Опубликовано 22 Декабрь, 2020 - 11:48

Если вбить в поисковую строку "ВКонтакте" "Георгий Гынжу", то вы увидите фото молодого, симпатичного, модного паренька. Вот он улыбается и дурачится, модно одет, на многих фото -в окружении таких же ребят и девчонок, как и он сам. И не подумаешь на первый взгляд, что несколько лет назад жил в детском доме. Жил с рождения, наверное, сам он помнит себя с 3 лет.

Эта книга написана по инициативе и в обработке Дианы Машковой - журналиста, писателя, основателя благотворительного фонда по работе с сиротами "Арифметика добра". Диана видит главную причину - почему эта книга должна была появиться - рассказ Гоши - редкий случай взгляда на систему детских домов изнутри. Причем не от сотрудника детского дома, опеки, не от чиновников - взрослых людей, Не от журналистов, которые по сути не находятся внутри непрерывно. Это - обстоятельный и подробный рассказ глазами ребенка.


По словам Дианы Машковой, она и предложила парню написать эту книгу, и для того, чтобы чем-то увлечь его самого, и чтобы показать читателю мир по ту сторону забора. Правда сам парень написал не слишком много. И тогда Диана стала потихоньку стараться разговорить парня. Не столько и не только для книги. Забегая вперед - в семье Дианы Машковой и Дениса Салтеева - 4 детей, из которых родная лишь одна.

Именно здесь обрел семью и Георгий. Обрел тогда, когда уже вроде и не надеялся и почти уже не видел в этом смысла.

 

Многие вещи изнутри, от человека, для которого детский дом - это система, порядок, в котором ты живешь всю жизнь, удивляют впоследствии его самого. Сейчас Георгий - уже взрослый человек, будущий педагог. Сейчас он знает, что такое депривация - малыши, оставшиеся без родителей, беспрестанно раскачиваются в кроватке, сидя, стоя, на ходу - это компенсация того, чего они не получили - материнского укачивания на руках в младенчестве. А тогда для него и товарищей по детскому дому это было нормой, и удивлением - почему так не делают дети, пришедшие из семей. Даже номинальное название для педагогов - "Мама Наташа, мама Соня" так и оставались номинальными" - ну принято и принято. Мамами-то они от этого не становились, даже те. которые самые участливые и неравнодушные.

Собственно, парень неоднократно делает упор на то, что дети, хоть немного пожившие в семье - не всегда были любимы сверстниками в детском доме. Ведь они пытались хоть как-то проявить характер, индивидуальность. Какие бы ни были обстоятельства изъятия из семьи, они вели себя по другому.

А ребята из детского дома привыкли жить по распорядку, знать, что за них все давно решено. Это ни хорошо, ни плохо, просто другого опыта у них не было. Понятно, что и детский сад, и школа, и спортивная секция - это тоже свод правил, график, умение жить в коллективе. И там тоже не выбираешь что есть на обед и во сколько гулять.

Но потом-то приходишь домой, к родителям, своим игрушкам, своему личному пространству. Далее в книге об этом много говорится. Будь то отсутствие отдельной комнаты, одинаковая для всех одежда, даже сладкие подарки до определенного возраста ребенок не получает лично в руки - все общее и делится на всех. Не в смысле: "Маша, поделись своими угощениями с товарищами", а в смысле что все хранится в одной общей коробке и раздается поштучно всем. Даже если это были вкусности, переданные лично этому ребенку, скажем, от родных.

Показателен и момент перехода из дошкольного отделения в отделение младшей школы. Кто из родителей не утирал слезу на выпускных из детского сада, своих семилетних детишек. И фразы такие трогательно символичные. О том, что детство промчалось, закончилось, ушло к малышам из соседнего двора, а плюшевый мишка за ненадобностью грустит в уголке. Только у семейных детей на самом деле не так. Остаются и качели, и игрушки, и мультики. Все это уходит тихо и постепенно по мере взросления и перехода в предподростковый возраст. А здесь детям просто выдали портфели, школьную форму, другую одежду и строем увели о всего, чем они жили несколько лет.


