Ровно 10 лет назад в 2010 году мы приобрели в автосалоне ВАЗ 21074-20, хотя отправились за покупкой более современной переднеприводной модели.
"Лада" - классика появилась в нашей жизни совсем не внезапно, так как у моих родителей был опыт владения аж несколькими автомобилями Волжского завода, и я имела представление, что собой являет эта машина, упорно не желая покупать ее. В свою очередь, друг семьи, имеющий многолетний водительский стаж, рекомендовал именно "Семерку", утверждая что ее конструкция не только ремонтопригодная и дешевая в обслуживании, но и качество сборки лучшее среди ВАЗовских машин, за четверть века нахождения модели в производстве освоенное и доработанное на все сто процентов. В 2010 году выпуск классики приближался к завершению, но конвейер еще работал, поэтому в салонах продавались новые ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107.
В местном автосалоне, предлагавшем продукцию АвтоВАЗ, как обычно царило оживление, от покупателей отбоя не было. Менеджеры, которым при стабильно высоком спросе не нужно прикладывать усилия, равнодушно водили нас от машины к машине, и создалось впечатление, будто там все одинаковое. Технические подробности, отличия разных комплектаций приходилось буквально вытаскивать.
Позвольте вспомнить запах новых "Жигулей". С непривычки может голова закружиться. Например, крупнейшие западные производители уже давно выяснили, как ароматы в авто влияют на настроение покупателей, потому используют особые парфюмерные композиции, заставляющие человека почувствовать себя респектабельным или же окружающие домашним уютом. В свою очередь, машинам более низкого ценового сегмента приходится пахнуть только теми материалами, из которых они сделаны. Вот и расставленные плотными рядами новые "Лады" источали терпкие запахи резины и пластика. Через месяц с момента выезда на дорогу большая часть веществ выветрилась, но сохранялся характерный "жигулевский" дух, смешивающийся с уличной пылью.
По состоянию на 2010 год "Семерка" являлась одним из самых дешевых новых автомобилей. В комплектации с центральным замком, сигнализацией и магнитолой она обошлась нам в 190 000 рублей, обойдя "Пятерку" (160 000 рублей), Daewoo Matiz (180 000 рублей) и немного не дотянув до "Четырнадцатой" (230 000 рублей). Вроде не самый худший вариант: двери открывались и закрывались с кнопки на пульте дистанционного управления, аудиосистема работала сносно, штатные колонки играли достаточно чисто для прослушивания радио.
Первый год мы мало ездили на ней, зиму машина провела в гараже. Старались пользоваться аккуратно, но "Семерка", несмотря на новизну и мизерный пробег, все-таки запрашивала ремонты. Насчет гарантийного обслуживания бесполезно задавать мне вопросы: я не помню, чтобы нам что-то заменили по гарантии, кроме масла. Все запчасти мы покупали на свои деньги.
Ощущения от езды в ней ровно как от средства передвижения: тесно, тряско, уже не престижно, но скорее всего довезет. Водитель наравне с капитаном воздушного судна использует чек-лист: проверить исправность генератора, проверить исправность световых приборов, проверить наличие жидкостей в бачках... Когда все процедуры выполнены, можно начинать движение. Я поняла, что отечественные авто лучше приобретать подержанными, так как новые быстро теряют в цене, а состояние тех и других в лучшем случае на оценку "удовлетворительно". Мне есть с чем сравнивать. Даже трехдверная "Восьмерка" 1991 года, которой в момент покупки было больше 25 лет, является гораздо комфортабельнее, динамичнее и меньше требует внимания к технической части. Что тогда говорить про иномарки?
Через несколько лет мы продали нашу "Семерку", проехав около 40 000 километров. За это время машина сильно подешевела, и мы выручили за нее только четвертую часть той стоимости, которую отдали при покупке. Даже за 70 000 рублей покупатели отказывались брать, жестко торгуясь за каждую потертость. Ушла - счастливого пути!
Представлю опыт владения автомобилем ВАЗ 21074-20 по пунктам.
Внешний вид. "Жигули" как они есть. Дизайн четвертьвековой давности даже в 2010 году смотрелся безнадежно архаично. Несмотря на рестайлинг "классики" в 1980-х гг. основная часть конструктивных решений взята от "Фиата 124" конца 1960-х гг., после некоторых доработок вставшего на конвейер под индексом ВАЗ 2101. Сколько бы знатоки ни играли в нахождение 9000+ отличий "Семерки" от "Копейки", для меня лично внешне и внутренне эти машины очень похожи. Обе красиво смотрятся на слетах-выставках автоклассики, когда реставраторы вкладывают в них душу, детейлинг творит чудеса, хром блестит как зеркало, да размах мероприятия вызывает гордость за автоисторию великой и необъятной страны.
