Есть такое понятие – честная хитрость, но писателей, решившихся раскрыть его в своих произведениях, можно пересчитать по пальцам. Одним из них был Леонид Соловьёв с его блистательной дилогией о Ходже Насреддине.
Впрочем, это неслучайно: постхристианская мораль, насквозь фальшивая, будь то в либеральной или коммунистической интерпретации, отвергает само существование этого понятия, замещая его фальшивыми догматами.
Конспирологическое ноосферное мировоззрение Р. Бартини, которому я уделяю главное внимание в своей работе, действительно глубоко, и оно хорошо показывает, что постхристианская, как, впрочем, и христианская мораль обслуживают интересы социальных паразитов – независимо от того, капиталисты это или представители номенклатуры. Бартини, как и Иван Ефремов, говорили о необходимости выработки объективной, честной морали, свободной от паразитизма. Именно на этом фоне особенно интересно рассмотреть творчество Бориса Акунина, в частности, его трилогию о монахине-сыщице Пелагии, где тема честной хитрости является скрытым, но центральным мотивом.
Первая книга трилогии – «Пелагия и белый бульдог» – это больше, чем просто детектив. Это философская и социальная притча, замаскированная под криминальную историю. Акунин создал роман, где криминальная интрига переплетается с размышлениями о предрассудках, страхе перед чужаком.
Монахиня Пелагия – героиня, выходящая за рамки стандарта. На первый взгляд она кажется хрупкой и скромной. Но за этим внешним видом скрывается удивительный ум, внимательность и сила характера. Она – не просто сыщица, что, кстати, очень интересно само по себе, учитывая, что она монахиня, но и моральный ориентир, человек, способный балансировать между догмами и необходимостью действовать. Её мирское имя – Полина Лисицына – отсылает к хитрой, но честной лисице, умело обходящей ловушки жизни.
Сюжет закручивается вокруг загадочной смерти породистого белого бульдога, принадлежащего старой помещице Александре Ивановне. Но этот, казалось бы, частный случай невероятно многое проявляет, в ходе расследования. Старые обиды, суеверия, семейные распри и легенды прошлого становятся фоном для детектива, центральное место занимает борьба между разумом и предрассудками.
Особенно ярко это проявляется в линии зытяков – малой народности, обвинённой в причастности вначале к гибели бульдога, а потом и во многом другом. Акунин здесь гениально раскрывает механизм создания врага из того, кто просто другой. Зытяки не злодеи, а жертвы страха перед непонятным. Их история – метафора на то, как легко манипулировать обществом, превращая невиновных в изгоев.
В своих действиях Пелагия руководствуется не только умом, но и сердцем, и именно поэтому она готова нарушить формальные правила ради достижения справедливости. Именно это делает её олицетворением честной хитрости, столь редкой в литературе.
«Пелагия и белый бульдог» это не просто интеллектуальный детектив, а произведение, раскрывающее перед читателем более глубокий слой реальности. Развязка романа тщательно подготовлена, каждая деталь имеет большое значение. Акунин искусно балансирует между напряжением детективной интриги и философским напряжением, затрагивая размышления о природе добра и зла, доверия и предательства.
Если вы ищете роман, который увлекает не только сюжетом, но и интеллектуальной глубиной, «Пелагия и белый бульдог» – это именно та книга, которая вам нужна.