Опубликовано 8 Февраль, 2024 - 00:05

  • Опыт использования:
    несколько раз

Доброго времени суток, дорогие читатели! 🎔

 

Поделюсь своими мыслями и впечатлениями об отечественном фильме "Мусульманин" 1995 года, с которым я, как ни странно, впервые познакомилась на киновечере в Католической Церкви. Перед нами поставили вопрос "Кто в этой истории по-настоящему верующий?". Ответ лежит на поверхности, и я постаралась углубиться в фильм так, чтобы открыть для себя в нём как можно больше смыслов.

 

Сразу скажу, что это фильм НЕо том, какая религия истинная, НЕ о том, как заставить человека верить (что, по сути своей, невозможно), НЕ о том, кто лучше, а кто хуже.

 

Мусульманин - это действительно кино о том, что значит - верить по-настоящему.

 

 

Жанр: драма

Страна: Россия

Режиссёр: Владимир Хотиненко

Продолжительность: 110 минут

 

О сюжете (без ключевых спойлеров) и героях

 

 

Коля Иванов (исполняет Евгений Миронов) возвращается на родину после того, как 7 лет провёл у моджахедов в Афганистане. Там он принял ислам и там его научили верить: молиться, соблюдать традиции, следовать ценностям, объяснили и привили принципы, законы, постулаты. Он так же выучил язык фарси (персидский) и стал говорить на нём так, что русский по возвращении на Родину уже звучит из его уст с акцентом. Проведённые под наставничеством мусульманина 7 лет существенно изменили Николая, он действительно стал верующим человеком, впустив в своё сердце и взрастив в нём мусульманскую веру и культуру.

 

- Меня расстреливать вели, а он на осле мимо ехал. А у него сына убили.

 

 

По возвращении домой Коля ведёт себя очень сдержанно, часто молчит и изредка скромно улыбается. Помимо этого, он много молится в уединении.

 

 

Зритель видит, что привычная атмосфера родного села, малообразованность местного люда стала ему сильно чужда. Поначалу односельчане радушно встречают его и не обращают особого внимания на его чудное для них поведение. Конфликт начинается с малых претензий, мол, "одеваешься не по-нашему", насмешек над его вторым именем Абдалла ("Раб Божий"), которое он носил, будучи в Афганистане.

 

 

Но в сущности им до Коли особого дела и нет; вот, вся деревня собралась на пиршество в честь его возвращения, а получилось известное "мы собрались здесь, чтобы выпить да закусить", а отсутствие Коли никто и не заметил.

 

 

Фильм великолепно отражает культурную беспросветность сельского люда и религиозную необразованность людей в целом. Так становится понятно, почему Николай не смог остаться христианином: вокруг него люди, которые не то что не знают ни строчки из Священного Писания, но которые не умеют молиться, поститься, не понимают смысла Таинств (таких, как Крещение, например), зачем нужны крёстные, какова их роль в воспитании крестника, они не смогут рассказать о Божественных Заповедях и их ценности, необходимости их соблюдения. После прожитых лет в Афганистане Николай мог бы сказать про себя то, чего эти люди сказать не могли, а именно: "Знаю, во что верю". Да, они говорят о Христе, но в них отсутствует подлинная, сокровенная вера.

 

 

Такое катастрофическое маловерие, разумеется, даёт огромную почву для суеверий, исковерканное понимание святости, благочестия и христианства в целом. Так, "хороши" у них законы, о которых Бог никогда не говорил людям:

 

- На поминках три рюмки выпить требуется, тоже закон, только наш.

 

Или наделение молитвы магическими свойствами... Или отношение к ней как к запросу на услугу.

 

-Помоги, батюшка! Может, молитва какая есть, али заговор.

 

Мама Коли и его брата Фёдора - Софья Пантелеймоновна (а между местными просто Сонька; исполняет Нина Усатова), противоречивый персонаж. Когда я первый раз увидела фильм несколько лет назад, моё отношение к этому персонажу было отрицательным, сейчас же, при пересмотре я по-другому смотрю на маму Николая и Фёдора, более мягко и снисходительно. Поначалу кажется, что она на стороне сына, защищает его интересы и принимает его новую веру, но так же и остаётся открытым вопрос, за что она радеет больше: за Колю или за свою репутацию и то, что она "не хуже" местных баб.

