Мне кажется, что я как минимум полгода откладывал просмотр очередного творения Антониони, но в свете последних событий я понял, что время настало и откладывать больше нельзя. Фильм «Затмение» принято причислять к «трилогии отчуждения», принадлежащей телевику итальянского мастера, но мне это причисление кажется вредным и ошибочным. «Ночь» как художественное произведение на голову выше «Затмения», но при этом она подымает совершенно другие темы. В этом смысле если два фильма как-то и связаны между собой, то весьма условно.
Картина повествует о склонной к созерцанию девушке, которая разрывает отношения со своим возлюбленным из-за того, что им надоело без конца выяснять отношения. Впрочем, от чувства потерянности и одиночества девушке в большом городе все равно деваться некуда, поскольку даже родная мать оказывается не в состоянии выслушать свою дочь. Но вот она встречает обаятельного молодого красавчика, чьи взгляды на жизнь диаметрально отличаются от мировоззрения протагонистки, но это не мешает началу бурного романа. Однако и в новых отношениях героиня не находит в объекте влечения чуткого слушателя.
Следует отметить, что в отличие от «Ночи», где Монике Витти досталась эпизодическая роль, в «Затмении» она буквально не покидает поле зрения объектива. И это удручает, поскольку актриса совершенно точно не обладает актерским дарованием такого масштаба, чтобы сделать интересной для просмотра двухчасовую картину. Очевидно, что Антониони буквально загипнотизирован Витти, но это никак не улучшает качество его киноленты.
Ситуацию несколько спасает Ален Делон, которому, наконец, досталась стоящая роль и он отыгрывает её с огромной энергией и большим удовольствием. Творчество молодого актера в кадре делает слишком затянутую картину живой и интересной, а иначе на Витти было бы просто невозможно смотреть. Легкий эротизм, которым Антониони предпочел пропитать свою работу, так же значительно повышает удовольствие от просмотра.
Что касается содержания и всевозможных споров о том, что же великий режиссер хотел сказать своим творением, то мне кажется, что не стоит городить частокол из теорий и предположений. Замысел картины лучше всего раскрывает сцена, в которой молодой трейдер приводит объект своего обожания не к себе домой, а в дом своих родителей. Все здесь монументально и вечно: предметы искусства, мебель из массива дерева, древние стены, которые простоят не одно поколение. И тут нам становится очевидно, что перед нами не мужчина, а мальчишка, который тратит деньги на дорогие костюмы, машины и прочее барахло, но он так и не созрел до процесса созидания, строительства чего-то непреходящего, который чаще всего связан не только с накоплением ценностей, но и с лишениями и неудобствами. В общем, семьянин в нем еще не созрел.
Да и героиня Моники Витти ему под стать, поскольку она оживает лишь тогда, когда есть возможность подурачиться или попридуриваться. Все остальное время она находится в состоянии меланхоличного сплина и решительно не знает, о чем ей стоит разговаривать с мужчинами, да и стоит ли. В общем, перед нами парочка детей, которые не то что к построению семьи, они к построению нормальных отношений просто не готовы. Да и мир вокруг них такой же инфантильный, поскольку первое послевоенное поколение оказалось лишено детства, а отсюда и все его проблемы.
Именно по этой причине в фильме и отсутствует финал, поскольку ничего хорошего возлюбленных не ждет, однако Антониони не хочет быть к ним жестоким, ведь они же в его восприятии дети. И хотя тема мира всеобщего инфантилизма представляется и сегодня чрезвычайно актуальной, недостатки картины могли бы отправить её на свалку истории, если бы не блестящий Ален Делон.
Вечная память гениальным режиссерам и актерам🙏 Как раз на днях посмотрела Бассейн с Делоном. А вообще, утверждаюсь, что итальянские режиссёры в большинстве своем гении. Лукино Висконти и его «Смерть в Венеции» одно из нетленных творений кинематографа. Так же воспринимаю все фильмы Бернардо Бертолуччи. Особенно люблю «Под покровом небес». Пересматриваю сто раз. Читала роман, эмоции посильнее. Но сперва лучше посмотреть фильм. Дабы не испортить впечатления. А вот Антониони как-то прошла мимо. Наверстаю.