящего на экране
Герои:
Эбби (жена) - Фрэнсис Макдорман. Для великой актрисы эта картина также стала дебютом. Я считаю, что эта самая милая роль Фрэнсис. Она играет молодую и испуганную девушку. Но даже в самой первой картине она демонстрирует свой уникальный талант - без слов обозначить внутренний мир своей героини. И за счет отличной актерской игры Эбби осталась для меня самым загадочным персонажем. Я так и не определилась был ли у нее хладнокровный план или она оставалась честной до конца.

Марти (муж) - Дэн Хедая. Этот герой отвечает за трагифарс. С одной стороны он успешный владелец бара с богатым домом. Но его никто не любит: ни подчиненные, ни посетители, а жена уходит к Рэю. Он, привыкший считать себя альфасамцом, старается самоутвердиться: пытается вернуть жену, посылает Рэя ко всем чертям, нанимает детектива. Но все действия лишь сильнее показывают какое он посмешище. А заканчивает он совсем не весело, на мой взгляд у него самый страшный финал

Рэй (любовник) - Джон Гец. Если с мужем все понятно с самого начала, то Рэя режиссеры разоблачают постепенно. В первой половине фильма мы видим сурового парня , который не побоялся завести роман с женой своего босса. Но даже на этом этапе есть намеки, что не такой он и крутой: когда адюльтер раскрывается, Рэй идет к Марти и требует зарплаты; он не защищает Эбби от мужа (она сама вырывается), а просто отсиживается дома; ну и конечно он выбирает самый тупой способ избавиться от трупа

Детектив - М. Эммет Уолш. Самый жуткий и отталкивающий персонаж (сыгран превосходно!). Он первый совершает убийство. А ползающие по его лицу насекомые надолго отпечатываются в памяти. Создается впечатление, что только детектив умеет соображать в этой истории (схема с фотографиями), но даже в его действиях проскакивает идиотизм. Он обнаруживает, что на месте преступления осталась фотография и зажигалка с гравировкой его имени. Но почему-то детектива заботит только фото. Да и убийство Марти не было обязательным.

Техническая составляющая:
Для дебюта фильм снят отлично. Стиль режиссеров еще полностью не выкристаллизовался, но все сделано на достойном уровне.
Интересный монтаж, который не разжевывает все до косточек, а дает возможность зрителю самому сложить кусочки пазла.
Изобретательные ракурсы камеры: вид с потолочного вентилятора; камера показывает точку зрения бегущей овчарки, крупные кадры дохлых рыб
Атмосферное музыкальное сопровождение: пронзительное аскетичное пианино вперемежку с индийскими мотивами.
Классические для нуара съемки ночи, езды в автомобиле и дождливой погоды.
Правда темп фильма тягучий .Фильм смотрится долго, хотя идет 1 час 37 минут.
А герои могут показаться слегка замороженными

Трактовка:
Я смотрела "Просто кровь" три или четыре раза. Запутанность сюжета и проработка деталей позволяют время от времени пересматривать фильм. Окончательно понять картину мне помог "Почтальон всегда звонит дважды", Я думаю, что основная разгадка фильма заключена в открывающем закадровом монологе Детектива:


В мире полно людей, сетующих на судьбу. И вправду, никто не застрахован от беды. Даже если ты папа Римский, президент Соединенных Штатов или Человек года, все равно какая-нибудь беда на тебя всегда может свалиться. Но ты продолжай жаловаться, рассказывай о своих проблемах соседу, проси у него помощи — увидишь, как он поспешит смыться. Возьмите Россию: они там постановили, что все друг за дружку горой — так, во всяком случае, говорят. Но вот про Техас я знаю совсем другое…

В классических американских фильмах (вестернах, боевиках, нуарных детективах) представлен молчаливый и суровый герой, который вечно замкнут сам в себе. И после этой цитаты мы настраиваемся именно на такое кино. Но Коэны смеются над пафосностью своих предшественников и показывают в какой дурдом выливается следование этому стереотипу. Ведь большинство проблем решилось бы, если Рэй спокойно поговорил бы с Эбби.
Также отмечу, что уже в первом фильме есть мотивы, присущие классическим братьям Коэн: черный юмор; насилие; деньги - двигатель сюжета; истина ускользает от героев; персонажи - идиоты.
Больше всего этот фильм похож на "Фарго" и "После прочтения сжечь"


Вердикт:
Рекомендую всем, кто хочет познакомиться с ранними братьями Коэн, любит авторское кино, запутанные сюжеты и нуар.
Если вас раздражают медленные фильмы или вы настроены на признанные шедевры знаменитых братьев, то тогда смело пропускайте их дебют

Достоинства
  • Запутанный сюжет
  • Интересная съёмка
  • Молодая Фрэнсис Макдорман
  • Черный юмор
Недостатки
  • Еще не великие режиссеры
  • Медленный
The Countess of...рекомендует
Читать все отзывы 3
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Смотрите также