Опубликовано 22 Октябрь, 2024 - 16:04

  • Опыт использования:
    один раз

Всем привет!
Я очень люблю дворцы Петербурга, но в Аничковом, который находится чуть ли не возле дома, не бывала, кажется, со школьных времен. Думала, что можно прийти и купить билеты на входе летом (гуляли рядом), но нет, только через сайт - получилось только прогуляться по территории, вход туда свободный.

Аничков дворец Санкт-Петербург отзыв
Аничков дворец Санкт-Петербург отзыв
В октябре 2024 подготовилась и пошла снова.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 39
  • Стоимость билетов: взрослые - 500₽, школьники и студенты - 200₽

Купить билеты на экскурсию можно только через официальный сайт дворца (ссылка), сеансы по времени. Это несколько неудобно, потому что на ближайшие даты билеты не всегда есть в наличии и нужно регулярно мониторить, не обновилась ли информация и не появились ли новые лоты.

Также во дворец можно попасть в рамках обзорных экскурсий по Петербургу - это немного дороже и в "пакет" входит посещение нескольких мест, зато заранее известны даты и время.

  • Продолжительность экскурсии - около 1 часа.

Посещение Дворца без экскурсионного обслуживания не предусмотрено.

Начнем с главного 😂

  • Аничков дворец - почему так называется?

Аничков дворец в Санкт-Петербурге назван так по имени находившегося рядом Аничкова моста, который, в свою очередь, получил это имя от древнейшего столбового дворянского рода Аничковых (Оничковых), принимавших живое участие в развитии Санкт-Петербурга.

И еще - ставим ударение правильно: Ани́чков.

  • Исторический экскурс

Коротко пробежимся по истории дворца. Пересказываю те факты, что рассказывали на экскурсии + дополняю фактами и позабытыми именами владельцев и архитекторов из источников.

Владельцев было множество. Дворец дарили членам императорской семьи и фаворитам правящих государей (Алексею Разумовскому, Григорию Потемкину). Но традиционно, спустя время, дворец возвращался "в казну".

Архитектор - М.Г. Земцов. Дворец неоднократно дорабатывался и перестраивался, однако сохранил в своем облике некоторые первоначальные черты.

Решение о постройке нового дворца было принято в 1741 году. Год основания Петербурга - 1703, то есть инфраструктура еще была не развита 😅 В это же время строится Зимний дворец (Эрмитаж), резиденции в Петергофе и Царском Селе.

Невский проспект, на котором он стоит, на тот момент - просека - очищенная от деревьев полоса в лесу, выполняющая роль дороги))) Таким образом нынешний центр города в 18 веке - окраина. Елизавета Петровна решила построить дворец, украшающий въезд в город. Фасад дворца "смотрит" на Фонтанку, где тогда функционировала пристань.

Исходный стиль - барокко, в оформлении много лепнины, фасад и флигеля - разноярусные. Через пару лет после начала строительства архитектор умирает, дело ненадолго берет в свои руки его ученик. Сразу после - реализовавший множество проектов в Петербурге Б.Растрелли. Он вносит существенные правки в проект.

Перед зданием раньше был бассейн. Сзади - сохранившийся и сегодня регулярный сад (вид из окон дворца), обустроенный специально заказанным из Англии садовником Л.К.Тапером:

В 1776-78 гг. дворец был перестроен в стиле классицизма и стал симметричным - трехэтажная центральная часть и такие же флигели по обеим сторонам.

Каждый император вносил свою лепту в интерьеры и внешний вид дворца. Проще всего почитать об этом в сторонних источниках, потому что перечислять будет долго и нудно.

Руку к виду дворца в разные периоды приложили Джакомо Кваренги, Августин Бетанкур (организатор транспортной системы Российской империи) и Карл Росси, А. Модюи.

В качестве одной из главных резиденций Аничков дворец выбирает Александр III. После его смерти долго время дворец занимала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Нынешние интерьеры тяготеют как раз к той эпохе, когда дворцом владела она.

Во дворце часто проводились тематические балы, то привязанные к определенному цвету, то чему-то еще. В конце жизни императрица все же покинула дворец и отправилась в Англию, к родственнице-королеве, а после вернулась на родину в Данию, где и умерла. На этом история ее не окончена, дополню в конце отзыва.

