Опубликовано 22 Октябрь, 2024 - 16:04

  • Опыт использования:
    один раз

Всем привет!
Я очень люблю дворцы Петербурга, но в Аничковом, который находится чуть ли не возле дома, не бывала, кажется, со школьных времен. Думала, что можно прийти и купить билеты на входе летом (гуляли рядом), но нет, только через сайт - получилось только прогуляться по территории, вход туда свободный.

Аничков дворец Санкт-Петербург отзыв
Аничков дворец Санкт-Петербург отзыв
В октябре 2024 подготовилась и пошла снова.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 39
  • Стоимость билетов: взрослые - 500₽, школьники и студенты - 200₽

Купить билеты на экскурсию можно только через официальный сайт дворца (ссылка), сеансы по времени. Это несколько неудобно, потому что на ближайшие даты билеты не всегда есть в наличии и нужно регулярно мониторить, не обновилась ли информация и не появились ли новые лоты.

Также во дворец можно попасть в рамках обзорных экскурсий по Петербургу - это немного дороже и в "пакет" входит посещение нескольких мест, зато заранее известны даты и время.

  • Продолжительность экскурсии - около 1 часа.

Посещение Дворца без экскурсионного обслуживания не предусмотрено.

Начнем с главного 😂

  • Аничков дворец - почему так называется?

Аничков дворец в Санкт-Петербурге назван так по имени находившегося рядом Аничкова моста, который, в свою очередь, получил это имя от древнейшего столбового дворянского рода Аничковых (Оничковых), принимавших живое участие в развитии Санкт-Петербурга.

И еще - ставим ударение правильно: Ани́чков.

  • Исторический экскурс

Коротко пробежимся по истории дворца. Пересказываю те факты, что рассказывали на экскурсии + дополняю фактами и позабытыми именами владельцев и архитекторов из источников.

Владельцев было множество. Дворец дарили членам императорской семьи и фаворитам правящих государей (Алексею Разумовскому, Григорию Потемкину). Но традиционно, спустя время, дворец возвращался "в казну".

Архитектор - М.Г. Земцов. Дворец неоднократно дорабатывался и перестраивался, однако сохранил в своем облике некоторые первоначальные черты.

Решение о постройке нового дворца было принято в 1741 году. Год основания Петербурга - 1703, то есть инфраструктура еще была не развита 😅 В это же время строится Зимний дворец (Эрмитаж), резиденции в Петергофе и Царском Селе.

Невский проспект, на котором он стоит, на тот момент - просека - очищенная от деревьев полоса в лесу, выполняющая роль дороги))) Таким образом нынешний центр города в 18 веке - окраина. Елизавета Петровна решила построить дворец, украшающий въезд в город. Фасад дворца "смотрит" на Фонтанку, где тогда функционировала пристань.

Исходный стиль - барокко, в оформлении много лепнины, фасад и флигеля - разноярусные. Через пару лет после начала строительства архитектор умирает, дело ненадолго берет в свои руки его ученик. Сразу после - реализовавший множество проектов в Петербурге Б.Растрелли. Он вносит существенные правки в проект.

Перед зданием раньше был бассейн. Сзади - сохранившийся и сегодня регулярный сад (вид из окон дворца), обустроенный специально заказанным из Англии садовником Л.К.Тапером:

В 1776-78 гг. дворец был перестроен в стиле классицизма и стал симметричным - трехэтажная центральная часть и такие же флигели по обеим сторонам.

Каждый император вносил свою лепту в интерьеры и внешний вид дворца. Проще всего почитать об этом в сторонних источниках, потому что перечислять будет долго и нудно.

Руку к виду дворца в разные периоды приложили Джакомо Кваренги, Августин Бетанкур (организатор транспортной системы Российской империи) и Карл Росси, А. Модюи.

В качестве одной из главных резиденций Аничков дворец выбирает Александр III. После его смерти долго время дворец занимала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Нынешние интерьеры тяготеют как раз к той эпохе, когда дворцом владела она.

Во дворце часто проводились тематические балы, то привязанные к определенному цвету, то чему-то еще. В конце жизни императрица все же покинула дворец и отправилась в Англию, к родственнице-королеве, а после вернулась на родину в Данию, где и умерла. На этом история ее не окончена, дополню в конце отзыва.

