Опубликовано 20 Июль, 2016 - 13:47

Юрий Коротков - один из лучших авторов книг и сценариев для подростков. "Стиляги", "9 рота", "Американка", "Дикая любовь", "Авария - дочь мента" - лишь некоторые из его работ.

 

В фильме "Танцующие призраки" Коротков выступил и сценаристом, и режиссером.

 

Этот замечательный фильм понравится всем, кто хоть немного интересуется темой танцев и балета. Поскольку я сама долгое время занималась различными видами танцев, я позволю себе делать некоторые лирические отступления с пояснениями.

 

******************--------------------------------------------------------------------------************************

СЮЖЕТ И АТМОСФЕРА

******************--------------------------------------------------------------------------************************

Юля Азарова живет в интернате при хореографическом училище и готовится стать балериной. Много лет назад отец бросил мать Юли с двумя детьми и мать была вынуждена оставить старшую дочь в училище-интернате.

Юля знакомится с Игорем - мальчиком из хорошей семьи, который начинает за ней ухаживать. Героиня разрывается между вспыхнувшим интересом к парню и бесконечными тренировками, лишающими ее сил и времени.

Что она выберет - балет или любовь?

 

Фильм начинается с показа "сетки", ученицы хореографического по очереди выходят и объявляют свой вес и рост, а преподаватели решают, находится ли девочка в хорошей форме или подлежит отчислению.

"Ерохина - 165, 44", "Ракитина - 170,46" - объявляют девочки

И вот оно первое лирическое отступление: какой рост-вес должна иметь балерина и почему?

Вес балерины должен соответствовать формуле рост-122, но не более 50кг. Дело в том, что по Трудовому Кодексу мужчина может отказаться поднимать тяжесть более 50кг. То есть если балерина весит больше 50 кг, партнер может отказаться с ней танцевать и делать поддержки и будет в своем праве. Именно это обстоятельство стало "официальной" причиной увольнения Волочковой из Большого театра - многие партнеры отказались с ней танцевать, поддержал Волочкову только Николай Цискаридзе, за что ему почет и уважение, повел себя как джентльмен.

Чем выше балерина - тем сложнее ей танцевать быстрые партии и тем дольше она встает на мысок, поднимает ногу и т.п. Большинство балерин имеют рост 165-170см и соответственно вес 43-48кг.

Исключения крайне редки - мода на высоких балерин появилась сравнительно недавно, когда мир увидел потрясающую Ульяну Лопаткину и ее 176 сантиметров роста. Надо сказать, что Ульяна все же очень худа и ее вес составляет 51 кг (для нее как талантливой солистки сделали исключение).

 

Значительная часть действия происходит в зале для репетиций - Юля отрабатывает балетные па с другими девочками и мысленно составляет письма любимой младшей сестренке. В этих письмах она делится своими мыслями, радостями и горестями, рассказывает о балетной жизни и своей первой любви.

Атмосфера балетного училища передана весьма реалистично. В детстве я занималась в ансамбле, который готовил девочек для поступления в хореографическое - атмосфера весьма похожа, а в хореографическом она еще жестче.

 

Главный педагог девочек - руководитель классического танца, бывшая солистка Большого Театра Наталья.

Очень хорошо выбрали актрису на роль - она такая стройная, эффектная внешне, настоящая ледяная леди.

И при этом безжалостная и беспощадная - ни один мускул не дрогнет на ее лице, когда она решает судьбу персонажей.

Не дай бог кому-то из девочек сделать ошибку или лениться - Наталья все замечает и налетает, как буря.

Те, кто занимался у педагогов "старой школы" знают, что такое поведение - норма для хореографического и для любого более-менее приличного ансамбля.

Говорят, что в Европе и США подход к обучению другой, но в России репетиции действительно выглядят примерно так. Девочек постоянно оскорбляют, запугивают, могут ударить.

Но большинство девочек привыкли к такому и не боятся ругани, самое страшное наказание для них - это "перестановки". То есть это когда преподаватель решает в наказание "сместить" балерину с ведущей партии в кордебалет или вообще убрать из танца.

 

Подобная практика "перестановок" рождает зависть, неприязнь, вражду между девочками (иногда бывает, что девочка много месяцев репетирует одну партию, а ее смещают за неделю до выступления, как это ни нелепо) - но преподаватели считают, что это поддерживает "здоровую конкуренцию".

 

******************--------------------------------------------------------------------------************************

ПЕРСОНАЖИ

******************--------------------------------------------------------------------------************************

 

ЮЛЯ АЗАРОВА

Главная героиня фильма - Юля Азарова. Юля - "втора", то есть балерина, которая исполняет второстепенные партии. Ей не грозит отчисление, но таких, как она - много. Волей судьбы получается, что Юлю ставят исполнять ведущую партию в балете "Жизель" на выпускном. Для Юли это может стать "путевкой в жизнь" и вчерашние подруги начинают ей завидовать.

Актриса Анна Пономарева, исполнившая роль Юли, действительно занималась балетом.