Дальнейшая история:

С конца XIX века в зданиях дворца действовала школа для детей, родители которых работали при дворце.

После революции здесь недолгое время просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, в 1937 года открылся Ленинградский Дворец пионеров (ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей). Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму. Весной 1942 года госпиталь был переведён, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.

Во время революции 1917 года все имущество, оставшееся во дворце, было утеряно - картины, мебель, предметы декора. Что-то украли, что-то распределили в музеи или распродали.

  • Интересные факты

1 - Во дворце часто появлялся Пушкин благодаря своей жене, Н. Гончаровой, которая была украшением любого общества. По статусу находиться тут он не мог, так как на балы приглашали только чиновников соответствующего уровня и приближенных императорской семьи. Поэтому выдали ему какой-то низший ранг, полагающийся 20-ти летним (а ему было за 30-ть, что казалось ему оскорбительным). И больше он старался не появляться, тем более незадолго до этого император отчитал его за дуэль. Сейчас в одном из залов установлен его бюст.

2 - Во время ВОВ и блокады скульптуры с Аничкового моста были закопаны в саду дворца. Их обработали специальным составом, заклеили газетами, погрузили в сколоченные деревянные ящики и засыпали песком, чтобы не ржавели. В те годы ценился каждый метр земли, весной жители засаживали все семенами, было непонятно, сколько продлится голод. Однако насыпи вокруг закопанных статуй никто не трогал. Сразу после окончания войны их достали, очистили и установили на законное место.

3 - Здесь был проведен знаменитый "Черный бал Марии Федоровны":

В январе 1889 года в Аничковом дворце состоялся самый необычный бал в истории Петербурга. За несколько дней до намеченного праздника, которого императрица Мария Фёдоровна ждала с нетерпением, случилась трагедия в Майерлинге — двойное самоубийство наследника австрийского престола кронпринца Рудольфа и его возлюбленной, 17-летней баронессы Марии Вечеры. По всем правилам этикета, не говоря уже о сословной солидарности монархов, бал следовало отменить, выдержав обязательный траур. Однако императрица обожала балы…

Минни, будучи юной датской принцессой Дагмар и невестой наследника русского престола, твёрдо запомнила: долг платежом красен. 24 года назад, когда в Ницце скончался жених Дагмар, цесаревич Николай Александрович, венский двор и не подумал отменять череду увеселений, связанных с грандиозной *реконструкцией австрийской столицы, подарившей Вене знаменитый Ринг. Написанный Ксавьером Винтерхальтером портрет императрицы Элизабет (Сисси) в роскошном бальном платье от Чарльза Ворта назойливо мозолил глаза в каждом втором европейском журнале, сопровождаясь подписью с роковой датой — 1865 год.

Мария Фёдоровна давно уже обрела настоящее семейное счастье с братом покойного цесаревича и сама одевалась у Ворта, упускать шанс показать заносчивым Габсбургам их место она не собиралась. За несколько дней до праздника гофмаршал Владимир Оболенский лично объехал приглашённых дам и сообщил о дресс-коде: бриллианты и бальное платье чёрного цвета — траур, mesdames! Чем поставил дам в сложное положение: чёрных бальных (то есть декольтированных) платьев просто не существовало в ту пору. Пришлось срочно ехать на поклон к модным портнихам или переделывать туалеты для траура.

Эффект был потрясающий! Камердинер императрицы Марии Федоровны описывал дамские наряды следующим образом: «Серые вырезанные платья, черные веера, черные по локоть перчатки, черные башмачки». Во время бала исполнялась только венская музыка, опять-таки в пику австрийскому двору. Надо признать, что это была действительно изысканная месть, поскольку «никогда женщины не выглядели так привлекательно, как на этом балу – в черных вечерних платьях, усыпанных бриллиантами!». Правда, сама идея траурного бала многих в Петербурге покоробила. Константин Победоносцев прямо назвал это действо «кощунством». Некоторые просто не пришли, сославшись на болезнь. В числе последних были великая княгиня Елизавета Фёдоровна и её сестра — юная Алекс, будущая императрица.

