Недавно вышедший фильм «Кентавр» Кирилла Кемница, с неподражаемым Юрой Борисовым, с одной стороны, напомнил нам давно знакомые «Драйв» и «Таксист», культовые кинокартины о проблеме маленького человека и большого жесткого мира, а с другой стороны, оставил легкое недоразумение и послевкусие, отличающееся от упомянутых выше Американских картин. И пока критики продолжают вопить о том, что «Кентавр» - пародия на «Драйв», настоящий ценитель осознает: Кентавр не только не копирует драйв, он лучше него.
Почему? Кажется, что всё просто. Проблема «маленького человека» - это кажется то, о чем в России писали, пишут и будут писать всегда. Будь то «малость» перед гнетом обстоятельств и отсутствия технологий, или перед авторитарным правителем, внушающем страх. «Станционный смотритель» Александра Пушкина (именно им зачитывался Мартин Скорсезе, создавая «Таксиста»), Гоголевская «Шинель», «Преступление и наказание» Достоевского (или его же «Записки из мертвого дома», поражающие своим детальным описанием острожной жизни)…список можно продолжать вечно. И достойное место в этом списке занимает кинокартина Кирилла Кемница «Кентавр».
Почему же эта кинокартина гораздо лучше зарубежных «Драйва» и «Таксиста»? Потому что для россиянина, гражданина РСФСР, гражданина российской империи, крестьянина вольного Миколы… и впервые крестившегося по принуждению порочного государя русича, проблема маленького человека будто введена под кожу, будто является чертой русского человека, его характерной особенностью, благодаря которой русский народ, словно тараканы могут выживать в любых условиях и при любом режиме. В глазах Юры Борисова - отчаяние, видно, что эту роль он не «сыграл», он ее прожил, прожил так, как проживает сейчас каждый россиянин, как каждый из тех, кто ощущает свою уязвимость перед внешними обстоятельствами, боясь, в один момент, того, что скромный инвалид вдруг может совершить убийство, а в другой, что этот скромный инвалид - твоя единственная надежда.
Поверить тому, что говорят другие или своему внутреннему чувству? Искать пороки в других или разобраться в себе и осознать свою ошибку? Осознать, что ошибка - фатальна и начать действовать или дать другому умирать? - такие вопросы ставит перед современным зрителем «Кентавр», баллада о герое с большим сердцем в мелочном и грязном городе.
Почему этот фильм лучше «Таксиста» и «Драйва»? Потому что он снят в России, там, где подобная картина - ежедневный сюжет жизни каждого третьего. Впрочем, не удивительно, что фильм вскоре, после этой рецензии, обретет мировую популярность.
Искренне Ваш, М.
P.S. Эта рецензия написана начинающим кинокритиком. Пожалуйста, оцените мою работу. У меня мало денег на дальнейшее обучение и мне кажется, что я делаю то, что у меня не получается.