Дальнейшая история:

С конца XIX века в зданиях дворца действовала школа для детей, родители которых работали при дворце.

После революции здесь недолгое время просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, в 1937 года открылся Ленинградский Дворец пионеров (ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей). Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму. Весной 1942 года госпиталь был переведён, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.

Во время революции 1917 года все имущество, оставшееся во дворце, было утеряно - картины, мебель, предметы декора. Что-то украли, что-то распределили в музеи или распродали.

  • Интересные факты

1 - Во дворце часто появлялся Пушкин благодаря своей жене, Н. Гончаровой, которая была украшением любого общества. По статусу находиться тут он не мог, так как на балы приглашали только чиновников соответствующего уровня и приближенных императорской семьи. Поэтому выдали ему какой-то низший ранг, полагающийся 20-ти летним (а ему было за 30-ть, что казалось ему оскорбительным). И больше он старался не появляться, тем более незадолго до этого император отчитал его за дуэль. Сейчас в одном из залов установлен его бюст.

2 - Во время ВОВ и блокады скульптуры с Аничкового моста были закопаны в саду дворца. Их обработали специальным составом, заклеили газетами, погрузили в сколоченные деревянные ящики и засыпали песком, чтобы не ржавели. В те годы ценился каждый метр земли, весной жители засаживали все семенами, было непонятно, сколько продлится голод. Однако насыпи вокруг закопанных статуй никто не трогал. Сразу после окончания войны их достали, очистили и установили на законное место.

3 - Здесь был проведен знаменитый "Черный бал Марии Федоровны":

В январе 1889 года в Аничковом дворце состоялся самый необычный бал в истории Петербурга. За несколько дней до намеченного праздника, которого императрица Мария Фёдоровна ждала с нетерпением, случилась трагедия в Майерлинге — двойное самоубийство наследника австрийского престола кронпринца Рудольфа и его возлюбленной, 17-летней баронессы Марии Вечеры. По всем правилам этикета, не говоря уже о сословной солидарности монархов, бал следовало отменить, выдержав обязательный траур. Однако императрица обожала балы…

Минни, будучи юной датской принцессой Дагмар и невестой наследника русского престола, твёрдо запомнила: долг платежом красен. 24 года назад, когда в Ницце скончался жених Дагмар, цесаревич Николай Александрович, венский двор и не подумал отменять череду увеселений, связанных с грандиозной *реконструкцией австрийской столицы, подарившей Вене знаменитый Ринг. Написанный Ксавьером Винтерхальтером портрет императрицы Элизабет (Сисси) в роскошном бальном платье от Чарльза Ворта назойливо мозолил глаза в каждом втором европейском журнале, сопровождаясь подписью с роковой датой — 1865 год.

Мария Фёдоровна давно уже обрела настоящее семейное счастье с братом покойного цесаревича и сама одевалась у Ворта, упускать шанс показать заносчивым Габсбургам их место она не собиралась. За несколько дней до праздника гофмаршал Владимир Оболенский лично объехал приглашённых дам и сообщил о дресс-коде: бриллианты и бальное платье чёрного цвета — траур, mesdames! Чем поставил дам в сложное положение: чёрных бальных (то есть декольтированных) платьев просто не существовало в ту пору. Пришлось срочно ехать на поклон к модным портнихам или переделывать туалеты для траура.

Эффект был потрясающий! Камердинер императрицы Марии Федоровны описывал дамские наряды следующим образом: «Серые вырезанные платья, черные веера, черные по локоть перчатки, черные башмачки». Во время бала исполнялась только венская музыка, опять-таки в пику австрийскому двору. Надо признать, что это была действительно изысканная месть, поскольку «никогда женщины не выглядели так привлекательно, как на этом балу – в черных вечерних платьях, усыпанных бриллиантами!». Правда, сама идея траурного бала многих в Петербурге покоробила. Константин Победоносцев прямо назвал это действо «кощунством». Некоторые просто не пришли, сославшись на болезнь. В числе последних были великая княгиня Елизавета Фёдоровна и её сестра — юная Алекс, будущая императрица.