А сам государь позволил супруге вдоволь насладиться местью: назревал очередной балканский кризис и отношения с Австрией были и так из рук вон плохи. Впрочем, приличия хотя бы отчасти были соблюдены. И официальные лица, и русская печать единогласно выразили соболезнования общеавстрийскому горю, однако в прессе не промелькнуло ни слова об изысканном танцевальном вечере.

  • Экскурсия

Экскурсия мне, с одной стороны, понравилась, но было несколько минусов.

Во-первых, дворец функционирует не только как музей, но и как Дворец творчества юных (писала, что была там в школьные годы - тоже когда-то давно ходила на кружок).

В день экскурсии проходила то ли какая-то репетиция концерта, то ли это обычное дело. Дети очень громко пели в микрофон, такое ощущение, что целый хор. По этой причине был не показан Танцевальный и Концертный залы, а тихий голос экскурсовода (без микрофона) то и дело заглушали песни.

Не скажу, что это плохо. Напротив, заниматься в настоящем дворце - чрезвычайно атмосферно и увлекательно. Просто хотелось бы, чтобы график экскурсий составляли с учетом внутренних мероприятий, если это возможно.

Во-вторых, в отличие от других музеев, здесь все предметы подобраны по принципу "абы что", о чем сотрудник прямо говорит. При реконструкции цели доподлинно воссоздать обстановку и найти оригинальные предметы интерьера не стояло. По всем залам свободно перемещаются дети, посетители, сотрудники. Экспонаты ничем не огорожены, никто ни за чем не следит - значит, особой ценности они не представляют. Ощущается их чужеродность, нет гармонии.

Судя по количеству стульев, во всех залах регулярно проходят мероприятия. С одной стороны - и присесть везде можно, и экскурсовод предложит к окну подойти, шторку отодвинуть, сад посмотреть (в других дворцах-музеях слишком близко подойдешь или, не дай Бог, руку протянешь - начинаются страшные крики). С другой - так не интересно. Хочется оригиналов, исторической ценности, рандомные старые и не очень предметы - такое себе.

  • Визит и залы

Вход осуществляется с Невского проспекта. Проходим немного прямо и поворачиваем направо, к центральному входу.

Проходим через пост охраны и рамку металлоискателя.

На первом этаже идут занятия, много детей. Коридор красивый, мраморный, но если заглядываешь во всякие уголки... присутствует ощущение советчины. Перед посещением вещи просят сдать в гардероб.

Красота в виде воссозданных интерьеров начинается с фойе, парадной лестницы (справа от входа, если стоять к нему спиной) и продолжается на втором этаже.

На втором этаже экскурсовод делает остановку возле стенда с фотографиями известных выпускников. И коротко про всех рассказывает, хоть и видно, что это - предмет гордости и хочется развернуто обо всех высказаться 😊

Из этого проходного зала только фото люстры, потому что группа густо сбилась у плакатов:

Зимний сад

Недавно завершили реконструкцию. Понравился больше всего. Будь это мой дворец, только там бы и проводила время 😊 Очень красивые скульптуры, много живых растений и света из огромных, практически панорамных окон.

Малая столовая

Самое примечательное здесь - люстра и светильники "Красный рубин". Такой оттенок давало растворение в водке золотого порошка. Так что хотя бы часть предметов дворца имеет ценность)

Симпатичный камин и работы детей на стенах:

Танцевальный зал и концертный зал

Там, как писала ранее, проходила какая-то репетиция, поэтому двери были закрыты 😞

Вот немного информации о танцевальном:

Танцевальный зал сохранил оригинальную планировку 1811 года архитектора Луиджи Руска. Сейчас тут оригинальные зеркала и карнизы, роспись подновленная и одиннадцатиметровый потолок, который когда-то был расписан известным мастером дворцовых потолков Джанни Батиста Скотти. Здесь танцевали вальс императоры и Александр Сергеевич Пушкин. Здесь в советские годы принимали в пионеры и до сих пор проходит главная ёлка Петербурга.

Большая столовая:

На потолке изображены подношения Флоре. Люстра - оригинальная:

Здесь была рассказана история про Пушкина. И стоит его бюст. Больше ничего примечательного. Стены во всех залах обиты тканью. Но, судя по тому, что ее разрешают потрогать, это просто ткань 😊

Библиотека Александра III

Потолок выполнен из гипса, хоть и стилизован под дуб. Оригинальных книг императора не осталось.

