Получено с условием написания отзыва (бесплатно или со скидкой)
Раньше я была уверена, что игры-бродилки - это только для малышей. Бросаешь кубик и передвигаешь фишку на соответствующую клеточку. Скучно и быстро надоедает. Но мир настольных игр оказался гораздо более разнообразен. В бродилках могут использоваться карточки действий, а правила меняться прямо во время игры, как, например, в Большой Бродилке, или кубика может вообще не быть, как в умной бродилке без костей Картахена от Gaga Games. А еще возвращаться назад бывает очень выгодно.
Картахена заинтересовала меня новым принципом движения по полю, не только вперед, но и назад. Возвратом, который дает новые возможности для скачка вперед.
Эта игра в разные годы была номинирован на престижные европейские премии, что уже говорит о ее высоком уровне и популярности.
У нас новое дополненное издание игры "Картахена", в которое добавлены интересные варианты. На коробке указано, что всего их 7 (хотя на мой взгляд их все-таки 6, но это не принципиально, так как все они интересны, и даже небольшое изменение правил может существенно повлиять на ход игры).
Упаковка
Игра находится в коробке из плотного, качественного картона. Не мнется, не рвется, хотя со временем уголочки все же обжираются.
Игра выглядит презентабельно.
Дизайн упаковки симпатичный, самый настоящий пиратский, карты, череп, оружие. Мальчишкам точно понравится.
Размер коробки не очень большой (16 х 23 х 5 см). Игра отлично влезает даже в маленький детский рюкзачок. Сыну она так понравилась, что он раз за разом выбирает ее из прочих настольных игр и берет с собой на дачу.
Изначально коробка запечатана в пленку. Это гарантия сохранности компонентов игры. Да и любому покупателю будет приятно осознавать, что игру до него никто не открывал.
По бокам коробки размещена с помощью условных обозначений представлена важная информация об игре.
Количество игроков
2 - 5 человек
Можно поиграть с семьей и с друзьями. Мы обычно играем втроем, я, муж и наш восьмилетний сын. Игра ему как раз по возрасту. Но если ребенок не выигрывает сразу, то просит доиграть. И тогда мы с ним продолжаем вдвоем, пока кто-нибудь не достигнет финиша. Вдвоем играть вполне возможно, но чем больше игроков, тем больше представляется игровых возможностей и игра становится динамичнее.
Рекомендованный возраст
8+
Средняя длительность партии
30 минут
У нас обычно игра длится дольше, порядка 40 - 45 минут, первые партии, когда мы разбирались с правилами и стратегией, доходили до часа. Так как мы порой тратим достаточно много времени на обдумывание хода и никуда не спешим.
На дне коробки размещено краткое описание настольной игры Картахена, продемонстрировано оформление игровых полей, фишки, карты и расписана комплектация.
Описание игры "Картахена"
Внутри коробки все составные части аккуратно сложены под брошюрой с правилами.
Компоненты разложены по пакетикам с зип-замочками, которые потом пригодятся для хранения, или запечатаны в прозрачную пленку.
Состав игры "Картахена"
В комплект настольной игры Картахена входят:
8 двухсторонних участков игрового поля с последовательностью символов (эти же символы используются на игровых картах). С одной стороны поля темное подземелье, с другой - тропический остров. Участки поля неправильной геометрической формы, но зато из них легко можно сложить длинный путь.
Выполнены элементы игрового поля из толстого картона с глянцевым рисунком с обоих сторон. Сделаны они качественно, прочны и надежны, выдержат не один десяток игр.
Изначально участки поля запаяны в пленку, так что даже если коробка при транспортировке будет трястись, ничего не поцарапается.
Игровые карты в количестве 102 штук. Нужны для перемещения по игровому полю. В игре нет кубика, так что точку перемещения определяют карты.
Они шести видов (шесть разных картинок). Есть карты на светлом и темном фоне. В основном цвет фона не имеет значения, но есть вариант игры (Флибустьеры), в котором использование черной карты может доставить проблемы противникам.
Карты
Размер карт небольшой (4,5 х 6,8 см), меньше обычных игральных. Сразу много держать в руке не очень удобно, но главное, картинки крупные и контрастные, не запутаешься.
1 участок тюрьмы и 1 участок финального убежища, нужны для законченности игрового поля.
2 карточки с лодками, обычной и поломанной. (Поломанная выкладывается в начале пути в варианте игры "На острове Тортуга".
8 жетонов с сундуками (для варианта игры под названием "Черная колдунья вуду"
Игровые фишки в количестве 30 штук.
Выполнены из дерева в форме фигурок пиратов. Раскрашены в разные цвета: 5 цветов по 6 штук. Соответственно максимальное количество игроков тоже 5.
