Опубликовано 28 Январь, 2025 - 14:03

Насколько меня не впечатлило режиссерское дарование Даниила Храбровицкого, настолько же сильно мне понравился его сценарий для ленты Василия Ордынского, которая вышла в советский прокат под невыразительным названием «Четверо». Нет, некоторые вещи все-таки лучше оставлять на откуп профессионалам, ведь снять интересное кинополотно о вирусологах мало у кого получилось даже в рамках мирового кинематографа. А лента у Ордынского получилась весьма заразительная в самом хорошем смысле этого слова.

Сюжет картины достаточно простой — в московской лаборатории восемь лет не покладая рук трудится научный коллектив, которые поставили перед собой амбициозную цель — разработать вакцину против редкой лихорадки. Все это время ученые вынуждены мириться с бытовыми неудобствами, отсутствием должного внимания со стороны коллег по цеху, которые больше заняты получением докторских степеней, нежели реальными научными изысканиям, а также неудачами в сердечных делах.

 

Однако в какой-то момент умирает влиятельный профессор, курировавший работу вирусологов и научному коллективу тут же поспешат указать на дверь, а результаты работы лаборатории уничтожить. Но тут вспышка той самой редкой лихорадки на важной стройке в тайге переворачивает все с ног на голову и вчерашние отщепенцы научного мира становятся героями передовиц столичных газет. И вот команду ученых торопятся отправить в очаг заражения в безлюдную глушь, чтобы там она смогла как можно быстрее адаптировать свою разработку для массовой вакцинации людей.

 

Нельзя сказать, что сказать, что лента Ордынского поражает зрителя обилием деталей, однако те, что мы все-таки видим в ленте получились поразительно точными. Так, неуверенная в перспективах своих дальнейших научных изысканий вирусолог Алла Сергеевна мчится на вокзал к нелюбимому влиятельному ухажеру, который покидает первопрестольную навсегда. Прибегает, смотрит как тот брезгливо ест эскимо на перроне, стараясь не заляпать дорогой мундир, после чего женщина-ученый разворачивается и молча уходит. А чего стоит решение ученого совета института о закрытии лаборатории, которую дают подписывать руководителю этой самой лабораторией задним числом! Вот так всего за несколько минут экранного времени создатели «Четверых» раз за разом рассказывают целую историю. И таких находок в фильме много.

 

Ленту без конца хочется хвалить за то, что она показывает жизнь Москвы пятидесятых годов прошлого века мимоходом, как и жизнь научного сообщества того времени. Подобная невнимательность со стороны съемочной группы придает особую достоверность происходящему, ведь мало у кого бывает возможность в плотной городской суматохе или в институтской толчее разглядеть какие-то детали. Более того, актеры здесь все сплошь самобытны и интересны, но отдельно хочется выделить Владимира Гусева и Маргариту Анастасьеву.

А еще лента прекрасна с точки зрения содержания, ведь она наглядно показывает, как люди годами мирятся с трудностями и неудобствами не ради денег, не ради почестей и признания, а ради того, чтобы сделать дело. И это по меркам современного кинематографа просто революционно. Потому что в погоне за страстями, удовольствиями и длинными купюрами киногерои, равно как и наши современники, часто забывают ответить на самый главный вопрос: «Так кто же все-таки будет делать дело?»

Достоинства
  • Блестящие и колоритные актеры
  • Интересный сюжет
  • Много точных сцен
  • Отвечает на главный вопрос
AngryLibrarianрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
28.01.2025
Да, сюжет и правда интересный! Запомню!
28.01.2025
Очень необычная лента, хочется её пересматривать. Недаром в титрах значится творческая мастерская Михаила Ромма.
Смотрите также