Но ВАЗ 2107 2010 года выпуска изменился не в лучшую сторону по сравнению с ВАЗ 2107 начальных лет. Кузовные зазоры как были ужасными, так и остались. Исчезли стеклоочистители с фар. Упрощены элементы внешней облицовки. Двери на разном уровне? Не беда, на скорость не влияют. Так мы и не смогли их отрегулировать. Задняя пара дверей при открывании постоянно издавала скрип, рамки стекол дребезжали на ходу.
Багажник длинный, но внутри мало места. Как-то при повороте ключа в замке крышки багажника запирающий механизм вывалился на ладонь вместе с ключом. Замок поправили за пять минут, а я оценила юмор производителей.
Салон и органы управления. Явное ощущение тесноты как на передних, так и на задних сиденьях. В отличие от ВАЗ 2108, обеспечивающего хоть сколько-нибудь комфортные условия для ног и спины водителя и сидящего рядом пассажира, ВАЗ 2107 заставляет помещаться буквально под прямым углом в неудобном положении. При этом высоко расположенный руль закрывает половину дороги, а ноги должны нащупывать и вдавливать педали, которые отличаются тесным расположением, подвешенностью в воздухе, большим ходом и жесткостью.
Серая тканевая обивка салона еще больше усиливает впечатление бюджетного авто. Вот у моих родителей давным давно был реэкспортный ВАЗ 2105 с желтым велюровым салоном, японскими часами на консоли, импортной магнитолой, который в детстве казался мне самым лучшим среди всех машин. По сравнению с ним свежая "Семерка" походила только на остатки былой роскоши.
После не менее архаичного по конструкции, но более удобного "Пассата" 1985 года я с трудом могла управиться с "Ладой"-"классикой". У германских автомобилей все органы управления расположены по-человечески, педали нажимаются легко, руль поворачивается на месте одной рукой. А вот итальянские машины сделаны не от мира сего, повторяя фиатовско-жигулевскую схему. В "Лянче" была та же проблема с близким расположением педалей.
Рулевое колесо на "Семерке" крутится довольно тяжело. У меня с непривычки образовалась пара мозолей на руках. По отзывам опытных владельцев, можно отрегулировать рулевое управление, чтобы совершать обороты было легко, но мы побоялись вмешиваться в работу жизненно важного узла. Без этого вскоре на СТО ходовщики выявили люфт, были заменены рулевые наконечники и шаровые опоры. А сколько они прошли? 12 000 километров?
Ручка рычага переключения передач тоже не отличается эргономичностью. Она выполнена из твердой шершавой пластмассы и имеет сверху резкую грань: вершина ее с обозначением схемы переключения сделана практически плоской. Информативность выбора передач как у швабры, приходилось привыкать. Ладно хоть включение передачи заднего хода вынесено как обычно в правое положение и осуществляется с одновременным утапливанием рычага. Например, у "Восьмерки" мне не нравится расположение задней рядом с первой, зато рычаг гораздо более информативный и удобный.
Панель приборов у ВАЗ 2107 проста и неказиста, но вот она мне симпатична. Шкалы приборов крупные и хорошо читаемые, в ней нет ничего отвлекающего взгляд. В центре внимания тахометр и спидометр, дополненные многочисленными контрольными лампами и стрелочным указателем температуры охлаждающей жидкости. "Седьмая" большая панель собрана нормально и не гремит так во время движения, как высокие панели на ВАЗ 2108-21099.
Замок зажигания расположен слева-снизу от рулевого колеса. Всякий раз вставляя в него ключ я неестественно выворачивала кисть руки и оглядывала рулевую колонку: да где же замочная личинка? А еше неоднократно слышала рассказы о том, что за замком нужно смотреть очень внимательно, ведь злоумышленники, подходя снаружи со стороны водителя, легко могут получить доступ к ключу через открытое окно.
