Опубликовано 31 Декабрь, 2024 - 13:48

  • Опыт использования:
    один раз

Наверное, сразу стоит оговориться, что я не поклонница отечественных сериалов, не поклонница творчества режиссера Владимира Мирзоева и уж точно не буду фанаткой потомства советских актеров.

Единственная причина, по которой я начала и через силу закончила смотреть сериал «Преступление и наказание» - это уважение к первоисточнику. Достоевский велик и в тени этого величия и копошится вся это творческая псевдоинтеллигенция, что пытается сейчас продать нам «Преступление и наказание» в очередной раз.

Почему именно продать? Да потому что, когда заходишь на КиноПоиск, то на главной странице сериала сразу натыкаешься на мерч-шоп на Маркете с рекламой мерча: футболки с надписью «старушка-процентщица», кружки с надписью «Преступление и наказание» или брендированной свечи. Что это за ад? Как дурно от этого пахнет.

А чучело кота не продается?

Премьеру сериала несколько раз переносили, что-то в нем монтировали, и в итоге с большим запозданием сериал все-таки вышел на КиноПоиске. Сначала выложили 4 серии и все принялись смотреть и сразу хейтить. Мол, какой-то артхаус и никчемный Янковский в главной роли. Я дождалась, когда сериал вышел полностью и стала смотреть. Выключая часто серии прямо на середине и забрасывая их просмотр на неделю-две. Уж так было увлекательно.

"Ну посмотри еще одну серию!"

Не знаю, нужно ли кому описание сюжета, но на всякий случай, вот что указал КиноПоиск:

Лето, Петербург XXI века. Студент Родион Раскольников изнурен безденежьем, безработицей и мыслями о бессмысленности своего существования. В его сознании зреет идея, что некоторые люди право имеют на самые мерзкие поступки, если они совершают великие открытия и двигают мир вперёд. Чтобы проверить теорию на себе, он убивает старуху-микрокредиторшу. На след Раскольникова выходит следователь Порфирий Петрович, который хочет добиться от него чистосердечного признания.

Сразу скажу, так долго и мучительно уже давно не смотрела сериал. Хотя с другой стороны, я вообще не помню, когда в последний раз смотрела наш сериал. Возможно, страдание при просмотре — это обязательная составляющая часть для нашего кинематографа. Как раньше была шутка про то, что при прочтении русской классики страдают либо герой либо писатель либо читатель, или все вместе. Бонусом катарсис в придачу. Видимо, это касается и сериала.

В последний раз я так отчаянно пересиливала себя, когда смотрела экранизацию «Онегина» от Сарика Андреасяна (отзыв можно почитать по этой ссылке). Поэтому в своем отзыве я чаще буду сравнивать эти две экранизации, чем сериал «Преступление и наказание» с самим романом. Интересно же узнать, что привнесли свое режиссеры современности к уже созданным шедеврам.

А два получившихся продукта есть в чем сравнить. Если «Онегин» Андреасяна — это чистый образец маркетингового продвижения фильма и блестящей бессмысленной безделушки, претворяющейся блокбастером, то «Преступление и наказание» Мирзоева — это попытка авторского высказывания и неумелого маркетинга вкупе с никчемным мерчем.

Оба продукта объединяет неудачный кастинг. В «Онегине» нам показывают какого-то старого Онегина, а на роль Татьяны режиссер ставит свою жену. Терпеть не могу кумовство, тем более в творческой среде. Если никого лучше своей жены на роль не видишь, то значит, хороший муж, но никакой режиссер. Та же проблема с кастингом и в «Преступлении и наказании». Ну кто сказал, что фамилия Янковский сыграет в плюс сериалу? Все кто помнят и любят его деда, вряд ли знают как включить КиноПоиск, а собственной фанбазой внук еще не обзавелся.

"Никогда не режьте свеклу пластмассовым ножиком!"

