В советском кинематографе на удивление, тема такси отнюдь не редкая. Более того, сняты целые полнометражные картины про работу водителей автомобилей "с ветерком". Ну а из Гайдаевских комедий цитаты про такси превратились в настоящие афоризмы, которые живучи до сих пор.
Работа режиссёра Виллена Азарова посвящена молодому водителю московского такси. Это он, главный герой кино ежечасно встречает и провожает десяток пассажиров. И ведь каждый пассажир таксомотора это не только клиент с деньгами (так снято в советском кино, полным добра).
Это, не побоюсь сказать, уникальные пользователи удобного и быстрого транспорта, далеко не всегда похожие друг на друга. Хотя старший товарищ главного героя градацию пассажиров всё-таки сделал. И мы узнаем, кто именно.
Фильм требует (просит!) реставрации, поэтому скрины качества "как есть".
Сюжет из московского такси
Москва, середина 1960-х. Молодой парень Сергей Кузнецов устраивается на работу в таксомоторный парк. Как водится, автомобиль ему достаётся далеко не новый, а поживший и пробежавший немало "Москвич-407". На таком старичке-рыдване план выполнить трудно, но главный герой далёк от уныния. Его сопровождают в первый же день смешные и нелепые эпизоды.
Первый рабочий день в такси сродни серьёзному испытанию. Как справится с трудностями молодой человек, какие встречи его ждут, мы узнаем после просмотра.
Главный герой и главная пассажирка
Режиссёр главному герою за рулём дал фамилию актёра Алексея Кузнецова. Вспомните себя в 20 лет, сразу ли всё получалось на работе? Нет, главный герой Сергей, конечно, старается. Да, упускает из виду несколько важных деталей. Но при этом остаётся верным себе, разве можно упрекнуть его в серьёзном проступке?
Зелёный огонёк
Он необыкновенно позитивен и он верно догадывается о том, как устроены отношения между людьми. Что такое искренность, он знает. Ну, может, за небольшим исключением.
Случайная пассажирка из сурового Мурманска Ира Савёлова тоже получила фамилию актрисы. Обаятельная Светлана Савёлова очаровательна своей красотой, наивностью и добродушием. Она, как тогда говорили, хорошо воспитана и развита (помните такие обывательские оценки?!).
Зелёный огонёк
Обратите внимание на её причёску, которая обязана популярностью знаменитой француженке Брижит Бардо. Как много советских женщин сооружали такие "бабетты" на голове, сосчитать трудно.Одно можно утверждать, что такую роскошную укладку можно было увидеть не единожды.
Легенды советского кино
Автомобиль предмет, бесспорно, неодушевлённый. А тут старенький "Москвич" приобрёл голос Зиновия Гердта,и даже, возможно, чуточку его характера. Что не совсем удивительно, ведь и сегодня многие водители нет-нет, да и обращаются к технике, как к живой.
Зелёный огонёк
Наш железный пенсионер на четырёх колёсах переживает не меньше главного героя Сергея. Щедры чудесные реплики на экране из-под автомобильного капота!
Очень неожиданно было встретить в качестве пассажира уважаемого врача-хирурга. Ведь его сыграл величайший Василий Ливанов.
Зелёный огонёк
Послушайте его заразительный смех, посмотрите на его твёрдые решения и оцените заботу о любимой женщине. Это его не первая роль хирурга, подобная роль была блистательно исполнена и в медицинском фильме "Коллеги". Но об этом чуть ниже.
А какие здесь Всеволод Санаев, Иван Рыжов, Вячеслав Невинный, Анатолий Папанов!Последний, между прочим, и здесь не избежал соблазна подарить зрителям несколько ярких фраз. Его герой Жмуркин уже много повидал на своём веку и его "клиентоориентированность" повеселила.
Зелёный огонёк
А профессора на экзамене из Гайдаевских приключений припоминаете? Конечно, это Владимир Раутбарт, его интеллигентный образ не спутать никогда и в этом кино.
Зелёный огонёк
Очень живо сыграла и актриса Зоя Фёдорова, она в салоне для новобрачных самая главная. И самая та героиня, у которой юмор льётся через край! Вообще, в такой комедии диалоги очень юмористичны, без улыбки не обойтись никак. В эпизоде есть и эффектная Светлана Дружинина, чья Анфиска из "Девчат" пеленгуется мужским взглядом сразу.
Чуть-чуть о старой Москве
Автомобилей на улице в 1964-м встречается немного. Да, столица, но очень непривычно без пробок и парковок. Как и наличие автоматов с газводой, механического счётчика такси, продажи товаров с "нагрузкой" и многого другого.
Старая Москва была иной, сегодня её не узнать. Старые дома давно снесены, новые смотрят далеко ввысь. По отдельным кадрам это не мешает, впрочем, разгадать и нынешние места. А старая уловка "Доехать с Казанского вокзала" на "Ярославский/Ленинградский" за высокий тариф вошла в классику не совсем честных извозчиков.
Итоги
Киноработа режиссёра на редкость ассоциативная. Вы только посмотрите, как неожиданно герой Санаева узнаваем в позднем фильме "Белые росы". Да и Папанов отлично перекликается с "Бриллиантовой рукой". Хирург от Ливанова уже был в драматичной картине, а здесь повтор ничуть не хуже! Мы часто смотрим его в образе известного сыщика, только высококлассных ролей в отечественном кино у Василия Ливанова много и других.
Главный герой, разумеется, много младше героя из известного фильма "Горожане", где Николай Крючков показал лучший образ водителя такси. Но сходство есть, ведь в будущем, вполне вероятно, молодой Сергей не растеряет совесть и будет одним из лучших водителей столичного такси. И его колымагу сменит новенькая, удобная "Волга".
Есть здесь и другие ассоциации, которые сможет установить по желанию любой зритель. Считаю это хорошей режиссёрской находкой, занятие явно не скучное.
К 1960-м годам отношусь особенно, с трепетом, ведь тогда снято так много добротного кино. А 30-е?! Ну что ж, надо глянуть и этот период. Спасибо за внимание к ретрофильмам!
Ух, ты не знала про такой фильм. Вот "Три тополя" про такси у всех на слуху. Интересно посмотреть на Москву молодости бабушки и дедушки. Спасибо за наводку.