А сам государь позволил супруге вдоволь насладиться местью: назревал очередной балканский кризис и отношения с Австрией были и так из рук вон плохи. Впрочем, приличия хотя бы отчасти были соблюдены. И официальные лица, и русская печать единогласно выразили соболезнования общеавстрийскому горю, однако в прессе не промелькнуло ни слова об изысканном танцевальном вечере.

  • Экскурсия

Экскурсия мне, с одной стороны, понравилась, но было несколько минусов.

Во-первых, дворец функционирует не только как музей, но и как Дворец творчества юных (писала, что была там в школьные годы - тоже когда-то давно ходила на кружок).

В день экскурсии проходила то ли какая-то репетиция концерта, то ли это обычное дело. Дети очень громко пели в микрофон, такое ощущение, что целый хор. По этой причине был не показан Танцевальный и Концертный залы, а тихий голос экскурсовода (без микрофона) то и дело заглушали песни.

Не скажу, что это плохо. Напротив, заниматься в настоящем дворце - чрезвычайно атмосферно и увлекательно. Просто хотелось бы, чтобы график экскурсий составляли с учетом внутренних мероприятий, если это возможно.

Во-вторых, в отличие от других музеев, здесь все предметы подобраны по принципу "абы что", о чем сотрудник прямо говорит. При реконструкции цели доподлинно воссоздать обстановку и найти оригинальные предметы интерьера не стояло. По всем залам свободно перемещаются дети, посетители, сотрудники. Экспонаты ничем не огорожены, никто ни за чем не следит - значит, особой ценности они не представляют. Ощущается их чужеродность, нет гармонии.

Судя по количеству стульев, во всех залах регулярно проходят мероприятия. С одной стороны - и присесть везде можно, и экскурсовод предложит к окну подойти, шторку отодвинуть, сад посмотреть (в других дворцах-музеях слишком близко подойдешь или, не дай Бог, руку протянешь - начинаются страшные крики). С другой - так не интересно. Хочется оригиналов, исторической ценности, рандомные старые и не очень предметы - такое себе.

  • Визит и залы

Вход осуществляется с Невского проспекта. Проходим немного прямо и поворачиваем направо, к центральному входу.

Проходим через пост охраны и рамку металлоискателя.

На первом этаже идут занятия, много детей. Коридор красивый, мраморный, но если заглядываешь во всякие уголки... присутствует ощущение советчины. Перед посещением вещи просят сдать в гардероб.

Красота в виде воссозданных интерьеров начинается с фойе, парадной лестницы (справа от входа, если стоять к нему спиной) и продолжается на втором этаже.

На втором этаже экскурсовод делает остановку возле стенда с фотографиями известных выпускников. И коротко про всех рассказывает, хоть и видно, что это - предмет гордости и хочется развернуто обо всех высказаться Smile

Из этого проходного зала только фото люстры, потому что группа густо сбилась у плакатов:

Зимний сад

Недавно завершили реконструкцию. Понравился больше всего. Будь это мой дворец, только там бы и проводила время Smile Очень красивые скульптуры, много живых растений и света из огромных, практически панорамных окон.

Малая столовая

Самое примечательное здесь - люстра и светильники "Красный рубин". Такой оттенок давало растворение в водке золотого порошка. Так что хотя бы часть предметов дворца имеет ценность)

Симпатичный камин и работы детей на стенах:

Танцевальный зал и концертный зал

Там, как писала ранее, проходила какая-то репетиция, поэтому двери были закрыты Sad

Вот немного информации о танцевальном:

Танцевальный зал сохранил оригинальную планировку 1811 года архитектора Луиджи Руска. Сейчас тут оригинальные зеркала и карнизы, роспись подновленная и одиннадцатиметровый потолок, который когда-то был расписан известным мастером дворцовых потолков Джанни Батиста Скотти. Здесь танцевали вальс императоры и Александр Сергеевич Пушкин. Здесь в советские годы принимали в пионеры и до сих пор проходит главная ёлка Петербурга.

Большая столовая:

На потолке изображены подношения Флоре. Люстра - оригинальная:

Здесь была рассказана история про Пушкина. И стоит его бюст. Больше ничего примечательного. Стены во всех залах обиты тканью. Но, судя по тому, что ее разрешают потрогать, это просто ткань Smile

Библиотека Александра III

Потолок выполнен из гипса, хоть и стилизован под дуб. Оригинальных книг императора не осталось.