В холодную погоду наибольшие нарекания вызывают отопление салона и обдув стекол. Бывалые владельцы классических "Жигулей" утверждают, что по сравнению с предыдущими моделями ситуация изменилась в лучшую сторону: хоть какой-то нагретый воздух согревает ноги водителю и пассажирам. Я же не смогла оценить инновации по достоинству, так как меня не устраивал климат в салоне ВАЗ 2107. Теплый воздух из воздуховодов поступал одновременно со струей холодного. Лобовое стекло постоянно запотевало, из-за чего требовалось держать тряпку под рукой и приоткрывать боковое стекло.
Даже такие мелочи, как хрупкие подрулевые переключатели, непростительны для считавшегося престижным отечественного автомобиля.
Двигатель и трансмиссия. В модификации 21074-20 установлен инжекторный двигатель объемом 1.6 литра мощностью 73 лошадиные силы, соответствующий экологическому классу Евро-2. Плюс по сравнению с карбюраторным в том, что не нужно всякий раз проделывать процедуру холодного запуска с вытаскиванием ручки воздушной заслонки, а минус в полностью электронном управлении смесеобразованием. Если электроника откажет, машина обездвижится. Я только через некоторое время эксплуатации узнала, что инжекторная "Семерка" имеет диагностическую шину и подключается к компьютеру для считывания ошибок. Еще на приборной панели версии индикатор воздушной заслонки заменен пиктограммой чека.
В остальном тот же старинный чугунный мотор от ВАЗ-2106 с цепным приводом ГРМ без гидрокомпенсаторов, требующий частой регулировки клапанов. Муж иногда регулировал клапана сам, но если не было времени, то мы ехали к мотористам.
Пятиступенчатая механическая коробка передач тоже не содержит ничего нового. Стоковые передаточные числа подходят для города и трассы. Двигатель обеспечивает приемлемую тягу. На мой взгляд, ВАЗ 2108 с карбюраторным 1.3 набирает скорость быстрее, чем ВАЗ 21074-20, зато ход "Семерки" более размеренный. Пассажиры на заднем сиденье в это время могут наслаждаться гудящим ведущим мостом.
Привод на задние колеса имеет специфику, особенно ощутимую зимой на виражах. Эту машину в качестве бюджетной основы выбирают дрифтеры и прочие автоспортсмены, подвергая доработкам.
Ходовая часть. Тут не все однозначно. Считается, что у "Семерки" довольно прочная подвеска и высокий дорожный просвет, но как бы не так. Когда я ехала в ней, мне казалось, что она ниже остальных машин, и приходится смотреть на соседей по потоку снизу вверх. Дорожный просвет автомобиля составляет где-то 17 сантиметров, но катаясь по бездорожью, ямам и кочкам можно повредить прикрепленные под днищем элементы выхлопного тракта. Радуют только два момента, положительно влияющие на проходимость: тонкие бамперы и короткий передний свес. Это позволяет машине без опасений преодолевать бордюры.
Минусы: ломкие шаровые опоры, рисующие картину - стоящий на "аварийке" "Жигуленок" с откинутым в сторону колесом; быстро умирающие амортизаторы; достаточно сложная для самостоятельного ремонта передняя подвеска. Конструкция требует наличия или знакомых в автосервисе, или собственного гаража и умелых рук.
Расходы. Вопреки мнению о самом дешевом обслуживании, "Семерка" будет ощутимо вытягивать деньги из кошелька владельца, имеющего небольшие доходы. За 6 лет пользования мы три раза перебрали подвеску, один раз заменили сцепление (примерно на 27-й тысяче пробега), многократно регулировали клапана и натяжение цепи, на 40-й тысяче рассыпалась помпа, тогда же потребовали переборки коробка передач (уходило масло) и редуктор заднего моста. Я помню, что муж раз 5 наверное снимал генератор, приносил домой и ремонтировал: выходили из строя то подшипники, то диоды, то щетки. Вроде большая часть неисправностей не фатальная, не колом на дороге, не здесь, не сейчас, не в поле у ручья, но в процессе управления прислушиваешься к появлению каждого стука и прогнозируешь скорую кончину той или иной детали.
Приобрели достаточно запчастей. После этого еще год наверное раздавали всем нуждающимся оставшиеся после 2107 вещи: колпачки, втулки, сальники, регуляторы.
Моя оценка машины колеблется между тремя и четырьмя баллами. С одной стороны, волжская "классика" нас многократно выручала и возила там, где не всякий проедет. С другой стороны, низкий уровень эргономики и комфорта, мелкие поломки заставили приобрести другую машину. Я думаю, в рекомендации каждый должен сам сделать выбор - покупать или нет.