Опубликовано 25 Апрель, 2015 - 20:04

Этот фильм вызвал у меня гнетущее ощущение уже во время просмотра и оставил такое же послевкусие. Если у вас было хорошее настроение до просмотра этой драмы, то после оно уже вряд ли таким останется. Но фильм цепляющий, западающий в сознание, хочется его досмотреть до конца. Многие герои - яркие и запоминающиеся.


Этот фильм хорош для того, чтобы окунуться в чужую жизнь, в чужие проблемы, чужие эмоции и отношения, чтобы приобрести какой-то новый душевный опыт. Потому что я, как и многие из вас, никогда не была "трудным" подростком из американской глубинки середины 80-х, курившим травку, чаще чем сигареты и попавшим в такую ситуацию, когда один друг из вашей компании убил другую вашу подругу... И прожить этот кусочек жизни вместе с героями - хорошая встряска для чувств.

Вот более-менее полное описание фильма:

Подросток, задушив девушку из своей же компании и оставив труп на берегу реки, затем приводит туда остальных друзей, чтобы поставить их в известность о содеянном. Его друзья, стоящие вокруг трупа, который он сам им показал, и не чувствующие ничего: ни ужаса оттого, что один из их друзей убийца, ни горя, что их подруга мертва. У персонажей нет настоящих чувств — ни любви, ни дружбы. Семьи тоже нет.

Основанная на реальном случае, который произошёл в 1981 году на северо-западе США, малобюджетная (стоила всего $1,7 млн.) лента 39-летнего Тима Хантера, тогда специализировавшегося на фильмах о юных американцах, выходит за пределы чисто уголовной истории. Режиссёр стремится рассказать об отчуждении и одиночестве подростков, которые не находят никакого взаимопонимания с родителями, чувствуют враждебность других людей да и в своей среде существуют словно по отдельности.


 

Несколько персонажей заслуживают отдельного описания.


Из девушек этой тусовки мы чаще всего видим и наблюдаем Клариссу. Симпатичная девушка, курящая траву и влюблённая в учителя.

Их всего было три подруги: убитая девушка, она и ещё одна девушка, особо в фильме не фигурирующая. Кларисса, в общем и целом неплохая девушка, но и положительной героиней её также не назовёшь. Вообще в этом фильме нет положительных героев. Все они порождение одной среды. И Кларисса, может быть, и хотела сдать убийцу, позвонив в полицию, но так этого и не сделала, потому что по сути дела ей всё равно. И сдать она его хотела даже не из-за того, что он убил её подругу, а так как не знает, кто у него на очереди - может в следующий раз он захочет убить её, к примеру.

Обратите внимание, девушки, как Кларисса охмуряла Мэтта (героя Киану) - вот так вот надо действовать, а не скромничать, как мы привыкли)) Просто сказать наедине, когда вы сидите рядом: "Ты мне нравишься" - и начать активно поглаживать внутреннюю сторону бедра понравившегося парня, улыбаясь и заглядывая ему в глаза. И пусть только попробует не среагировать!) Когда героиня говорит герою Киану, что он ей нравится, так и хочется воскликнуть: "Всем нравится! Но это ещё не повод ручки распускать" Laughing out loud

-Ты мне нравишься!
Он: "Мы теперь поженимся?" Она: "Нет, давай лучше курнём!" Романтика)

Главное, он к ней вообще не приставал ни разу, никак! но она почему-то так уверенна, что она ему тоже нравится, что можно только позавидовать такой уверенности в себе и раскрепощённости)

Лейн - в исполнении Криспина Гловера. Имя этого актёра мне было откуда-то очень знакомо и, посмотрев его фильмографию, испытала шок - это тот самый Джордж МакФлай из "Назад в будущее"!!! Никогда бы его не узнала, сто лет бы думала, кто же это и никогда б не догадалась! Прямо противоположная роль! В "НвБ" он играет застенчивого скромника, а здесь - его герой взял на себя неформальное лидерство, очень эмоциональный, нервный, дёрганный, стремящийся к тому, чтобы все слушали его и поступали, как он того хочет. Но так как подогнуть всех под себя у него выходит не всегда, то зачастую он остаётся в одиночку делать то, что считает необходимым.

Друзья
Лейн

Стремясь спасти друга-убийцу от электрического стула, он себя чувствует круто в этой ситуации, как герой кино - "как Чак Норрис". И ему это нравится, хотя по сути, мне кажется, такому человеку глубоко наплевать на всех: и на убитую девушку, и на "друга"-убийцу, которого он хочет спасти от полиции. Ему просто нравится чувствовать свою значительность и самотверженную "героичность".