Игра Янковского мне не понравилось. От слова совсем. Благодаря его игре, получились какие-то приключения солевого Павлика в когда-то культурной столице. Смотреть за его актерской игрой мучительно. Такому персонажу ни капли не сочувствуешь, а из-за этого никак не получается проникнуться сериалом, чтобы узнать, что будет дальше с персонажем.

И тут мы снова возвращаемся к понятию непо-бэби. То есть это дети и родственники прославленных звезд. Блат в той сфере, где значение имеет только талант. А в творческие династии давно не верю. И пихать в кадр свою жену или внука известного советского актера — это моветон. Дурновкусие. Хотелось бы увидеть фильм, где жена Андреасяна и внук Янковского в общем вагоне едут до Владивостока, а потом садятся в деревянную лодку и уезжают за моря… А потом узнаешь, что Андреасян задумал экранизацию «Войны и мир» Толстого и хочется, чтобы Андреасян уехал в том же вагоне и сел в следующую лодку...

"Ай да во Владик!"

Такая строгость в оценке простительна. Ведь мы смотрим такие экранизации не ради чьих-то жен или внуков, а ради романов, в гениальности которых никто не сомневается. Об этом нам твердили со школьной скамьи, и желание присобачить свое имя к великим шедеврам должно оцениваться по меркам гениального. А получается, что сравнение не выдерживает никакой критики. Обижаться на такие отзывы нельзя — ведь когда берешься за экранизацию чего-то такого, что выше собственного таланта, то насмешки неизбежны. Именно поэтому столько хейта получили и Андреасян и Мирзоев. Не по Сеньке шапка.

Ну оставим в покое авторов и их кастинг. Интересно было посмотреть, как поступят режиссеры с оригинальным текстом. Если в «Онегине» стихи зачитывал внезапно появляющийся Вдовиченков, то в «Преступлении и наказании» оригинальный текст время от времени произносят все персонажи, но потом сценаристы превращают сюжет сериала в какое-то попурри из мыслей Достоевского, заложенных им в разных романах. Сидишь смотришь и удивляешься, а при чем тут «Братья Карамазовы» или «Бесы». Неужели идей из одного романа - «Преступление и наказание» - оказалось мало для таких гениальных сценаристов? И зачем был нужен этот винегрет из цитат Достоевского? Смотрите, сколько мы читали? А на деле - словно паблик в ВК, только вместо цитат Стэтхэма — цитаты Достоевского.

Из-за этого общее повествование в сериале превращается в лоскутное одеяло, и ни о каком единстве идеи и ее реализации уже нет речи.

"Да чтобы я еще раз купила чесалку с ВБ!"

Надо отдать должное, и Андреасян и Мирзоев попытались экранизировать романы по-современному. В «Онегине» это выразилось в способе съемки — все снято по канонам блокбастера. И речь ни только о стерильных декорациях, которые превращают роман в какой-то кинокомикс, а вообще во всей вылизанной картине и даже современном мэйкапе. Всё выглядит словно на цыганской свадьбе где-то в Ростове. В «Преступлении и наказании» само действие перенесено в современный нам Петербург. Пока одни произносят хрестоматийные фразы, другие говорят на привычным нам современном языке. Получается каша, но сценаристы, видимо, так не думают.

Поэтому за кастинг и сценарий оба шедевра уверенно завоевывает по 1 баллу из 10. Наверное, даже и Андреасяну и Мирзоеву было бы неприятно, что их оценивают единой мерой, ну а как по-другому, если торгуете сомнительными репликами на одном и том же рынке. От первого нам на память осталась трэшовая реклама ВТБ с кредитами от Евгения Онегина и Татьяны Лариной, а от второго — свечи с надписью «Преступление и наказание» на мерч-шопе КиноПоиска. Получается одно и то же - торговцы чужим величием.

