Опубликовано 8 Март, 2015 - 02:57

Ничего не могу с собой поделать, но байопики – настоящая вишенка на киноторте. Судите сами: герои тут не выдуманные сказочные прЫнцы и прЫнцессы, обаятельные пираты и чудища морские, незнакомые романтики и романтичные незнакомцы, родившиеся вследствие скрещивания воображения режиссера, сценариста и заказа продюсеров и маркетологов. Нет, нет и нет! В байопиках все по-чесному! Если математик, то Джон Нэш вместе с его шизофренией; если другой математик, то Алан Тьюринг, вместе с его гомосексуальностью и химической кастрацией; если удивительная личность, то не только королева или военачальник, но и простой последний палач Британии…. Прям ЖЗЛ в картинках!

.

А вот авторам данного фильма удалось одним проектом привлечь внимание к нескольким проблемам, каждая из которых достойна не только фильма, но целого сериала. А может и не единственного. Потому что тут рассмотрены такие темы: гендерное равенство и право на труд, аутизм, социализация, методы коррекции, психотерапии, гуманизм, этика, животноводство, этология, биология, зоопсихология, сельское хозяйство.

И этот перечень не полный. Ведь любой вдумчивый зритель в любом толковом фильме обнаруживает слои и пласты, интересные и значимые именно для него. А этот фильм весьма толковый. И вот почему…

.

Если вкратце, то потому что в нем показано, как человек, *страдающий расстройством развития ЦНС*, спорной этиологии (и поныне существует множество гипотез, но ни одного внятного, объективного и исчерпывающего объяснения о причинах), которое обязательно включает в себя триаду (к слову, много чего в этой сфере сопровождается триадами, очень символично):

- коммуникативная / социальная депривация,

- специализация, ритуализация,

- эскапизм, автономность.

Выражаться это может по-разному, детские психологи и психиатры отлично научились диагностировать аутизм у детей. Равно как и предлагать способы избавления от этого недуга. И, как мы видим, нет ничего невозможного, когда люди не зацикливаются на том, что *у нас ребенок-индиго, он с другой планеты и его понимают только дельфины, с которыми он разговаривает на дельфиньем языке*. Кстати, в кавычках почти цитата одних родителей, с которыми довелось пообщаться моей институтской подруге. О результатах той беседы история умалчивает, но заявление весьма показательное. Чего мы не видим в фильме, так это истории отшельницы. Возможно, матушке Тэмпль пришлось нелегко, но благодаря ее, в первую очередь, ЕЁ усилиям, подходу и решимости, Тэмпль не ушла и не заблудилась-потерялась в неведомых дебрях собственного *зачарованного сада*, а сумела наладить успешные связи с окружающим ее социумом и не утратить возможность при необходимости *убегать* в *тот чудесный сад*. Как и Алиса.

.

Почитав аннотацию к фильму, ничто не взбудоражило и не заинтересовало настолько, чтобы сразу же приступить к просмотру. Ну в самом деле, сколько уже фильмов про людей с теми или иными проблемами нам уже показали? *Форест Гамп*, *Человек дождя*, *Воображаемые миры*… да их же легион! И авторы всех и каждого на протяжении всего фильма подводят к чуть ли не единственному выводу: *да, это какой-то странненький инопланетянин, но он милый и безвредный. А порой еще и гениальный. Так что вы, считающиеся нормальными, не выпендривайтесь…*

Здесь же – все с точностью до наоборот. То, что у главной героини (ГГ) проблемы с эмоциональной сферой, общением с окружающими, странности в поведении знают и видят все. И реагируют по-разному. И вся эта среда, пусть и не всегда дружественная, привела к тому, что Тэмпль не убежала *куда угодно, лишь бы отсюда*, а стала тем, кем мы ее сейчас знаем – ученой, биологом, гуманисткой, активисткой.

.

Как ни что другое меня поразила сфера ее деятельности. Гуманное обращение со скотом и конструирование боен…. Как это можно совместить? Вот и мое сознание отказывалось. После просмотра фильма пошла в интернет на поиск материалов по теме. Да, что тут скажешь…. Тэмпль, каким бы чудовищным это не показалось некоторым *зоозащитникам* и не принимающим того факта, что наш биологический вид отнюдь не травоядный, а по мнению некоторых антропологов, то и вовсе с многовековыми традициями падальничества (нет, не охоты и скотоводства а именно поедания падали), сделала для животных, выращиваемых для поедания гораздо больше, чем марши и акции за отказ от мясной пищи – она вернула животным возможность умереть спокойно и, по-животному, достойно. Кто знаком с общей биологией, либо читал хоть что-то про экосистемые, либо смотрел фильмы на специальных каналах про живую природу, тот наверняка обращал внимание, как реагирует к примеру стадо зебр на то, что их сородича настигли львицы. Правильно, лишь прибавляет скорости, чтобы убежать от места их пиршества. У зебр нет паники, стресса, ужаса и жажды мести. Почему? Потому что в системе баланс. Львы съедают ровно столько зебр, сколько требуется для выживания прайда. Съедят всех – вымрут сами. У нас же нет чувства меры, зато есть общество потребления. А Тэмпль, в силу своей структуры личности (ага, сказать бы *диагноза*, но не скажу), увидела возможность совместить этичное отношение к ведомым на заклание животным и интересы бизнеса.

.

Ближе к финальным сценам у ГГ есть очень красивый монолог. О том, что *природа жестока, но нам не обязательно быть жестокими*. Такие простые и глубокие слова. В них больше сострадания к животным, осознания ответственности за слова и поступки, нежели во многих сомнительных акциях против животноводства в любой его форме.

.

После фильма подумалось, что Тэмпль Гранден одна из тех, кто идет своим путем, на шаг вереди, не всегда понятый современниками. И она отнюдь не одинока, не касаясь ее (аутики же избегают тактильных контактов), но с нею рядом могут быть Ольга Скороходова, Велимир Хлебников, Микалоюс Чюрлёнис, Никола Тесла, Вильям Блейк, Стивен Хокинг, многие ныне живущие и уже почившие *странные гении*, визионеры и философы (в исконном смысле этого слова).

.

Итого. Фильм абсолютно достоит просмотра.

Кому? Знакомым с диагнозом аутизма. Чем-либо занимающимся с животными. Интересующимся биологией/психологией. Опять же из женской солидарности, ведь героиня этого фильма, как и героиня *Больших глаз* - космос. Со своими неизведанными далями, обитателями и людьми в черном. Ищущим способы преодолеть недостатки и подняться над ними благодаря достоинствам.

.

На всякий случай, до или после просмотра, пригодится зайти на сайт героини истории. Познавательно у нее там. И оптимистично.

Достоинства
  • Очередная история из коллекции ЖЗЛ
lakrizaрекомендует
Читать все отзывы 13
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
08.03.2015
Интересно.Но мне почему-то кажется,что фильм тяжелый... 😢
08.03.2015
дорогая Arel-Dorogaya,

напрасно вам такое кажется. меня тоже слегка потерзали сомнения относительно полезности просмотра, но по итогам могу сказать, что аннотацию к фильму накарлякали какие-то балбесы (иначе и не скажу).
а фильм от титра до титра ОЧЕНЬ позитивный, светлый и обнадеживающий. если все же волнуетесь, то гляньте сначала пару-тройку роликов про саму героиню. в ютубе немало ее интервью, отрывков из докладов и выступлений.
удачи!
Другие отзывы
Читать все отзывы 13
Смотрите также