Юрий Коротков - один из лучших авторов книг и сценариев для подростков. "Стиляги", "9 рота", "Американка", "Дикая любовь", "Авария - дочь мента" - лишь некоторые из его работ.
В фильме "Танцующие призраки" Коротков выступил и сценаристом, и режиссером.
Этот замечательный фильм понравится всем, кто хоть немного интересуется темой танцев и балета. Поскольку я сама долгое время занималась различными видами танцев, я позволю себе делать некоторые лирические отступления с пояснениями.
Юля Азарова живет в интернате при хореографическом училище и готовится стать балериной. Много лет назад отец бросил мать Юли с двумя детьми и мать была вынуждена оставить старшую дочь в училище-интернате.
Юля знакомится с Игорем - мальчиком из хорошей семьи, который начинает за ней ухаживать. Героиня разрывается между вспыхнувшим интересом к парню и бесконечными тренировками, лишающими ее сил и времени.
Что она выберет - балет или любовь?
Фильм начинается с показа "сетки", ученицы хореографического по очереди выходят и объявляют свой вес и рост, а преподаватели решают, находится ли девочка в хорошей форме или подлежит отчислению.
И вот оно первое лирическое отступление: какой рост-вес должна иметь балерина и почему?
Вес балерины должен соответствовать формуле рост-122, но не более 50кг. Дело в том, что по Трудовому Кодексу мужчина может отказаться поднимать тяжесть более 50кг. То есть если балерина весит больше 50 кг, партнер может отказаться с ней танцевать и делать поддержки и будет в своем праве. Именно это обстоятельство стало "официальной" причиной увольнения Волочковой из Большого театра - многие партнеры отказались с ней танцевать, поддержал Волочкову только Николай Цискаридзе, за что ему почет и уважение, повел себя как джентльмен.
Чем выше балерина - тем сложнее ей танцевать быстрые партии и тем дольше она встает на мысок, поднимает ногу и т.п. Большинство балерин имеют рост 165-170см и соответственно вес 43-48кг.
Исключения крайне редки - мода на высоких балерин появилась сравнительно недавно, когда мир увидел потрясающую Ульяну Лопаткину и ее 176 сантиметров роста. Надо сказать, что Ульяна все же очень худа и ее вес составляет 51 кг (для нее как талантливой солистки сделали исключение).
Значительная часть действия происходит в зале для репетиций - Юля отрабатывает балетные па с другими девочками и мысленно составляет письма любимой младшей сестренке. В этих письмах она делится своими мыслями, радостями и горестями, рассказывает о балетной жизни и своей первой любви.
Атмосфера балетного училища передана весьма реалистично. В детстве я занималась в ансамбле, который готовил девочек для поступления в хореографическое - атмосфера весьма похожа, а в хореографическом она еще жестче.
Главный педагог девочек - руководитель классического танца, бывшая солистка Большого Театра Наталья.
Очень хорошо выбрали актрису на роль - она такая стройная, эффектная внешне, настоящая ледяная леди.
И при этом безжалостная и беспощадная - ни один мускул не дрогнет на ее лице, когда она решает судьбу персонажей.
Не дай бог кому-то из девочек сделать ошибку или лениться - Наталья все замечает и налетает, как буря.
Те, кто занимался у педагогов "старой школы" знают, что такое поведение - норма для хореографического и для любого более-менее приличного ансамбля.
Говорят, что в Европе и США подход к обучению другой, но в России репетиции действительно выглядят примерно так. Девочек постоянно оскорбляют, запугивают, могут ударить.
Но большинство девочек привыкли к такому и не боятся ругани, самое страшное наказание для них - это "перестановки". То есть это когда преподаватель решает в наказание "сместить" балерину с ведущей партии в кордебалет или вообще убрать из танца.
Подобная практика "перестановок" рождает зависть, неприязнь, вражду между девочками (иногда бывает, что девочка много месяцев репетирует одну партию, а ее смещают за неделю до выступления, как это ни нелепо) - но преподаватели считают, что это поддерживает "здоровую конкуренцию".
Главная героиня фильма - Юля Азарова. Юля - "втора", то есть балерина, которая исполняет второстепенные партии. Ей не грозит отчисление, но таких, как она - много. Волей судьбы получается, что Юлю ставят исполнять ведущую партию в балете "Жизель" на выпускном. Для Юли это может стать "путевкой в жизнь" и вчерашние подруги начинают ей завидовать.