Да и во многом нет поправки на возраст. Ну описался ребенок в садике - да, неприятно. Поругают, переоденут да и положат колготки в пакет родителям в стирку. А тут - 3 года - ничего, вперед к корыту:

Много в книге об отношениях в коллективе - "старенькие-новенькие", местные и семейные. Дружба и конфликты.
Старшие против младших. О том, что не успеваешь привыкнуть к кому-то, его уже нет.

Много рассуждений о том, какими были его родные родители и почему от него отказались. Много историй о таких же детдомовских ребятах. О том, что где-то пили, где-то били, где-то ребенка чуть ли не возле мусорника оставили, за ненадобностью, как мусор...

Воспоминания о том, как в разные годы хотелось попасть в семью, как дети это представляли, чего хотели.

Простые детские желания - многие дети мечтают о собаке. И Гоша мечтал. Но какая может быть собака в таком заведении - мышка-то за счастье.

Но при этом при всем, есть у медали детского дома и другая сторона. О ней можно часто слышать от взрослых. Еще в моем детстве наша школьная психолог нам рассказывала о детском доме нашего микрорайона. "У них там и оборудовано все хорошо, и подарки спонсоры дарят. При этом эти дети элементарно чай заварить себе не умеют".

От подруги - педагога, я слышала, что дети там далеко не все благополучные и девочку-практикантку чуть не зарезали заточкой. Вот и в книге Гоша откровенно рассказывает о том, что проблемы появляются и множатся по мере взросления. Это и воровство.



Это и алкоголь. Да, я знаю, что и в семьях многие начинают курить за школой, класса с 6-го, и втихаря пробуют алкоголь - все мы были подростками.

И ранний секс. Даже более ранний, чем я представляла себе, насколько это может быть. Тут тоже много личного и откровенного.

Но и на фоне этого, беда еще и в том, что ребята толком и не знают, как жить дальше. Да, в 18 они выйдут из этих стен. Да, им дадут квартиру и какие-то "подъемные". Да, в ряде учебных заведений еще и социальную стипендию дадут - сиротскую, весьма неплохую сумму. Но вот с этой неспособности "помыть за собой чашку", невовлеченности в обычные повседневные дела, эти дети не знают, что делать, как жить, как учиться и стоит ли, где работать. Не знают и боятся будущего.

 



18 лет за них все решали, и на блюдечке подносили. Это удивляет. Ведь даже в садике есть дежурства - помочь нянечке донести с кухни хлеб, например. В школе есть дежурства, уборка, субботники, уроки труда/технологии.

Поэтому, попав в семью, парень часто недоумевает - разве не все появляется само по себе, разве мне не все должны?

Это - лишь часть книги. В ней еще очень много интересного и важного. Попытки попасть в семью, взаимоотношения с детьми и педагогами детского дома и школы. Взаимодействие с детьми из обычной школы, летнего лагеря и т.п. Этапы адаптации в приемной семье.

Сейчас Гоша - студент педагогического колледжа, по его словам, он видит в малышах свое призвание. Волонтер "Азбуки добра". И хотя уже живет отдельно, очень любит свою нынешнюю семью. Хочется, чтобы в его жизни и дальше все сложилось хорошо.

Достоинства
  • Быстро и легко читается
  • Затронута редкая тема
  • История основана на реальных событиях
  • Легкий слог автора
Недостатки
  • Есть жуткие реальные истории
  • Местами тяжело читать
cat_mew85рекомендует
Читать все отзывы 5
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
22.12.2020
Ойййй. Очень для меня сложная тема - детских домов. Особенно там, где показана вся некрасивая изнанка. По-моему, эту книгу надо порекомендовать у обязательному прочтению нашим верхушкам. Они ведь предлагают сдать детей в детский дом, если денег дома начинает не хватать или зарплату ужимают.

Пысы. Тоже юзаете олридер?))
22.12.2020
Олридер на компе стоит, я скрины просто с компа сделала. А так с телефона читаю
Другие отзывы
Читать все отзывы 5
Смотрите также