Пятидесятые годы, излёт сталинской эпохи. Маленький сибирский городок рядом с зоной. Петя - местный дурачок лет 20-ти, который назначил себя милиционером, защитником правопорядка в автоинспекции.
Практически всем нравится участвовать в этой игре. И рабочим, и кухарке, водителям и даже местному милиционеру, который смастерил для парня деревянный пистолет...
Петя всё "инспектирует" и ему подыгрывают. Даже начальник Николай Иванович защищает дурачка.
Петя - воплощение городского блаженного, образ народной святости и доброты.
Не любят Петю только грубый бессердечный водителей и хам антисемит гэбист, которого жена-красавица зовёт Сержем. Жена, кстати, изменяет ему с врачом-евреем.
Постепенно нам показывают те или иные конфликты, персонажей. Но никакого развития им не будет. Они только обрамляют жизнь главного героя. Ощущение, что они нужны только чтобы заполнить время.
Герои тоже не будут развиваться, меняться.
И, конечно же, чистый сердцем наивный Петя не сможет выжить. Это понятно с начала картины.
Фильм движется вяло. Как такового сюжета, который бы развивался с начала и до конца, в фильме нет.
Режиссер пытается погрузить зрителей в атмосферу 50-х годов. У него и художника это неплохо получается. Весь антураж соответствует. Единственное - достаточно много всего нового для послевоенной атмосферы: дома, заборы, шапки, столбы...
Ну и есть несколько цитат из фильмов Германа, какие-то отголоски фильмов Тодоровского. Даже что-то из фильма Меньшова "Любовь и голуби" или из Шукшина. Но в "Пете" всё слабее.
То же можно сказать о музыке.
Но главным недостатком фильма, на мой взгляд, является актерский образ Пети, игра Егора Павлова, исполняющего главную роль. Ощущение, что непрофессионального актёра утвердили из-за внешности: высокий, угловатый, лицо простака, уши торчат. Видно, что он пытается вести себя обычно, максимально естественно. Но ведь естественность в кадре - это как раз высший пилотаж мастерства. Петя передвигается в кадре, как кукла.
И Петя у Егора никак не "дурачок". Ни мимика, ни интонации, ни речь, ни походка не похожи. Егор не виноват. Он не профессионал. Кроме того, в первой трети фильма режиссер старается не выдавать "секрет" Пети о том, что тот на самом деле не инспектор, а местный блаженный. Возможно, режиссёр рассчитывал на эффект открытия, которое переживёт зритель, узнав, что перед ними не милиционер, а особенный ребёнок.
Но открытия не происходит. Замысел режиссёра не сработал. Просто потому что к фильмам сейчас пишут краткое описание. И люди, рекомендуя кино знакомым, рассказывают фабулу. И люди начинают смотреть, уже зная, кто такой Петя.
Может, именно этот расчет режиссёра на вау-эффект у зрителя и оказал дурную услугу фильму. Для этого эффекта Петя должен был бы вести себя, как мог бы это делать реальный инспектор. Актер и сделал, как ему сказали. Проблема в том, что реальные люди с особенностями всё же ведут себя особенно, не как все. Их поведение иногда немного, но отличается.
Я много перевидал особенных ребят. Интересно, как Егор работал над ролью. Ведь чтобы создать такой образ, наверное, нужно было бы общаться с такими людьми, пожить с ними. Они отличаются.