Актриса Анна Пономарева, исполнившая роль Юли, действительно занималась балетом.
Юля - интроверт, все держит в себе. Гордая, со "стержнем", не даст себя в обиду - и тем не менее, очень трогательная и хрупкая.
ИГОРЬ
Главный романтический герой. Встречает Юлю случайно и начинает испытывать к ней интерес.
Поначалу Игорь просто хочет завести интрижку с Юлей, но со временем проникается к ней настоящим чувством.
Игорю нравится Юля, но совершенно не нравится балет - он его не понимает.
А Юле нравится Игорь, но совершенно не нравится тот образ жизни, который он готов ей предложить вместо балета.
Игорь водит Юлю по своим знакомым, по клубам - но ей все это неинтересно.
Игорь пытается отвлечь Юлю легкомысленными развлечениями, но у героини не тот характер, чтобы их оценить.
СВЕТА СЕРЕДА
Талантливая балерина, "прима", надежда педагогов, которой предвещают большое будущее. "Ей даже завидовать нельзя" - говорит про нее Юля, потому что Света идеальная танцовщица, на голову выше всех прочих учениц.
НИНА ТИТОВА
Девочка с хорошей техникой, дико работоспособная, старательная, но... слишком "толстая" для балета. У Нины "неправильный" тип сложения - у нее широкая кость, широкие бедра, крупная грудная клетка. Несмотря на жесточайшую диету и голодовку, Нина никак не может добиться нужной "формы".
Еще одно лирическое отступление - портрет идеальной балерины.
Идеальная балерина кроме маленького веса должна обладать следующими данными:
длинные ноги и руки. "Индекс длинноногости" вычисляется так - измеряют рост стоя и и сидя (от макушки до попы). Рост сидя делят на рост стоя - должно получится 0,49-0,52
идеальная выворотность. Один из главных параметров. Выворотность можно "наработать", но к ней должна быть врожденная предрасположенность (в противном случае упражнения на выворотность просто сделают девочку инвалидом)
"шаг" - балерина должна уметь без напряга поднять ногу на 180 градусов
подъем ступни "с горкой" + большой и указательный палец стопы одной длины, отсутствие плоскостопия
высокий прыжок - не очень важный параметр, так как прыжок можно "наработать"
красивое лицо или лицо, на котором макияжем можно нарисовать красоту - довольно важный параметр для солистки. На балерину должно быть приятно смотреть.
ЛЕНА ИЛЬИНСКАЯ
Танцовщица "кордебалета". Из всех девочек меньше всего "заморочена" - легкомысленна, ищет приключения вне стен училища. Девушка не слишком "тяжелого" поведения, постоянно цепляет каких-то парней, которые оплачивают ей выпивку и развлечения.
В книге у Лены есть своя предыстория, которую не озвучили в фильме.
По сюжету книги 18-летнюю Лену соблазняет зрелый и богатый мужчина. Устраивает ей сказку, балует, а затем бросает, поскольку девушка ему надоела. После пережитого потрясения и моря слез, Лена "пошла вразнос".
Я считаю, что фильм - очень хороший и несомненно достоин просмотра.
К плюсам фильма можно отнести
нестандартный сюжет
реалистичность атмосферы
наличие конфликта
разноплановые персонажи
диалоги с "двойным дном"
показывает "закулисную" жизнь
Минусы, правда тоже есть:
не читавшие книгу не всегда могут разобраться, кто из девочек есть кто (это относится к второстепенным героиням). Только ближе к середине фильма начинаешь узнавать актрис в лицо. Однако, обычно из контекста ясно, о ком идет речь и кто участвует в сцене
Анна Пономарева "так себе" актриса. Другие девочки играют значительно лучше, чем исполнительница главной роли, и к ним у меня никаких претензий нет
Я ставлю 5 звезд этому фильму и рекомендую его к просмотру вечером за чашкой чая)
Мне кажется, что Коротков - один из лучших российских писателей для подростков и молодежи. У него очень легкий слог и действие развивается очень быстро.
Например весь сюжет "Танцующих призраков" уместился на 176 страницах "стандартной" книги со стандартным размером шрифта - книгу можно легко прочитать за 1 вечер.
По моему это один из самых реалистичных фильмов о балете. Не смотря на мрачную атмосферу, очень цепляет. Интересно было прочитать комментарий от человека, который разбирается в балете. Обязательно прочту книгу Короткова!