Фигурки пиратов - игровые фишки "Картахена"
Фишки гладенькие, отполированы и аккуратно покрашены. Фишки устойчивы, их удобно размещать на игровом поле.
Ну и, конечно, в комплект входит брошюра с правилами игры. По объему небольшая, всего 6 страниц текста с иллюстрациями. Но при этом правила прописаны четко и понятно, а картинки, изображающие основные игровые ситуации, помогают разобраться со всеми неясными моментами.
Если внимательно прочитать правила (для начала базового варианта игры) и рассмотреть разобранный пример, все сразу же становится на свои места.
Правила игры
Обычно в нашей семье правила читаю я, а потом всем объясняю. Муж перечитывает правила только если с ходу не все понятно. Вот и в этот раз, я все прочитала, разобралась, а про иллюстрацию забыла. В итоге мы начали играть не совсем правильно, выполняя в каждом ходе не по три, а по два действия. В дальнейшем, при переходе к варианту игры "Полный побег", ошибка обнаружилась. Но это был интересный опыт, еще один новый вариант игры от нашей семьи 😊
С основными игровыми моментами базового варианта "Побег" можно разобраться за одну партию. Дополнительные варианты "Тортуга" и "Укороченный/Удлиненный" по сути тоже самое.
А вот начиная с "Полного побега" правила получают дополнения и изменения, которые не только вносят разнообразие, но и усложняют игру.
Подготовка к началу игры
Первым делом нужно подготовить игровое поле в виде подземелья или острова. Мы начинали с подземелья. Количество элементов может быть разным, оно влияет на продолжительность игры. Поле выкладывает всегда ребенок, согласно с правилами, из 6 частей. Такое количество позволяет выложить поле компактно.
Последовательность выкладки участков произвольна, за счет этого игровое поле может меняться от партии к партии.
Меняем участки поля местами
Поле может быть и не ровным, и извилистым. Например, таким:
В базовом варианте начинается игровое поле с клетки тюрьмы. На нее выставляются фишки игроков, каждому по 6 штук.
На старт!
Обычно авторы настольных игр придумывают какой-нибудь интересный признак, по которому определяется кому принадлежит право первого хода. Эта игра не исключение. Первым ходит тот, кто последним плавал на лодке. Но так как мы плавали вместе, нам этот признак не подходим. Обычно все решается на камень-ножницы-бумага. И сын не требует уступить право первого хода ему. В этой игре ходить первым совсем не выгодно. Тот, кто последним начнет выдвигать фишки, получает более выгодную позицию. Конечно, по ходу игры это маленькое преимущество легко растерять.
В начале игры каждому игроку раздается по 6 карт. Их не нужно показывать соперникам. Но поначалу, чтобы ребенок легче освоил правила, мы играли в открытую, и даже иногда подсказывали более выгодные ходы (потом он стал подсказывать нам).
Цель игры
Быстрее всех провести своих пиратов через подземелью, перескакивая с символа на символ, и оказаться на лодке.
Ход игры
Когда я читала описание игры, меня удивила система передвижения фишек, постоянные скачки вперед-назад. Неужели это может быть удобным, интересным и не нудным?
Как оказалось, игра совершенно не скучная. А наоборот, увлекательная, по ходу случаются неожиданные повороты, то ты отстаешь, а то вырываешься вперед. Практически до самого финиша не ясно, кто же в итоге победит.
"Картахена" - размеренная, вдумчивая игра. Для достижения результата нужна правильная стратегия, внимательность, постоянный анализ игровой ситуации, который позволяет не упустить свой шанс, а наблюдение за действиями соперников, может помочь сделать правильный ход.
Правила очень просты.
В рамках одного хода каждый игрок может выполнить от одного до тех действий (по желанию).
А видов этих действий в базовом варианте всего два:
Движение вперед. Для этого нужно выбрать карту из имеющихся на руках, открыть и сбросить ее, переместив одну из своих фишек на ближайшей символ на поле, соответствующий карте.
Тут действуют определенные ограничения. При ходе вперед вставать можно только на свободную клетку. Если ближайшая клетка занята, ее просто перелетаем, до следующей свободной.
По ходу игры часто складываются такие ситуации, что несколько клеток с одним символом уже заняты, тогда выгодно для движения вперед выбирать карту именно с таким знаком. Можно одним действием можно продвинуться далеко вперед, перелететь из тюрьмы сразу в конец поля или даже на лодку (в теории, на практике таких крутых перелетов у нас не получалось, в самый конец пути - да, сразу на лодку - нет). Основная стратегия движения строится на отслеживание такой диспозиции или ее создание.