Неужели никто из них не привнес в романы что-то своего? Справедливости ради стоит отметить, что при общем мелочном подходе к кастингу и излишне самоуверенном способе переработки классиков, Андреасян и Мирзоев создали два разных продукта. Не потому, что один снял фильм, а второй — сериал. Вовсе нет. Андреасян снял свой ретроблокбастер, главная цель которого — максимальная маржа. Кино как соотношение расходов и доходов, убытка и прибыли. Мирзоев снимал свой артхаус-проект, в котором пытался поразить нас не только своим знанием всего творчества Достоевского, но и визуальным своеобразием. Тут вам и белые лошади в зассаных колодцах Питера и вообще много вычурных и снобских кадров.

"Когда-нибудь тебя точно отпустит!"

Петербург у Мирзоева — пожалуй, лучшая часть его сериала. Если бы Питер снимал Андреасян, получилось бы мажорная благодать, каким город на болотах никак не является. Кто считает, что это не так — добро пожаловать в Питер в те хмурые дни, когда в его легендарных колодцах по углам слежался черный и, конечно, желтый снег. Поэтому смотреть на Петербург в сериале — чуть ли не единственное удовольствие при просмотре. Бонусом к этому Питеру — музыка Леонида Федорова. Это два главных плюса в сериале, за которые можно накинуть пару баллов.

В итоге получилось очень неровное повествование — солевой Янковский в одном и том же плаще с одним и тем же упоротым взглядом ходит и повторят цитаты из Достоевского, потом показывают еще каких-то персонажей, но интереснее не становится. А в перерывах — кадры с Петербургом — ночью, днем, с дрона и с ручной камеры. С белыми лошадками и с изломанной перспективой. А потом снова упоротый Янковский и какие-то бабы. А завершает серию музыка Федорова. Как это вообще можно смотреть на одном дыхании?

И все же «Преступление и наказание» Мирзоева - это лучше, чем «Онегин» Андреасяна. При этом рейтинг сериала — всего 5.8, а у фильма — 7.4. Почему так? Возможно потому что маркетинг армянского «шедевра» уже выверен временем. Ведь в сети до сих пор жива инфа, сколько платили за положительный отзыв на предыдущие фильмы Андреасяна — так при выходе его фильма "Землетрясение" за положительный отзыв о фильме платили 6 рублей 75 копеек. Деньги маленькие, зато рейтинг — более чем.

Мирзоев, видимо, баловаться с людским мнением не стал и оставил рейтинг на откуп зрителям, за что и получил свои 5.8 баллов. Хотя творческая составляющая в сериале «Преступление и наказание» на порядок выше, чем в «Онегине». Нужно было лишь кастинг устроить нормальный, да сценаристом взять кого-то еще, а не свою жену. Может, и вышло бы что получше.

Творчество не терпит кумовства. Хочешь устроить жену на роль главной актрисы или сценаристы - не жди всеобщей любви. И делай не так, чтоб жена похвалила, а чтобы зритель одобрил. А для себя тоже сделала вывод — пока отечественные сериалы не смотрю. То ещё удовольствие… Либо армянская свадьба, либо русское уныние. Как будто два полюса очень странного мира, в котором мы все оказались.

Сериал «Преступление и наказание» никому особо рекомендовать не буду. Поклонники Достоевского будут плеваться, фанаты арт-хаусного кино — разочарованы, а любительницы актерского таланта Ивана Янковского — вы вообще существуете?

Достоинства
  • Музыка Леонида Федорова
  • Санкт-Петербург
Недостатки
  • Длительность
  • Искусственная бедность
  • Когнитивный диссонанс
  • Потерян главный смысл произведения
Travel Bearsне рекомендует
Читать все отзывы 45
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
31.12.2024
Дааа, спасибо за такой развёрнутый отзыв, желания смотреть и тратить на это время уже не возникает.
31.12.2024
Ничего не потеряете)
08.01.2025
Не моё.
Другие отзывы
Читать все отзывы 45
Смотрите также