Юля - интроверт, все держит в себе. Гордая, со "стержнем", не даст себя в обиду - и тем не менее, очень трогательная и хрупкая.

 

ИГОРЬ

Главный романтический герой. Встречает Юлю случайно и начинает испытывать к ней интерес.

Поначалу Игорь просто хочет завести интрижку с Юлей, но со временем проникается к ней настоящим чувством.

Игорю нравится Юля, но совершенно не нравится балет - он его не понимает.

А Юле нравится Игорь, но совершенно не нравится тот образ жизни, который он готов ей предложить вместо балета.

Игорь водит Юлю по своим знакомым, по клубам - но ей все это неинтересно.

Игорь пытается отвлечь Юлю легкомысленными развлечениями, но у героини не тот характер, чтобы их оценить.

 

СВЕТА СЕРЕДА

Талантливая балерина, "прима", надежда педагогов, которой предвещают большое будущее. "Ей даже завидовать нельзя" - говорит про нее Юля, потому что Света идеальная танцовщица, на голову выше всех прочих учениц.

НИНА ТИТОВА

Девочка с хорошей техникой, дико работоспособная, старательная, но... слишком "толстая" для балета. У Нины "неправильный" тип сложения - у нее широкая кость, широкие бедра, крупная грудная клетка. Несмотря на жесточайшую диету и голодовку, Нина никак не может добиться нужной "формы".

Еще одно лирическое отступление - портрет идеальной балерины.

Идеальная балерина кроме маленького веса должна обладать следующими данными:

  1. длинные ноги и руки. "Индекс длинноногости" вычисляется так - измеряют рост стоя и и сидя (от макушки до попы). Рост сидя делят на рост стоя - должно получится 0,49-0,52
  2. идеальная выворотность. Один из главных параметров. Выворотность можно "наработать", но к ней должна быть врожденная предрасположенность (в противном случае упражнения на выворотность просто сделают девочку инвалидом)
  3. "шаг" - балерина должна уметь без напряга поднять ногу на 180 градусов
  4. подъем ступни "с горкой" + большой и указательный палец стопы одной длины, отсутствие плоскостопия
  5. высокий прыжок - не очень важный параметр, так как прыжок можно "наработать"
  6. красивое лицо или лицо, на котором макияжем можно нарисовать красоту - довольно важный параметр для солистки. На балерину должно быть приятно смотреть.

ЛЕНА ИЛЬИНСКАЯ

Танцовщица "кордебалета". Из всех девочек меньше всего "заморочена" - легкомысленна, ищет приключения вне стен училища. Девушка не слишком "тяжелого" поведения, постоянно цепляет каких-то парней, которые оплачивают ей выпивку и развлечения.

В книге у Лены есть своя предыстория, которую не озвучили в фильме.

По сюжету книги 18-летнюю Лену соблазняет зрелый и богатый мужчина. Устраивает ей сказку, балует, а затем бросает, поскольку девушка ему надоела. После пережитого потрясения и моря слез, Лена "пошла вразнос".

 

******************--------------------------------------------------------------------------************************

ИТОГИ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

******************--------------------------------------------------------------------------************************

Я считаю, что фильм - очень хороший и несомненно достоин просмотра.

К плюсам фильма можно отнести

  • нестандартный сюжет
  • реалистичность атмосферы
  • наличие конфликта
  • разноплановые персонажи
  • диалоги с "двойным дном"
  • показывает "закулисную" жизнь

Минусы, правда тоже есть:

  • не читавшие книгу не всегда могут разобраться, кто из девочек есть кто (это относится к второстепенным героиням). Только ближе к середине фильма начинаешь узнавать актрис в лицо. Однако, обычно из контекста ясно, о ком идет речь и кто участвует в сцене
  • Анна Пономарева "так себе" актриса. Другие девочки играют значительно лучше, чем исполнительница главной роли, и к ним у меня никаких претензий нет

Я ставлю 5 звезд этому фильму и рекомендую его к просмотру вечером за чашкой чая)

Daria_Kovalevaрекомендует
Читать все отзывы 4
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
20.07.2016
почитаю, кто такой Коротков.
Я удивлена, увидев отзыв на этот фильм, - думала, подобное кино никто и не смотрит Shy Очень понравилось, как написано.
21.07.2016
Marigreen спасибо!

Мне кажется, что Коротков - один из лучших российских писателей для подростков и молодежи. У него очень легкий слог и действие развивается очень быстро.

Например весь сюжет "Танцующих призраков" уместился на 176 страницах "стандартной" книги со стандартным размером шрифта - книгу можно легко прочитать за 1 вечер.
20.10.2016
Ух ты, люблю смотреть про всякие закулисья, судя по всему этот фильм мне понравится.
06.03.2019
По моему это один из самых реалистичных фильмов о балете. Не смотря на мрачную атмосферу, очень цепляет. Интересно было прочитать комментарий от человека, который разбирается в балете. Обязательно прочту книгу Короткова!
Другие отзывы
Читать все отзывы 4
Смотрите также