Авиакомпанией Montenegro Airlines мы летали в июле 2019 года в Черногорию по маршруту Москва-Тиват-Москва на самолете Embraer 195.
До этого я летала по такому же маршруту, но отечественной компанией, после чего моя и без того не самая крепкая психика обрушилась окончательно (не буду вдаваться в детали того полёта, но после него я стала лютейшим аэрофобом и аж 8 лет отказывалась залезать в эти железные штуки с крыльями, хотя раньше летала примерно по 2 раза в год). Однако, муж психанул, настоял, что нам надо в Черногорию и купил путёвки. К счастью, была возможность с доплатой лететь регулярками Монтенегры.
За 2 недели до вылета я рыдала, жрала транквилизаторы, ходила по неврологам и всячески "рвала гофру". За пару дней пик моего психоза достиг такой степени, что я искала кому эти путевки продать или подарить, даже мой муж уже понял, насколько далеко отчалила моя кукушка на почве фобии полёта. Не знаю, что именно меня перемкнуло, но в день Х я всё-таки утрамбовалась в самолёт. И знаете, товарищи, со мной произошло чудо!
Нет, фенозепам мне, естественно, не помог. До взлета я тряслась как стиральная машинка "Вятка" на отжиме. Но когда мы взлетели, поразило как мягко и нежно всё произошло: практически без тряски, провалов и прочих лихих манёвров. Весь полёт прошел абсолютно спокойно без намеков на турбулентность, хотя самолет небольшой, а погодка была вполне облачная и дождливая. Обратно взлетали уже на закате, летели над чернющими стрёмными облаками с зарницами, трясло совсем немного и недолго. Не знаю в чем секрет - то ли так "склались звезды", то ли пилоты мастерски обходили плохие места, но то что мне впервые за долгие годы было практически не страшно - факт!
А теперь я успокоилась, и готова разложить свой восторг по пунктам:
Самое главное - безопасность и мастерство пилотов. Это даже не я вам сообщу, а статистика: за всё время существования авиакомпании с 1994 года они никого не угробили, и серьезных происшествий не было.
Время вылета точно по графику. Обратно задержались минут на 20, но по причине размещения ребенка-инвалида.
Самый быстрый прямой перелёт до Черногории - менее 3 часов, т.к. летят по прямой через Украину, куда российских не пускают.
Комфортные сидения в экономе с достаточным местом для ног даже очень рослых ребят (мой муж с ростом 196 даже не доставал коленями и мог вытянуть ноги).
В стоимость входит багаж до 23 кг и ручная кладь до 10 кг на человека - вполне гуманно.
Ну и по поводу некоторых недостатков (для меня эти ньюансы таковыми не являются, но видела, что многие возмущаются)
Питание. Действительно, очень скромное. Пара слайсов колбаски, холодный рис с горошком-кукуризиной, булка с джемом и мини-багет. Из напитков соки - яблоко, томат, вода с газом и без, кола и даже чай. Моя дочь, которая еще и не любую сладость будет есть, была в восторге - до сих пор вспоминает "вкусную колбасоньку из самолёта". Мне тоже все понравилось, воду или сок наливали сколько хочешь, пока всю не выпьешь. Для 2,5 часового перелета больше и не нужно. На таких маршрутах, по-моему, большего и не надо, чисто развлекалочка, чтоб не скучали.
Бортпроводники по-русски почти не разговаривают. Но понять могут. Собственно, во всей Черногории так. Проблем с понимание не возникло. Кто-то писал, что неприветливые. Ну не улыбаются они во все зубы, да. Анекдоты не рассказывают. Но за порядком следят, водички дадут, и кстати, благодаря их строгости все летели спокойно.
Комфорт. В целом, простому эконому лететь хорошо, а вот бизнеса там как такового нет. Бизнес - это ты на переднем сидение, тебя отгородили синим вафельным полотенцем, налили попить винишка и выпустили первым. Не знаю, стоит ли за это переплачивать. Тубзик тоже один (не считая бизнеса, куда других не пускают). Но лично никому из нас за 2,5 часа лёту он нафиг был не нужен, хотя народ томился. С другой стороны, это как бы и не боинг на 300 челов.
Немножко картинок:
Montenegro Airlines: Вид на кабину пилотов со стюардессой на горизонте
Montenegro Airlines: Расстояние между креслами. Рост взрослогоо 196, колени не упираются
Montenegro Airlines: Расстояние между креслами
Montenegro Airlines: Оказалось, вкуснее моя дочь ничего не ела))
Montenegro Airlines: Embraer 195
Конечно, если вы привыкли летать Эмирейтс или Катаром, некоторый диссонанс возможен. Но, повторюсь, для такого короткого перелета все вполне комфортно, а главное - безопасно.
Однозначно рекомендую эту авиакомпанию как альтернативу стрёмным чартерам. В следующий раз в Черногорию я полечу только Montenegro Airlines. Они летают как боги!))
К сожалению, от авиакомпании не зависит комфорт полета в турбулентность, самолет летит на автопилоте, вам просто повезло. Я жесткий аэрофоб, летала многими а/к и все равно каждый полет реву белугой при малейшей тряске 😊 Планирую отпуск и запасаюсь успокоительными, это невыносимо
Ну всё-ж таки от пилотов тоже многое зависит, иначе любой подросток после авиасимуляторов смог бы управлять самолётом)) Да, турбулентность она всегда может произойти, но от пилотов немало зависит, как они её преодолеют, какие параметры автопилота и каким образом настроят. Ну и от ситуации тоже многое завиит - разрешат ли занять другой эшелон и прочее. Опять же важная работа бортпроводников, которые скажут, дескать, не психуйте, щас турбулентность, а потом кушать)) Я тоже лютый аэрофоб, меня даже алкоголь не берёт, а уж после последнего полёта на ту-204 я после посадки готова была целовать землю и клялась больше никогда не летать. Всю дорогу был адский расколбас (конечно, не на грани катастрофы, но аэрофоба это уже может вогнать в седину), стюардессы вообще ничего не объявляли и не объясняли, самолет то орал, до затихал, вся дорога в облаках на небольшой высоте, пассажиры орали, стюардессы молчали, а так хотелось чтоб хоть кто-то сказал, что всё нормально, так тоже летают. Я понимаю, что всё это особенности техники, погоды и манеры управления, но всё-таки с Монтенегро все прошло значительно спокойнее.