"Двое в городе" - старенькая французская драма на острую социальную тему. Готово ли общество дать преступнику еще один шанс и как тому доказать остальным, что он исправился? Тема, которая будет актуальна до тех пор, пока люди нарушают закон и существуют пенитенциарные учреждения.
Рассказ ведется от лица пожилого тюремного воспитателя Жермена Казнева (Жан Габен). Раньше он был следователем, но потом понял, что устал подозревать людей и что помогать им вставать на путь исправления ему гораздо больше по душе. И он рассказывает об одном из своих подопечных, который стал ему другом - Джино Страблиджи (Ален Делон).
Джино в юности был грабителем банков. За что попал в тюрьму на 12 лет. Спустя 10 лет его по ходатайству Казнева освобождают досрочно. Джино твердо решил порвать с прошлым и начать жизнь законопослушного гражданина. Ему есть ради кого стараться - красавица-жена, которая ждала его все эти годы. Ради этого можно вытерпеть и необходимость отмечаться в префектуре дважды в месяц, и запрет жить в Париже.
Но вот незадача - рядом сразу объявляются бывшие дружки, которые не могут поверить, что решение Джино окончательно и бесповоротно. И не теряют надежды уговорить его снова пойти с ними на дело. А однажды он встречается с комиссаром, который в свое время его арестовал. У того, как сейчас говорят, профессиональная деформация - он не верит, что преступник может исправиться. И начинает буквально преследовать Джино в надежде получить доказательства, что тот снова взялся за старое.
Заканчивается все печально. Причем зрителю с самого начала, с первой сцены, не оставляют особой надежды на хэппи-энд. Даже счастливые эпизоды пронизаны легким флером грусти. Режиссер как бы говорит: это всего лишь передышка перед очередным испытанием, которое герою уготовала судьба.
Фильм неторопливый. Классическая олдскульная европейская драма: с качественной музыкой, режиссерской и операторской работой, великолепной актерской игрой. Да, временами он преувеличенно сентиментален. Некоторые моменты утрированы. Но все это в рамках художественных средств, для того, чтобы донести идею до зрителя.
Правосудие должно быть справедливым, а не жестоким.
Проблематика фильма проста: готово ли общество давать шанс бывшим преступникам не на словах, а на деле? Справляются ли тюрьмы с функцией исправления, а не только наказания? Главный герой, пожалуй, идеализирован - сложно поверить,что можно остаться таким красавчиком, как Делон, после 10 лет за решеткой )) Да и нравственные качества Джино, вероятно, слегка преувеличены. Но опять же - не чрезмерно. Из-за этого деление на черное и белое в фильме выглядит более акцентированным и, возможно, недостаточно объективным. Но зато и заострить внимание на проблеме получается лучше.
Он пытался забыть свое прошлое, но вы не позволили ему этого. И вот он вновь перед вами.
Так готово ли общество давать шанс людям, оступившимся однажды? Давать не на словах, а на деле - перестав подозревать их во всех смертных грехах, относиться к ним так же, как к тем, кто закон не нарушал ни разу. И как определить, кто такого отношения заслуживает, а кто нет?
Нельзя быть бандитом и в то же время таким честным работником.
Ну и самое главное - всегда ли наказание учитывает причины, приведшие к совершению преступления...
Фильм рекомендую тем, кто любит поразмышлять над сложными вопросами без однозначных ответов. И тем, кто любит хорошее европейское кино.