Люстры были другими (показывали историческое фото).

Попасть в зал можно было через 2 входа, сейчас один закрыт:

А также есть маленькая потайная комната. Ее не показали, но дверь приоткрыли с комментарием "мы не поняли, какова ее роль и для чего она предназначалась":

Это, собственно, действующая библиотека, поэтому много современных элементов, которые, отнюдь, не украшают место...

Второй этаж:

Окна, кстати, раньше были витражными.

 

Далее залы именоваться не будут (условно назову их сама), из функционал менялся вместе с владельцами - гостиные, будуары, кабинеты, спальни.

Голубой зал (ранее, вроде бы, белая гостиная, Луиджи Премацци):

Вазы стоят там, где уронить их - ничего не стоит. На коробках, сбитых из какого-то дсп:

Малиновая гостиная - любимое место Марии Федоровны:

На стульях группа сидела, пока экскурсовод рассказывала о жизни Александра 3. Удобно, что не надо было долго стоять) Потом мы собрались в следующий зал, но там была группа. Поэтому вернулись обратно на стулья и нам рассказали еще несколько историй :)Тут не видно, но, как и в большинстве дворцов, парадные залы выстраиваются в анфиладу:

В целом, пожалуй, не так уж и плохо. Особенно если глаз не замылен другими, более удачными реконструкциями. И все таки как же трогает душу, когда на экскурсии, как, например, в Александровском дворце, с трепетом рассказывают о шторах из Англии, которые заказывали в 2020 на той же фабрике, что и в 19 веке для царской семьи... Потому что только там сохранились технологии....

Золотой зал:

Здесь демонстрируют оригинальное покрытие стен и оно явно сложнее и интереснее, чем сейчас:

Единственное место с информационными плакатами (наша группа стояла к ним спиной, а потом экскурсовод из другой группы попросила не задерживаться, не смогла сделать нормальное фото, а жаль - интересно было бы почитать):

Ручки на дверях очень красивые, обратила внимание:

За углом притаилась ваза:

Зал с прекрасной полихромной лепниной и очень старым столом 😊

Еще уже пост-фактум я узнала, что мы не были в "шкатулках Палеха" - это комнаты, расписанные в 1936 году художниками из села Палех сюжетами из сказок Пушкина.

Далее проходим по кридору:

Кабинет Александра III

В оформлении очень много дуба. Окна закрыты плотными шторами, что создает ощущение тяжести во всех смыслах. Но если их убрать (в интернете есть фото) - будет очень уютное и светлое место:

Совершенно ужасная и неподходящая интерьеру люстра
Раньше, судя по историческим фото, стены были украшены десятками портретов членов царской семьи. В центре потолка также висела большая люстра, совершенно в другом стиле (более сдержанная, не нарочито торжественная). На окнах были шторы, совпадающие по цвету с многочисленными креслами, расставленными тут и там по помещению.

Света нынешней люстры, в отсутствие естественного, недостаточно, и все фото получились смазанными. На стенах представлены фото, которыми поделились наследники датского престола из своего дворца в Копенгагене. Они проживают в нем, поэтому привлекли лучших дизайнеров, чтобы адаптировать интерьеры к современной жизни. В общем-то, при желании все эти фото можно найти в интернете. Они приезжали в 2016 и привезли с собой прах Дагмар - датской принцессы - нашей императрицы Марии Федоровны. Она умерла на исторической родине, но хотела быть похоронена с мужем. Прах был перезахоронен в Петропавловской крепости.

______________

Вот, пожалуй, и всё. Несмотря на вышеописанные минусы, рекомендую посетить дворец 😊

Достоинства
  • В целом красиво
  • Интересная экскурсия
  • Можно прикоснуться к истории
Недостатки
  • Не историческая рекоменструкция
  • Сложности с билетами
  • Увидели не все залы
  • Экскурсовода было плохо слышно местами
Mori_artyрекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
22.10.2024
Очень, очень красиво, слов нет и немножко истории узнать не помешало) супер
22.10.2024
Любопытное место, жаль, что с посещением некоторых залов можно пролететь...(
22.10.2024
Вау, все пытаюсь туда попасть и пока безрезультатно 🙃
Другие отзывы
Смотрите также