Мэтт - герой Киану Ривза. Неоднозначный герой, его тоже нельзя назвать целиком положительным, но в нём, больше, чем в других, есть проблески хороших качеств. Например, его отношение к маленькой сестрёнке очень нежное и тёплое, какое и должно быть у старшего брата по отношению к маленькой и безобидной девочке, которую, кстати, обижает другой брат Тим, за что получает частенько люлей от Мэтта.

С сестрёнкой
На похоронах

Мэтт - самый человечный из всей компании. Только на него, пожалуй, вид убитой девушки произвёл какое-то впечатление. Об этом он не говорил ни слова до конца фильма, но это очень явственно читалось по его лицу в течение фильма - как он "переваривает" произошедшее и не может этого сделать. Он и сам не мог бы выразить в словах свои чувства, потому что не настолько развит интеллектуально, чтобы заниматься самоанализом, но он определённо что-то чувствует и это не даёт ему покоя. Прекрасная работа Киану - не говоря ни слова, показать сомнения и эмоции героя!




Мучительные раздумья, сомнения в том, что правильно, а что нет, за кого он должен быть, на чьей стороне. Эти сомнения приводят его к шагу, который бы все его друзья, а особенно ближайший друг - Лейн, расценили как жуткое предательство. Но несмотря на страх осуждения и отвержения своими друзьями, он принимает это важное решение самостоятельно, ни с кем не советуясь. Решение, которое ему подсказала его собственная совесть- он не мог поступить иначе, ибо душевно страдал от того, что ему довелось увидеть.

...но её лицо так и стоит у меня перед глазами


Джон - сам убийца, какой-то тюфяк, у которого погоняло Очко.


Зачем он убил девушку - неизвестно, просто хотел посмотреть, как он умирает? Я-то думала, что он хотя бы её изнасиловал, а он даже нет, просто задушил и всё. Причём душил он её одетую, а потом зачем-то раздел догола, и её труп лежал абсолютно голый в течение всего фильма. Я заметила, кстати, что в самом начале фильма она лежала, ещё как живая, даже соски грудей были розовые. Когда её показали позже, они уже стали одного цвета с кожей, а на шее появился след от удушения... В общем, реализм.

Фильм в общем-то основан на реальной истории: в 1981 году был такой случай, когда парень изнасиловал и убил девочку, об этом знали 11 человек - и ни один (!) не сообщил об этом в полицию. В фильме этот случай несколько видоизменили - речи об изнасиловании не шло и нашёлся тот, кто всё же заявил в полицию. Полиция, кстати, "порадовала" - у них не лучше, чем у нас. Попробуй только заяви о преступлении, так чуть ли не сам окажешься виноватым. "Если ты знал об убийстве и не заявил об этом СРАЗУ в полицию, это делает тебя соучастником преступления и я мог тебя посадить".

 

 

Тим - 12-летний младший брат Мэтта. Это даже не трудный ребёнок, это исчадие ада какое-то. Фильм вообще начинается с того, что этот "ребёнок" скидывает с моста в реку любимую куклу своей младшей сестры. Зачем? А назло. И он первый видит с моста на берегу труп девушки и её убийцу рядом.

Вот оно, исчадие ада)

В свои 12 лет он уже конкретно подсел на "траву" и вообще ведёт себя, как отвязный хулиган. Просто страшно представить, каким ужасным чудовищем он будет, когда повзрослеет и станет физически сильнее. Это же просто монстр какой-то. Сейчас Мэтт его хоть как-то сдерживает на правах старшего и сильного, может ему накостылять. А когда он сам станет таким же сильными взрослым, как Мэтт, что тогда будет с людьми вокруг? Пацан-то с явными садистскими наклонностями и при этом очень продуманный, далеко не дурак.

- Я же твой брат, Тим!

Но конец фильма всё-таки оставил маленькую надежду, что и в нём есть что-то человеческое, и может быть, не всё потеряно.

Мать Мэтта (а также его брата и сестрёнки) - несчастная женщина, которая вызывает у меня большое сочувствие. Как она измучилась со своими неуправляемыми сыновьями - это что-то! Столько нервов, переживаний из-за них, непутёвых... И главное, она понимает, что ничего не может с этим поделать. Когда Мэтт спрашивает свою мать, почему она позволяет что-то делать Тиму, она отвечает что-то типа: да? а почему я тебе позволяю курить траву в доме? вот потому и ему позволяю.

До чего же нужно довести любящую мать, чтобы она кричала: "Я ничья мать! Я откажусь от вас! Все мои дети - сплошное недоразумение!"

Она ничего не может поделать со своими сыновьями, они её не слушают и совершенно неподконтрольны. Впрочем, у Мэтта с матерью хоть и нет взаимопонимания, но он в глубине души относится к ней неплохо, а вот отчима своего ненавидит и презирает и не упускает случая ему об этом заявить так, что дело чуть до драки не доходит. А мать - между двумя огнями, между сыном и мужем, находящимися в состоянии холодно-ядерной войны.
И когда мать укоряет мужа, что он не занимается детьми, он вполне резонно заявляет:
"Это твои дети. Не я наплодил этих монстров!"
Действительно, он здесь не причём. Дети ему не нужны, он просто спит с их матерью, а больше его ничего не колышит. Зачем ему тратить нервы на разборки с чужими детьми, тратить силы на их перевоспитание?