 

 

Наверное, единственный человек, с которым у Коли случается настоящий открытый конфликт - это его брат Фёдор (исполняет Александр Балуев). Человек, который из крайности в крайность, и о нём так же можно сказать "Заставь дурака Богу молиться - лоб расшибёт". Вызывает целый спектр эмоций : от отвращения до сочувствия. Он буквально не может смириться с добродетелями Коли.

 

 

Вера (исполняет Евдокия Германова). Во всём селе находится лишь один человек, который интересуется Колей и языком, на котором он говорит, и это - Вера, местная девушка с репутацией проститутки.

 

 

Имя этой женщины и сам персонаж - один огромный прообраз того, что происходит с нашей собственной религиозной жизнью. Она такая же потерянная, такая же беспорядочная, такая же заблудшая... Но мне кажется, что среди всех в этой истории именно Вера - ближе всех к обращению в настоящую веру.

Но вот способна ли она оценить любовь и осознать и принять сокровенность супружеских отношений - вопрос...

 

- Я хочу, чтобы мы женились. А когда мы женимся, у нас будет это. А потом у нас от этого будут дети, ты будешь их растить, а я буду их кормить...

- А... И чё потом?

- Потом... дети вырастут, у них будут свои дети, а мы с тобой станем старенькими, вот как бабушка. Понимаешь?

 

О чём ещё этот фильм?

 

"Мусульманин" - фильм о том, что люди делают Богов из материальных вещей и друг из друга.

 

Также выражена в фильме великолепная мысль, которая не раз приходила мне в голову - как легко человеку поверить в Дьявола, и как сложно - в Бога.

 

Без причины не надо вешаться! А будет причина - тоже не вешайтесь! Потому что нет такой причины. Потому что это грех... А грешить легко, так легко, как войти в воду, когда деньги плывут по реке...

 

Не можете молиться - не молитесь! Не можете креститься - не креститесь! Не можете поститься - не поститесь! Не можете верить Христу - не верьте! Не можете верить Мухаммеду - не верьте! Не можете верить - не верьте! Но знайте... Придёт Сатана, и вы поверите. Потому что он заставит вас поверить ему. И будет плохо, очень плохо.

 

В фильме очень много образов и символов, которые зрителю предстоит увидеть и разгадать... Вот, например, пастух, который имеет проблемы с речью. Вроде бы, просто мимолётный персонаж? Вовсе нет...

 

 

Голова свиньи, река, мост... И многое другое.

 

 

Достаточно в фильме так же и юмора, а местами присутствует а-ля хоррор.

 

 

Есть в фильме так же Неизвестный персонаж (исполняет Александр Песков): зритель видит его немое участие с самого начала, но кто он, какова его роль в истории Коли - об этом узнается только ближе к финалу. Для меня финал стал печальным.

 

 

Кино детально продумано и снято очень качественно; при просмотре создаётся ощущение вневременности - его будто сняли в 80-х, а будто и вчера. Зритель может увидеть замечательные кадры природы России, быта сельской местности...

 

 

Жаль, что, кроме православного батюшки, зрителю так и не показали чистого, истинно верующего мирянина - христианина, будто таких и нет вовсе в России.

 

Итог: Фильм "Мусульманин" - не досуговое кино и между делом его смотреть не стоит. Он раскрывает большое количество проблематик и тем, над которыми нужно долго и вдумчиво рассуждать. Актёры великолепно отыгрывают свои роли, настолько, что каждому из них веришь, будто наблюдаешь за происходящим со стороны. Определённо, эту работу Владимира Хотиненко я рекомендую к просмотру.

 

Спасибо за Ваше время и побольше достойных и интересных фильмов в Вашу кинотеку! 🎔

 

P.S. Мои отзывы на фильмы здесь

Достоинства
  • Актеры
  • Умное кино
мысл.ь_и_тел.ьрекомендует
Читать все отзывы 4
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Спасибо, что напомнили про этот фильм
Другие отзывы
Читать все отзывы 4
Смотрите также