Но есть одно ограничение, запасы карт нужно регулярно пополнять. С шестью картами на руках не продвинуть все шесть фишек. Для получения карт существует второй вид действий
Движение назад дает возможность получить одну или две дополнительные карты. Вернуться можно только на ближайшую уже занятую позицию. Не важно, кто на ней стоит, своя фишка или чужая, главное чтобы фишек на клетке было не более двух. Можно встать второй или третьей фишкой, четвертой нельзя. Если на ближайшей занятой позиции уже стоит три фишки, их перелетаем (назад) и встаем на следующей занятой одним или двумя пиратами.
Если фишка встает к одинокой фишке, то игроку полагается одна карта, если на клетке уже было две фишки, то и карты игрок берет две. Поэтому в процессе игры лучше двигаться назад именно на двойную позицию. Чтобы поднабрать карт можно даже в течение несколько ходов передвигать одну и ту же фишку вначале вперед, расходуя одну карту, а потом возращать назад, получая две новых. Если противники не создали такую двойную позицию, можно создать ее на время и из своих фишек.
Например, на фото желтый пират, стоящий первым, может двигаясь назад встать к зеленому и красному. Его владелец получит за это две карты. А красный из пары отступит на одну клетку назад, ко второму красному, и принесет одну карту.
Таким образом, каждый ход игрок может двигаться как вперед так и назад, используя любые свои фишки. Комбинация действий может быть любая. Например, вперед-назад-вперед, назад-вперед-вперед и так далее.
В ходе игры может создастся такая ситуация, когда у игрока нет больше карт на руках. Тогда он просто пропускает ход и берет одну карту.
Важную роль в игре имеют сами карты. Ведь сколько не придумывай вариантов действий, не отслеживай выгодные комбинации, если нет на руках нужной карты, планы осуществить не получится. Карты вносят в игру-стратегию элемент непредсказуемости. Без определенного везения ничего не получится. Однажды у нас сложилась такая парти, что мужу и сыну нужная карта шла без перерыва, а мне упорно нет, они перескакивали по пол поля, выводя друг за другом всех пиратов из тюрьмы, а я медленными шажочками плелась вперед. И в итоге проиграла. Был случай, когда сын быстро вырвался вперед, а потом уже в самом конце игры застрял, и не смог одержать победу. Игра интересна неожиданными поворотами.
В базовом варианте все усилия в основном направлены на собственное быстрое продвижение, минимум возможностей остановить противника, доставить ему неудобства. Такие средства появляются в дополнительных вариантах игры.
Сложность увеличивается постепенно.
После базового варианта Побега и Тортуги (отличающейся по сути только оформлением и другими комбинациями) мы перешли к "Полному Побегу".
Принцип игры тот же, но добавляется новое действие - переправа. И возможность мешать противникам перевозить своих пиратов. Отгоняя лодку и заставляя противника делать лишние действия вместо продвижения.
Следующий вариант игры "Морган" меняет базовые принципы, он дает возможность передвигать фишки противника и получать за это карты. С помощью этого правила можно лишить противника выгодной позиции, не всегда движение вперед идет на пользу, иногда лишает возможностей. А можно поправить свои дела, когда нет подходящих вариантов движения собственных фишек. Ребенок легко освоил "Морган", а мне было сложно переключиться.
"Флибустьеры" предполагают ограничение карт на руках. Накапливать-то можно, но до поры до времени. Если кто-то из игроков сбрасывает черную карту, идет пересчет и с лишними придется расстаться. У нас этот вариант не зашел. Мы редко накапливаем на руках много карт.
"Черная колдунья вуду" оказалась самым сложным вариантом игры. Каждая разыгрываемая карта может давать дополнительные возможности, стоит только произнести "магическое заклинание". Этот вариант игры для тех, кто готов предугадывать действия противника, следить за чужими картами. Плюс несет в себе другие интересные возможности, но придется выучить новые правила. Для восьмилетнего ребенка этот вариант пока сложноват, мы его оставили на потом. А вот взрослым будет интересно.
Настольная игра "Картахена" от Gaga Games очень понравилась мне и моей семье. С ней ребенок на время забыл о других настольных играх. В базовом варианте "Картахена" не сложна, но за счет того, что игра предусматривает несколько дополнительных модификаций, она не надоедает. Можно увеличивать сложность, влиять на время партии за счет увеличения или уменьшения игрового поля.
В этой игре нужно думать, следить за ситуацией, действиями противника, просчитывать ходы, выбирая наиболее выгодные комбинации. Но и элемент везения в ней так же присутствует. Порой успех зависит от выпавшей карты. Игра спокойная, не требует быстроты реакции для опережения противника и активных действий. В ней важна продуманная стратегия и внимательность.
Качество исполнения игры на высоте. Она прекрасно подойдет для подарка любителю настольных игр.