Люстры были другими (показывали историческое фото).

Попасть в зал можно было через 2 входа, сейчас один закрыт:

А также есть маленькая потайная комната. Ее не показали, но дверь приоткрыли с комментарием "мы не поняли, какова ее роль и для чего она предназначалась":

Это, собственно, действующая библиотека, поэтому много современных элементов, которые, отнюдь, не украшают место...

Второй этаж:

Окна, кстати, раньше были витражными.

 

Далее залы именоваться не будут (условно назову их сама), из функционал менялся вместе с владельцами - гостиные, будуары, кабинеты, спальни.

Голубой зал (ранее, вроде бы, белая гостиная, Луиджи Премацци):

Вазы стоят там, где уронить их - ничего не стоит. На коробках, сбитых из какого-то дсп:

Малиновая гостиная - любимое место Марии Федоровны:

На стульях группа сидела, пока экскурсовод рассказывала о жизни Александра 3. Удобно, что не надо было долго стоять) Потом мы собрались в следующий зал, но там была группа. Поэтому вернулись обратно на стулья и нам рассказали еще несколько историй SmileТут не видно, но, как и в большинстве дворцов, парадные залы выстраиваются в анфиладу:

В целом, пожалуй, не так уж и плохо. Особенно если глаз не замылен другими, более удачными реконструкциями. И все таки как же трогает душу, когда на экскурсии, как, например, в Александровском дворце, с трепетом рассказывают о шторах из Англии, которые заказывали в 2020 на той же фабрике, что и в 19 веке для царской семьи... Потому что только там сохранились технологии....

Золотой зал:

Здесь демонстрируют оригинальное покрытие стен и оно явно сложнее и интереснее, чем сейчас:

Единственное место с информационными плакатами (наша группа стояла к ним спиной, а потом экскурсовод из другой группы попросила не задерживаться, не смогла сделать нормальное фото, а жаль - интересно было бы почитать):

Ручки на дверях очень красивые, обратила внимание:

За углом притаилась ваза:

Зал с прекрасной полихромной лепниной и очень старым столом Smile

Еще уже пост-фактум я узнала, что мы не были в "шкатулках Палеха" - это комнаты, расписанные в 1936 году художниками из села Палех сюжетами из сказок Пушкина.

Далее проходим по кридору:

Кабинет Александра III

В оформлении очень много дуба. Окна закрыты плотными шторами, что создает ощущение тяжести во всех смыслах. Но если их убрать (в интернете есть фото) - будет очень уютное и светлое место:

Совершенно ужасная и неподходящая интерьеру люстра
Раньше, судя по историческим фото, стены были украшены десятками портретов членов царской семьи. В центре потолка также висела большая люстра, совершенно в другом стиле (более сдержанная, не нарочито торжественная). На окнах были шторы, совпадающие по цвету с многочисленными креслами, расставленными тут и там по помещению.

Света нынешней люстры, в отсутствие естественного, недостаточно, и все фото получились смазанными. На стенах представлены фото, которыми поделились наследники датского престола из своего дворца в Копенгагене. Они проживают в нем, поэтому привлекли лучших дизайнеров, чтобы адаптировать интерьеры к современной жизни. В общем-то, при желании все эти фото можно найти в интернете. Они приезжали в 2016 и привезли с собой прах Дагмар - датской принцессы - нашей императрицы Марии Федоровны. Она умерла на исторической родине, но хотела быть похоронена с мужем. Прах был перезахоронен в Петропавловской крепости.

______________

Вот, пожалуй, и всё. Несмотря на вышеописанные минусы, рекомендую посетить дворец Smile

Достоинства
  • В целом красиво
  • Интересная экскурсия
  • Можно прикоснуться к истории
Недостатки
  • Не историческая рекоменструкция
  • Сложности с билетами
  • Увидели не все залы
  • Экскурсовода было плохо слышно местами
Mori_artyрекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
22.10.2024
Очень, очень красиво, слов нет и немножко истории узнать не помешало) супер
22.10.2024
Любопытное место, жаль, что с посещением некоторых залов можно пролететь...(
22.10.2024
Вау, все пытаюсь туда попасть и пока безрезультатно 🙃
Другие отзывы
Смотрите также