Вообще, как я поняла, это фильм о том, что всем ВСЁ РАВНО, это фильм о безраличии людей друг к другу. И даже осознавая чудовищность этого безразличия внутри себя, переживая из-за осознания собственной чёрствости, никто не может заставить себя чувствовать что-то, чего в нём нет. А большинство героев вообще не заморачиваются на этот счёт.


Есть ещё яркий персонаж - Фек, в исполнении Денниса Хоппера. Это тот ещё тип. Бывший байкер, с одной ногой, сидящий на "траве", убивший выстрелом в голову свою девушку, "которую любил", отсидевший за это и теперь живущий отшельником вдвоём с куклой из секс-шопа, с которой он танцует и вообще не растаётся, и никогда не выходит из дому, потому что считает, что "за ним следят" и "многие хотят его смерти". Я говорю, персонаж ещё тот!
Забыть такого типа невозможно.

Для справки, Деннис Хоппер - тот, кто сыграл главного злодея в знаменитом фильме "Скорость", где они с Киану оказались снова на одной съёмочной площадке, через 8 лет после "На берегу реки". Лично я его сразу узнала.


В общем, для меня этот фильм по силе воздействия сравним только с сериалом "Школа" Валерии Гай Германики, который тоже меня шокировал и зацепил в своё время. А например, "Все умрут, а я останусь" после "чернухи" "Школы" меня вообще не впечатлил. А фильм "На берегу реки" - да, цепанул, заставил о нём думать...


Ставлю 4 балла, потому что 5 баллов приберегу для тех фильмов, которые несут "разумное, доброе, вечное" и вызывают хоть какие-то светлые эмоции от просмотра, чего никак не скажешь о драме "На берегу реки".

Но к просмотру рекомендую, потому что это сильный фильм, во всяком случае, точно отвлечёт от ваших собственных проблем и переживаний, но при этом заставит мучительно думать о чужих) А нужно ли вам это - решайте сами Smile


Спасибо за внимание!

Nusia1812рекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
25.04.2015
Я обожаю Киану Ривза,
но смотреть фильм не буду...
Тяжелый сюжет Sad(
26.04.2015
Niki-Poli, да, фильм непростой... эмоциональный, нервный, один из немногих фильмов, где немало интересных героев, разных характеров, о которых можно многое сказать. И герой Киану среди них далеко ещё не самый яркий.
25.04.2015
Надо будет посмотреть, интересный отзыв
26.04.2015
Lina_ESC, спасибо за внимание Smile
Не забудьте потом поделиться впечатлениями Wink
27.04.2015
Отличный отзыв!!! Такое ощущение, что ты вкладываешь частичку души в каждый свой отзыв! Да, фильм по описанию тяжелый, но он заслуживает просмотра, чтобы понять что в нашей жизни не должно быть места равнодушию. А то, увы, его в наше время все больше и больше становится (((
27.04.2015
Derzik, спасибо большое!!! это зависит от фильма, если он что-то затронул в душе, то тогда много есть что сказать, а если нет - то даже не хочется тратить время на отзыв про него. Разве что для того, чтобы уберечь людей от бесполезной траты времени на дурацкий фильм.
Когда я садилась писать отзыв на этот фильм, я даже не думала, что будет так много что сказать про его героев. Хоть я решила посмотреть этот фильм только благодаря участию в нем Киану, но скажу честно, "На берегу реки" достоин внимания не только ради него, в отличие от предыдущих ранних фильмов с Киану, которые я видела.
Это даже не равнодушие, а бесчувствие... они видят труп своей подруги и ничего не чувствуют. Именно это удивляет в самих себе Клариссу и Мэтта. Кларисса говорит, что была уверена, что если кто-то из её знакомых умрёт, она будет плакать, так как она плачет даже, слушая грустную песню. А тут её подругу убили, она видела её труп и - даже не заплакала ни разу.
Сам убийца какой-то странный, ему грозит электрический стул за убийство, а ему как будто всё равно, он безразличен даже к самому себе, чего уж говорить про окружающих.
28.04.2015
Да, ты права. Режиссер хотел в этом фильме подчеркнуть одну беду: равнодушие. Ведь оно в наше время захватывает все больше и больше людей. На своем же примере видим: подскользнулись зимой и растянулись на льду, и никто из пешеходов не бежит помочь тебе подняться. Хорошо если не заржут еще.
Другие отзывы
Смотрите также